«Формирование основ культуры социальной безопасности дошкольников посредствам дидактических игр» | Анисимова Анна Александровна. Работа №213888
Автор: Анисимова Анна Александровна
Методическая разработка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Формирование основ культуры
социальной безопасности дошкольников посредствам дидактических игр»
Автор: Анисимова Анна Александровна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 52 города Ставрополя (МБДОУ д/с № 52), воспитатель
Пояснительная записка:
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Поэтому, с самого раннего детства необходимо воспитывать у ребенка культуру безопасности жизнедеятельности.
Определить правильно или не правильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно.
Ребенок в современном мире, словно маленькая лодочка в океане – опасность его подстерегает на каждом шагу. Никогда не угадаешь, что ждет его впереди. Но есть шанс избежать массу неприятностей, если быть к ним готовым.
Актуальность:
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства. В этой связи формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Ребенок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
Безопасность детей — несложные правила, позволяющие оградить ребенка от массы неприятностей. И эти правила необходимо выполнять четко, от этого зависит жизнь наших детей. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением.
Проанализировав методическую литературу по данной теме, мы установили, что формирование знаний ОБЖ у детей дошкольного возраста возможно при соблюдении комплекса педагогических условий:
1. Отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установление последовательности его освоения.
2. Применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений, как основы безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка.
3. Осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении, и ее осуществление в тесном сотрудничестве.
Основным средством ознакомления детей с правилами безопасности в быту считаю дидактические игры.
Игры дают возможность:
познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
учить различать потенциально опасные предметы;
сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Важным моментом освоения дошкольниками знаний и умений безопасного поведения считаю ситуативно-имитационное моделирование. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами дают возможность формировать опыт безопасности в быту.
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Правильно – не правильно».
Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или «Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет.
Дидактическая игра по теме «Безопасность в доме» «Опасно - неопасно».
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.
Дидактические игры по теме безопасности
«Незнакомые люди» «Кто стучится в дверь ко мне».
Цель: закреплять знания детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации
Примерные ситуации:
- почтальон принес срочную телеграмму;
- слесарь пришел ремонтировать кран;
- милиционер пришел проверить сигнализацию;
- медсестра принесла лекарство для бабушки;
- мамина подруга пришла гости;
- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;
- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;
- женщине нужно вызвать «Скорую помощь».
Дидактические игры по теме безопасности
«Незнакомые люди» «Как ты поступишь?».
Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Ситуация № 1:
Молодая женщина приятной наружности говорит мальчику: «Здравствуй мальчик! Как тебя зовут? А где ты живёшь?» Как должна ответить мальчик незнакомке?
Три варианта ответа:
Вот я сейчас милиционера позову!
Простите, но я очень спешу!
Меня зовут Витя, я живу в этом доме?
Ситуация № 2:
Ребёнок потерялся. Что он будет делать?
Три варианта ответа:
Везде бегать и искать маму.
Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.
Стоять на месте, где потерялся.
Ситуация № 3:
Мужчина предлагает мальчику покататься на машине, берет его за руку и тянет в машину. Как должен повести себя ребёнок?
Три варианта ответа:
Я буду кричать и звать на помощь.
Поеду с незнакомцем.
Позвоню по телефону.
Дидактические игры по теме безопасности
«Незнакомые люди» «Свои, чужие».
Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Дети встают в круг. Водящий находиться в центре круга и поочерёдно бросает мяч каждому ребёнку, приговаривая, - «Свой», «Чужой», «Знакомый». Ребёнок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч.
Теперь мы с вами знаем, каких людей считать чужими. Доверять можно только близким людям. Незнакомый, чужой человек может причинить большой вред, сильно испугать, разлучить с близкими, отобрать что – нибудь.
Дидактические игры по теме безопасности
«Незнакомые люди» «Куда бежать, если за тобой гонятся».
Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.
Материал. Картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, пост ГАИ.
Дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.
Дидактические игры по теме безопасности
«Незнакомые люди» «Эти правила важны».
Цель: закреплять знания детей о правилах нахождения дома, о том, что нельзя открывать двери незнакомым людям.
Ребята говорят правила друг другу по очереди.
Не открывай чужому дверь,
Любым словам его не верь.
Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.
Если дядя незнакомый,
Хочет прокатить,
Или дать тебе конфет,
Ты ответить должен: «Нет»
Нельзя садиться в машину без разрешения родителей к незнакомому человеку.
Если тётя подошла,
Тебя за руку взяла,
Говорит: «Пойдём в кино», -
Не ходи с ней всё равно.
Если незнакомый взрослый пытается тебя пригласить в кино или дать красивую игрушку, нельзя идти с ним.
Нельзя доверчивым быть,
Незнакомым секреты открыть
Они обманут ребёнка легко
И деньги его унесут далеко.
Нельзя рассказывать незнакомому человеку, что есть в доме.
- Если вы не забудете эти правила, то ни с кем из вас не случиться беда.
Настольно – печатная игра «Собери картинку».
Цель: закреплять знания детей о правилах безопасности дома, на улице, с незнакомыми людьми, развивать логическое мышление, кругозор, познавательный интерес и речевую активность.
Дидактические игры по теме безопасности
«Опасайся террористов!»
Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи».
Цель: закреплять знания детей о правилах безопасности на улице, с незнакомыми предметами. Развивать словарный запас детей, связную речь, внимание.
«Основы безопасности в среди людей»
Цель: познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка в социуме. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.
Дидактическая игра «Как избежать неприятностей?».
Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им в быту, формировать умение избегать этих ситуаций.
Дидактическая игра по теме «Так и не так».
Цель: закрепить умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Правила: под красную карточку положить картинки, с изображением опасных для жизни действий ребенка, под зеленую – неопасных ((разрешенных).
Материал: 2 карточки – зеленая и красная. Картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; знаки – символы.
Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их, не сделать излишне настороженными, но подготовить к полноценной жизни, полной неожиданностей. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка. Необходимо подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях.