Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование основ функциональной грамотности у младших школьников | Светлана Николаевна Чудова. Работа №338543

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Работа по формированию функциональной грамотности опирается как на традиционные методы и формы обучения, так и на инновационное обучение, что позволяет повысить интерес учащихся и к уроку, и к учебному процессу в целом. Системная пошаговая работа вырабатывает у обучающихся осознанное критическое отношение к получаемой информации, стимулирует поиск ответов на возникающие вопросы, учит действовать в процессе самого действия, а значит, формирует функциональную грамотность.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках в начальной школе необходимо соблюдать следующие условия:

обучение должно носить деятельностный характер;

учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;

в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

применять такие образовательные технологии, как: проблемно-диалогическая технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Начальное общее образование – фундамент школьной учебы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Функциональная грамотность подразумевает наличие у ребенка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений, а также для дальнейшего обучения и получения новой информации при изучении естественных наук и др.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Личностно-ориентированный, культурно-ориентированный и деятельностный подход способствуют формированию и развитию практических навыков обучающихся. Позволяют повысить интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом нетрадиционные формы уроков: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-путешествие.

Одним из действенных средств, способных вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, являются дидактические игры, такие как «Четвёртый лишний», «Буква потерялась», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение», «Продолжи сказку» и др. Изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность увеличивается.

Исследовательские и творческие проекты («Образ Бабы Яги в русских народных сказках», «Русские богатыри в былинах и сказках», «Имена прилагательные в загадках» и др.) стимулируют природную любознательность учащихся и направляют её по пути специально организованного поиска ответов на вопросы, приучая их к самостоятельности мышления и более глубокому погружению в интересующий материал.

Большое значение в формировании функциональной грамотности обучающихся имеет развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения. Дети учатся писать тематические сочинения, сочинения-миниатюры по пословицам, отзыв на прочитанную книгу, сочиняют стихи и сказки – значит, учатся мыслить, видеть, анализировать, высказывать свою точку зрения. На уроках идет многоплановая, разносторонняя работа со словом: учащиеся узнают лексические значения слов, представленные в различных словарях.

Использование информационных и коммуникационных технологий дают широкие возможности для создания презентаций, поиска в интернете дополнительной литературы и информации, способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес обучающихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал, повышают уровень функциональной грамотности обучающихся. Наиболее эффективно и активно информационные и коммуникационные технологии используются при осуществлении учебных проектов для создания презентаций («Рассказ о слове», «Золотое кольцо России», «Зимние слова», «Русские поэты и художники о временах года» и др.).

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся, и развивать функциональную грамотность.

Нетрадиционные формы домашнего задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ребенка, позволяют ребенку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Для развития функциональной грамотности использую творческие работы, иллюстраций к изучаемым произведениям, инсценировка отдельных эпизодов, создание самостоятельных литературных произведений разных жанров, продолжение неоконченных произведений, создание синквейнов, составление словарей и словарных диктантов, составление опорных схем и таблиц, творческий пересказ от лица конкретного героя.

Воспитанию творческой и активной личности, умеющей учиться, самосовершенствоваться и самостоятельно добывать знания способствуют все виды читательской функциональной грамотности: коммуникативная, информационная и деятельностная. Это помогает обучающимся владеть всеми видами речевой деятельности, понимать чужую устную и письменную речь, самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета, перерабатывать и систематизировать информацию, формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку.

Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Составляющие математической грамотности: умение находить и отбирать информацию, выполнять арифметические действия и использовать информацию, выполнять оценку и анализ данных.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.

Каждую тему начинаем с того, что выясняем ее практическую применимость, обсуждаем с детьми, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности включает в себя:

- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизниля чего, где может пригодиться, где воспользуемся полученными знаниями);

- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях);

- способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать.

Для формирования ключевых компетенций учащихся использую различные формы и методы работы:

- Метод проектов («Числа вокруг нас». Математический справочник «Наш город», «Математические сказки», «Сколько весит школьный портфель», «Задачи-расчеты»);

- Исследовательский метод при изучении тем «Единицы длины», «Единицы массы», «Квадрат», «Виды углов», «Свойства прямоугольника» и др.;

- Кейс-метод (работа по изучению свойств сложения);

- Метод моделирования при изучении тем «Нумерация многозначных чисел»;

- Частично-поисковый («Измерение площади и периметра», «Измерение площади палеткой»).

Важной характеристикой математической грамотности являются коммуникативные навыки. Ученики представляют и разъясняют математическую информацию, описывают результаты своих действий, обосновывают логику своего анализа или оценки. Делают это как устно, так и письменно (от простых чисел и слов до развернутых детальных объяснений), а также с помощью рисунков (диаграмм, таблиц), проводят замеры повсеместно используемых единиц измерения (минуты, миллиметры, литры, граммы) с помощью шкал знакомых измерительных приборов (часы, линейка, весы). Математическая грамотность также эффективно формируется при использовании заданий, направленных на развитие математической речи при работе с числовыми выражениями. Формирование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, речевых недостатков, таких как неточность и скудность речи, употребление лишних слов, неверный порядок слов в предложении. На этом этапе работы по становлению речи достигается ясность и точность речи. Задания на устранение речевых недостатков подбираю такие же, как на уроках литературы, только использую математический материал. Их использую и на уроках математики, и на уроках русского языка, что помогает упрочить межпредметные связи.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем с учащимися навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Учебная деятельность имеет продуктивный характер и включает в себя следующие виды деятельности: объяснение и описание явлений природы; использование и построение моделей явлений и процессов; прогнозирование экологических изменений в природе; формулирование выводов на основе имеющихся данных; анализ этих выводов и оценка их достоверности; выдвижение гипотез и определение способов их проверки; формулирование цели исследования; построение плана исследования; дискуссия по естественно-научным вопросам; практические работы, презентации проектов.

Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. Структура финансовой грамотности включает в себя четыре ключевые области: деньги и сделки, планирование и управление финансами, риск и вознаграждения, финансовый ландшафт.

На уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности у ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием («Как приготовить пирожное «картошка» в домашних условиях и сколько это будет стоить?», «Дороже или дешевле приготовить пирожное самим или купить в магазине?», «Сколько стоит собрать ребенка в школу?» и др.).

Работа по формированию функциональной грамотности опирается как на традиционные методы и формы обучения, так и на инновационное обучение, что позволяет повысить интерес учащихся и к уроку, и к учебному процессу в целом. Системная пошаговая работа вырабатывает у обучающихся осознанное критическое отношение к получаемой информации, стимулирует поиск ответов на возникающие вопросы, учит действовать в процессе самого действия, а значит, формирует функциональную грамотность.

 

 

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пос. для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2012. – 151 с.

2. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е.  Э.  Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.  Ф.  Виноградовой.  — Москва: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.  — 288 с.  — ISBN 978-5-360-09871-3.

3. Громова Л. А. Функциональная грамотность учителя при реализации задач национального проекта «Образование» / Л.  А. Громова  //  Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций.  — 2020. — Вып. 2-2. – 32–37 с.

4. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте [Текст] / В.А. Ермоленко. – Москва: Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, 2012. – 120 с.

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст]: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2017. – 327 с.

6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – Москва: Просвещение, 2019. – 39 с.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×