Статья Формирование основ проектной деятельности как механизм реализации ФГОС ООО. Автор: Вилисова Светлана Ивановна

Автор: Вилисова Светлана Ивановна
Введение новых образовательных стандартов основного общего образования придает иной качественный импульс развития всей образовательной инфраструктуре.  В изменяющихся условиях стратегическая цель образования предполагает не просто наделение школьника определенной суммой знаний, но и создание условий для социокультурной адаптации, т.е. научить вступать в социальное взаимодействие с окружающими, видеть общую картину мира, проявлять предприимчивость, управлять собой, проявлять волю к действию и готовность взять на себя ответственность. Именно востребованность в самостоятельной, инициативной, творческой, критически мыслящей, способной к взаимодействию с другими, ответственной за свои поступки личности способствовали ориентации образования на овладение обучающимися функциональной грамотностью и ключевыми компетенциями.

         Образовательный процесс в школе предусматривает передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только знание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации.   Обучающийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он не только готовиться к будущей жизни, к наиболее полной самореализации своих способностей, он уже живет в том микросоциуме, которым является школа. При этом передача и запоминание информации, выполнение стандартных алгоритмических операций не приводят к достижению метапредметных результатов, требования к которым обозначены в ФГОС второго поколения. Таким образом, одной из главных задач школы является не только совершенствование собственно образовательного процесса, но прежде всего - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников. Поэтому особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных стратегий и тактик реализации ФГОС.


Автор: Вилисова Светлана Ивановна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя оющеобразовательная школа № 91»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование основ проектной деятельности

как механизм реализации ФГОС основной школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.И.Вилисова

учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРМЬ 2017

 

Содержание

 

Введение

Теоретические основы организации проектной деятельности в школе.

Проект «Формирование основ культуры образовательной деятельности в МАОУ «СОШ № 91» как механизм развития культуры организации

Заключение

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

 

Введение новых образовательных стандартов основного общего образования придает иной качественный импульс развития всей образовательной инфраструктуре. В изменяющихся условиях стратегическая цель образования предполагает не просто наделение школьника определенной суммой знаний, но и создание условий для социокультурной адаптации, т.е. научить вступать в социальное взаимодействие с окружающими, видеть общую картину мира, проявлять предприимчивость, управлять собой, проявлять волю к действию и готовность взять на себя ответственность. Именно востребованность в самостоятельной, инициативной, творческой, критически мыслящей, способной к взаимодействию с другими, ответственной за свои поступки личности способствовали ориентации образования на овладение обучающимися функциональной грамотностью и ключевыми компетенциями.

Образовательный процесс в школе предусматривает передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только знание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации. Обучающийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он не только готовиться к будущей жизни, к наиболее полной самореализации своих способностей, он уже живет в том микросоциуме, которым является школа. При этом передача и запоминание информации, выполнение стандартных алгоритмических операций не приводят к достижению метапредметных результатов, требования к которым обозначены в ФГОС второго поколения. Таким образом, одной из главных задач школы является не только совершенствование собственно образовательного процесса, но прежде всего - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников. Поэтому особую актуальность приобретает проблема поиска эффективных стратегий и тактик реализации ФГОС.

Школа уже имеет определенный опыт апробации ФГОС ООО, а также в организацию образовательного процесса внесены изменения с учетом требований реализации проекта муниципальной модели основной школы «Основная школа – пространство выбора» (организация поточно-группового метода обучения, реализация краткосрочных курсов и их вариативность, сформирована система организации профессиональных проб). Несомненным достоинством можно считать работу педагогического коллектива по распространению опыта работы на муниципальном и региональном уровнях, организацию серии практических семинаров, представление результатов работы на научно-практических конференциях.

 

 

 

II.Теоретические основы организации проектной деятельности в школе.

 

Вопрос «Чему и как учить» - один из вечных вопросов образования. Как известно школа – как образовательный институт была создана 390 лет назад Я. А. Коменским, когда он написал свою «Великую дидактику» и создал классно-урочную систему. Это открытие было продиктовано промышленной революцией: возник спрос на образованных людей, школа 17 века готовила будущих купцов, подрядчиков, финансистов, организаторов производства. Почти 400 лет школа была авторитарна. Обратимся к словам А. Ферьера (в энциклопедии прочитать о нем), давшему образную характеристику школы 19 века: «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не любит оставаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать значения – они даются ему в готовом виде… И тогда дети научились тому, чему бы не научились в других условиях: они научились лгать и притворяться

Необычайный гротеск. Это подмеченная мировая тенденция.

Для пессимистов, консерваторов, отрицающих все новое, я подчеркиваю, что мы не осуждаем нашу Отечественную школу с выдающимися именами Макаренко А. С., Сухомлинского В.Л., Ямбурга Е. Л., Караковского В. А., Тубельского Л. Н. Заслуги их общеизвестны, признаны мировым сообществом, но время потребовало изменений. Мы, как утверждает Герман Оскарович Греф, должны научиться избегать «фатальных ошибок: неспособность извлекать уроки из прошлого, неспособность адаптироваться к настоящему, неспособность предвидеть будущее».

И мы вместе трудно идем к пониманию простых и одновременно сложных систем, таких как:

а) Школа будущего – это

школа мотивации;

школа возможностей;

школа индивидуализации.

Ключевая задача школы будущего:

От овладения универсальными действиями к смысловому метапредметному пониманию.

Ключевые линии школы будущего: Чему и как учить?

1. Учить учиться.

2. Обучение как делание.

Вопросы 21 века:

1. Ради чего и кого учить?

2. Чему и как учить?

3. Кому учить?

4. Какими ресурсами учить?

Да, образованию необычайно сложно определять вектор деятельности в условиях неопределенности. Присваивать «имена» XXI века:

Эпоха неопределенности;

Эпоха разнообразия;

Эпоха возможностей;

Эпоха мотивации.

И как характеризует А. Г. Асмолов современное состояние образования – это «образование в тумане».

Наверное, эта метафора характерна для оценки состояния большинства педагогических коллективов, отдельных педагогов.

Понять можно, ибо объемный инновационный шквал изменений, безусловно, труден, поэтому и качество образовательных результатов обучающихся, уровень обученности, воспитанности не удовлетворяют никого: ни ведомства, ни родителей, да и самих учащихся.

Обмолвлюсь, системные проколы порождают такие явления, как проявление жестокости, агрессии и показного самоутверждения подростков. Опубликованные федеральным центром итоги всероссийских проверочных работ опять же оцениваются по русскому языку, математике, биологии, химии, обществознанию как недостаточные, а вернее – слабые. А это свидетельствует о продолжающемся кризисе в образовании.

Практическая педагогика во все времена творчески подходила к ответу на вопрос «как учить», ибо «чему учить», связанное непосредственно с содержанием, задается государством.

Реализация ФГОС, связанная прежде всего с технологичностью, возродила и актуализировала разные технологии: группового, парного, диалогового обучения, смыслового чтения,

 

 

Коли мы 7 год актуализируем понятия: проектное обучение, проектное мышление, проектная деятельность, педагогическое проектирование, социальное проектирование, проектное управление, нет необходимости сегодня подробно осмысливать эти понятия – подходы – технологии.

Сделаем это на уровне выводов.

Проект – это («брошенный вперед») уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски и изменяющее начальную ситуацию (современный словарь по общественным наукам).

Проект – это идея, предполагающая выполнение конкретной задачи в ограниченный период времени.

Отличительными особенностями проекта являются:

Решение определенной проблемы через изменение ситуации;

Оригинальность воплощения и уникальность действий;

Ограниченность во времени;

Рефлексивный подход.

Сам проект – это вершина пирамиды, оформленный и представленный результат (продукт)

Проектирование не является новым в нашей системе образования.

В 20-ые годы школа строилась на проектах, которые полностью заменили классно-урочную систему. Однако, с 1934 года практика элементарного проектирования была признана «педологическим извращением» и запрещена.

При втором пришествии проекта в аспекте ФГОС в школу возникла опять иллюзия, что найдена панацея и универсальное средство от всех проблем в образовании.

Проект не отменяет всех других важных направлений в методике преподавания. Это не панацея в образовании.

Остается место и творческим работам, и сочинениям, докладам, рефератам, конспектам, дидактическим играм.

Внедряющийся в сознание «проектный экстрим» под лозунгом «Ни дня без проекта», «Ни учебного года без проектов» только дискредитирует столь важное начинание.

В педагогике нет единого подхода ни к пониманию проекта, ни к видению проектной деятельности в системе образования. В то же время основные элементы проектной деятельности, определенный алгоритм представлен у большинства авторов (М. Поташник, А. Иоффе, В. С. Лазарев и другие).

1. Исследование проблемы.

2. Формулирование целей и задач.

3. Формулирование темы проекта.

4. Формулирование проектной гипотезы, ожидаемых результатов.

5. Планирование деятельности по этапам и срокам.

6. Выявление рисков.

7. Определение ресурсов.

8. Выполнение намеченного плана.

9. Оценивание.

10. Рефлексия.

Обозначенные мною некоторые теоретические положения – это увертюра к профессиональному диалогу на секциях. Как профессиональную позицию хочу обозначить, что проектную культуру развивать надо на уровне всех субъектов, проект – это эффективный метод развития деятельности и преобразования ситуации.

Продуктивность применения проектного метода в обучении обусловлена:

Технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу от простого к сложному, от конкретного к абстрактному обязательно достигается желаемый результат.

Достаточно высокой эффективностью уроков.

Развитием и поддержанием интереса к предмету.

Развитием коммуникативной культуры.

Элементы проектного обучения побуждают детей к фантазии, развивают креативное мышление, способствуют повышению учебной мотивации, развивают самостоятельность.

К сожалению, парадоксов немало в организации проектной деятельности. Кто-то считает, что не все дети креативны от природы, творцы по сути. Да! Но нам самим надо элементарно овладевать проектным мышлением, обучаться элементарному проектированию и исследованию.

Возьмем себе на заметку: обучая проектированию, мы делаем благо для детей: учим управлять своей жизнью, проектировать свое будущее, исследовать обстоятельства своего настоящего, мы их научим жить в типичных жизненных ситуациях России.

Есть хороший постулат: «Если не заниматься проектами – мы отнимаем у детей радость открытия».

Особо хочу заострить внимание, что проектной деятельностью в школе надо управлять: инициировать, мотивировать, стимулировать.

А чтобы инициировать и стимулировать, надо интегрировать учебную и внеурочную деятельность, расширить внеурочку другими видами деятельности: интересными курсами по выбору, проектными мастерскими, проводить общешкольные НПК, ярмарки проектов, фестивали проектов, недели проектов, конкурсы юных талантов по разным номинациям. Проектную технологию, безусловно, надо использовать с 1 класса, и в старшей и подготовительной группе ДОУ – это проектные задачи, в основной школе – разнообразные учебные, учебно-исследовательские проекты. Во всем, повторяю, нужна мера, чтобы не захлестнула проектная деятельность родителей.

Как правило, каждое ОУ пытается позиционировать в образовательном пространстве территории.

Для любого ОУ участие в проектах – это возможность:

Реализовать инновационные идеи и начинания.

Обеспечить развитие ОО и творческого потенциала коллектива.

Развить конкурентную среду и соответствующую мотивацию для повышения качества образования.

Избежать застойных явлений в педагогическом коллективе.

Обогащать проектный опыт.

Развивать позитивную репутацию, имидж ОУ, престиж организации.

Инициатором конкурса проектов, как правило, выступают муниципальные органы управления образованием.

Приведу примеры города Перми.

Проекты ДОУ:

Личный кабинет дошкольника.

Портфолио дошкольника.

КОПы технической направленности.

Геймификация.

Новые модели взаимодействия детского сада и семьи.

Проекты школ:

1. Уникальная школа.

2. Золотой резерв.

3. Техно – Пермь.

4. ММОШ.

5. ЕГЭ +, ОГЭ +

6. Проект года

7. Управление качеством образования и другие.

Проектная деятельность ОО, безусловно, должна вестись в русле трендов (направлений) современного образования. На закончившемся вчера городском конкурсе «Лидер образования» участникам конкурса было предложено решить по одному из трендов. Тренды современного образования – это глобально-ориентированные и национально-ориентированные проекты.

1. Персонализация

2. Патриотизм

3. SMART – общество

4. Метакомпетентность

5. Геймификация

6. Модель качества образования

7. Непрерывность образования

8. Партнерство образования и бизнеса

9. Образовательная робототехника и др.

Чем обусловлены новые тренды?

Новыми требованиями к личности выпускника. Выпускник – это критически мыслящая личность, функционально грамотная, способная к непрерывному обновлению своих способностей для успешной жизни в быстроменяющемся мире.

Педагогические коллективы в последнее время преуспели в написании педагогических и социальных проектов. Проектирование коснулось всех сторон деятельности.

Что вошло в практику и может называться как проект.

1. План самообразования педагога или план профессионального развития – это обязательный проект каждого педагога.

2. Технологическая карта урока – обязательный проект.

3. «Готовлю к ОГЭ, ЕГЭ» – обязательный проект для учителей выпускных классов.

4. Программа развития классного коллектива – обязательный проект.

5. Программа развития ДОУ, школы – обязательный проект.

Есть формат обязательных проектов, как дополняющих и углубляющих программу развития школы. К ним можно отнести: «Развитие кадрового потенциала ОУ в контексте профессионального стандарта «Педагог», «Информатизация образовательной деятельности», «Работа с одаренными детьми», «Создание здоровьесберегающей среды в ОУ», «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ», «Иституциональная модель управления качеством образования» и т.д.

Все, что я озвучила сейчас, всем понятно и принимается большинством из вас. Отсюда совсем не риторический вопрос: почему мы медленно осваиваем проектирование как современную технологию, почему сегодня эта проблема вынесена на конференцию? Ответы просты:

1. Трудно отказаться от милых сердцу привычек организовывать образовательную деятельность на репродуктивном уровне.

2. Мы, взрослые, не овладели проектным мышлением: умением видеть проблемы, оценивать ситуацию, формулировать цели, увязывая их с конкретными результатами, продумывать шаги – действия по реализации целей.

3. Нацеленность только на предметные результаты.

4. Во многих случаях учителя не верят в своих учеников, ссылаясь на недостаточные интеллектуальные способности, особенно в сельских школах.

5. Администрация школ не стимулирует проектную деятельность.

 

И ответим еще на один вопрос: А есть ли прямая зависимость качества образования от организуемой проектной деятельности, влияет ли проектная деятельность на образовательные результаты обучающихся. Опосредованно, безусловно. При грамотном использовании проектной деятельности учащиеся будут учиться целеполаганию, самостоятельности, научатся проводить исследования, получат навыки коммуникации, научатся работать в команде, научатся рефлексировать свою деятельность.

А разве это не повлияет на качество образовательных результатов?

И в заключении замечу:

Надо помнить, что проект – это Дело, которое делают Люди, и Люди, которые делают Дело.

И еще … проектирование – это способ мышления, который начинается словами «если …» и кончается словами «то …».

Как говорил один весьма неглупый человек: «Главное в жизни – предвидеть». И на это нацелены все, кто планирует будущее наших детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Проект «Формирование основ культуры образовательной деятельности в МАОУ «СОШ № 91» как механизм развития культуры организации

Ключевая идея проекта связана с развитием у обучающихся компетентностей, изложенных в ФГОС ООО и связанных с целенаправленным созданием условий в образовательном процессе для их формирования.

Цель проекта заключается в привитии основ организационной культуры обучающимся школы и получение новых образовательных результатов.

Задачи проекта:

1. Определить совокупность педагогических условий, содействующих развитию организационной культуры обучающихся;

2. Углубить содержание образования с точки зрения метапредметных результатов образования;

3. Создать условия для формирования и развития у ребенка положительной мотивации к образовательной деятельности с целью повышения ее эффективности;

4. Разработать и апробировать подход к формированию интерсубъективной позиции обучающихся;

5. Совершенствовать методическую работу с субъектами образовательной деятельности (педагоги, законные представители обучающихся, социальные партнеры).

Предметом преобразования является образовательный процесс в основной школе, включающий в себя структуру и формы организации учебной и воспитательной деятельности, используемые педагогические технологии для управления учебной и внеурочной деятельностью обучающихся.

Гипотеза проекта заключается в том, что организационная культура образовательной деятельности в МАОУ «СОШ №91» будет способствовать качественным изменениям субъектности обучающихся, если:

- выстроить образовательный процесс на основе межпредметной интеграции;

- обеспечить условия психоэмоционального развития обучающихся (активизацию и мотивацию мыслительной деятельности обучающихся, способность к самоопределению, субъективное отношение обучающихся к окружающим людям, явлениям природы или общественной жизни и т.д.);

- координировать социальное становление обучающихся с учетом их возрастных, нравственных и морально-волевых особенностей, а также профессиональных интересов и образовательных ориентиров.

В рамках реализации проекта определены следующие направления:

Организация интегрированных курсов, обеспечивающих углубление содержания образования в основной школе;

Формирование мотивации

обучающихся

к образовательной деятельности как ценности;

Формирование социально-успешной личности;

Формирование у

обучающихся

гражданского самосознания;

Работа с педагогами как с субъектами совместной деятельности через серию методических совещаний, а также работа с иными субъектами образовательной деятельности;

Тьюторское

сопровождение

обучающихся

.

 

 

Концептуальные идеи проекта представляют собой комплекс взаимодополняющих элементов:

Образовательное пространство школы, созданное в результате реализации проекта, будет ориентировано на субъектную позицию всех участников образовательных отношений.

Уровень развития, содержание и характер субъектности индивида зависят главным образом от образовательной культуры, которая задается той или иной моделью системы образования, и носителями которой они постепенно становятся. Однако, обучающийся часто не несет ответственности перед обществом за качество своего образования. В этих условиях необходимо транслировать обучающимся идею, что для поддержания их собственной конкурентоспособности необходимо будет сделать процесс получения образования непрерывным на протяжении всей жизни. Поэтому важно изменить отношение обучающихся к самому процессу обучения и воспитания, мотивировать его на приоритет образования как ценности.

В основе организации образовательного пространства положен принцип интеграции, позволяющий выработать единство в формировании у растущего поколения ценностей, изучаемых в разных предметах, единство в конечных целях образования (язык и речь, культура, взаимоотношения людей, состояние мира как нормы жизни). Основной задачей интеграции является формирование системности знания. Интегрированные курсы будут отражать основные требования в реализации ФГОС ООО: формирование навыков смыслового чтения, развитие функциональной грамотности, развитие логики и информационной культуры обучающихся.

Важным условием формирования организационной культуры обучающихся является уровень мотивации к получению образования. В ФГОС ООО уделяется внимание личностному развитию и прогрессу обучающихся. С целью повышения уровня мотивации для обучающихся будет предложен перечень тематических бесед, тренингов, стимулирующих познавательную активность обучающихся, индивидуальный прогресс, а также личностное самопознание.

Социальная успешность обучающихся не сводится к отдельным знаниям и умениям, к сумме сведений о социуме, она является личностной характеристикой, предполагает определенный уровень владения социальной информацией, социальными представлениями, опытом руководства ими в ситуациях повседневности, способностью к самостоятельному и ответственному социальному действию. Для развития социальной успешности обучающихся необходим комплекс мероприятий, помогающих «включению» ребенка в социум. Такими мероприятиями могут быть различные спецкурсы, конкурсы, профессиональные пробы и социальные практики. При этом последние играют и важную роль в социальном становлении обучающихся именно на этапе профессионального самоопределения. Так, например, факультативный курс «Образовательный лайфхак» для 8 классов предполагает, что обучающиеся следуют определенному списку задач, который советует, что они должны делать. Среди задач могут быть: обращения за консультативной помощью в социальные и административные учреждения района, города и края; пространственная ориентация на местности или в специфических условиях; элементы тайм-менеджмента и пр.

Профессиональное самоопределение и формирование гражданского самосознания. Перед выпускниками школы стоит ряд важных жизненных задач: выбор профессии и маршрута профессионального образования, определение своего места в системе межличностных отношений, становление гражданской позиции и системы социальных ориентиров и установок. С целью устранения психологической напряженности, пассивного отношения к выбору профессионального пути, а также устранению индифферентного отношения к будущему города, края и страны, необходимо формирование воспитывающей среды, насыщенной событийностью, связанной с конкурсами, презентациями, мастер-классами и т.д.

Реализация проекта невозможна без изменения роли педагогов в организации образовательной деятельности. Поэтому становление института тьторства является неотъемлемой частью проекта.

Для обеспечения, с одной стороны, единства образовательной среды школы, а, с другой стороны, последовательного перехода от учебных планов класса к индивидуальным учебным планам, в системе планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы выделены:

- ключевые предметные знания;

- ключевые способы решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- ключевые универсальные учебные действия;

- ключевые образовательные компетентности.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счет всех учебных предметов и внеурочной деятельности.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

 

Руководитель проекта:

- руководит и несёт ответственность за реализацию проекта;

- осуществляет подбор кадров при реализации проекта;

- создаёт необходимые условия для организации работы проектной группы;

- осуществляет контроль за ходом реализации проекта;

- организует и координирует взаимосвязь между участниками проекта;

- участвует в разработке проекта;

- курирует выполнение отдельных мероприятий по реализации проекта;

- является непосредственным исполнителем отдельных мероприятий;

- осуществляет контроль за реализацией проекта;

проводит анализ результатов.

Заместитель директора по НМР (научно-методической работе):

- участвует в разработке нормативно-правовых документов и осуществляют контроль их наличия;

- ведет мониторинг реализации проекта;

- обеспечивает разработке основной образовательной программы;

- курирует и обеспечивает проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов и информационно-методическое обеспечение проекта;

- руководит осуществлением анализа промежуточных и итоговых результатов проекта;

- организует обучающие семинары, консультации для педагогов;

- формирует банк педагогических идей по теме проекта;

- размещает информационный материал по теме проекта на сайте;

- обеспечивает проведение мониторинговых исследований;

- руководит разработкой методических рекомендаций по теме проекта;

- изучает положительный опыт и организует его обобщение, распространение.

Заместители директора по УВР (учебно-воспитательной работе)

- участвуют в разработке нормативно-правовых документов;

- участвуют в осуществлении мониторинга реализации проекта;

- организуют работу по определению и корректировке учебно-методических комплексов (далее УМК);

- вносят предложения по внесению изменений и дополнений в должностные инструкции педагогов, реализующих ФГОС ООО;

- осуществляют методическое консультирование, контроль за разработкой и корректировкой рабочих программ учителями - предметниками в соответствии с ФГОС ООО;

- проводят анализ КИМов оценки УУД учащихся.

Заместитель директора по ВР (воспитательной работе)

- организует разработку программы по внеурочной деятельности и духовно-нравственному развитию, и воспитанию учащихся;

- вносит предложения по внесению изменений и дополнений в должностные инструкции педагогов, реализующих ФГОС ООО;

- осуществляют консультирование участников образовательного процесса по вопросам введения, реализации программы по внеурочной деятельности и духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

Руководители МО

- руководят работой временных творческих групп по разработке рабочих предметных программ;

- принимают участие в формировании банка данных по готовности учителей - предметников к введению и реализации ФГОС ООО;

- участвуют в осуществлении мониторинга реализации проекта;

- разрабатывают КИМы оценки УУД учащихся.

Педагоги основной школы

- участвуют в разработке КИМов оценки УУД учащихся;

- повышают квалификацию по введению и реализации ФГОС ООО;

- принимают участие в работе семинаров, педагогических советов по введению и реализации ФГОС ООО;

- разрабатывают рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

I этап (апрель-август 2017 г.) – организационно-педагогический

II этап (сентябрь-октябрь 2017 г.) - проектировочный

III этап (ноябрь 2017 г. – май 2020 г.) - внедренческий

IV этап (июнь-август 2020 г.) – аналитический

 

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА

институционального проекта

«Формирование основ культуры образовательной деятельности

в МАОУ «СОШ №91»

 

I этап проекта

организационно-педагогический

 

п/п

Мероприятие / событие

Сроки реализации

Ответственный

Результат

1

Разработка проекта (научное консультирование, прохождение промежуточной экспертизы, обсуждение на административном уровне)

апрель-август

2017 г.

Юркова Е.В.,

Логутов В.И.

Теплякова Л.А.,

Вилисова С.И.,

Ковырзина М.М.

Разработка проекта, согласование позиций, определение зоны ответственности

2

Экспертиза проекта на педагогическом совете

август

2017 г.

Юркова Е.В.

Включение проекта в программу развития школы для его реализации

3

Создание временного творческого коллектива для реализации проекта

август

2017 г.

Юркова Е.В.

 

План работы временного творческого коллектива

 

II этап проекта

проектировочный

 

п/п

Мероприятие / событие

Сроки реализации

Ответственный

Результат

1

Подготовка пакета документов, обеспечивающих реализацию проекта

сентябрь-октябрь

2017 г.

Логутов В.И.

Теплякова Л.А.,

Вилисова С.И.,

Ковырзина М.М.

Пакет документов, обеспечивающих реализацию проекта (приказы, положения)

2

Внесение изменений и дополнений в должностные инструкции классных руководителей, обеспечивающих тьюторское сопровождение воспитанников

сентябрь-октябрь

2017 г.

Ковырзина М.М.

Актуализированные должностные инструкции классных руководителей

3

Разработка программы организации внеурочной деятельности в основной школе с учетом проектных направлений

сентябрь-октябрь

2017 г.

Ковырзина М.М.

Программа организации внеурочной деятельности

4

Проведение обучающего семинара по проектированию программ (КСК, факультативных курсов, элективных курсов, внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации)

сентябрь 2017 г.

Теплякова Л.А.,

Вилисова С.И.,

Ковырзина М.М.,

Юрков И.А.

Рекомендации

5

Разработка диагностического инструментария для определения уровня образовательных и воспитательных результатов

октябрь

2017 г.

Юркова Е.В.,

Теплякова Л.А.,

Вилисова С.И.,

Ковырзина М.М.,

Материалы психолого-педагогического мониторинга

 

III этап проекта

внедренческий

 

п/п

Мероприятие / событие

Сроки реализации

Ответственный

Результат

1

Привлечение социальных партнеров к участию в проекте

 

временный творческий коллектив

Заключение договоров и соглашений с социальными партнерами

2

Повышение квалификации (тьюторское сопровождение, ФГОС ООО, оценка личностных результатов)

 

Теплякова Л.А.

Освоение методических, методологических и психологических основ организации образовательного процесса

3

Корректировка рабочих программ с учетом метапредметных результатов

 

Руководители ШМО

Актуализированные рабочие программы

4

Анализ промежуточных результатов

 

 

 

5

Организация педагогических гостиных

 

Теплякова Л.А.,

Юркова Е.В.

Развитие индивидуального прогресса педагогов

6

Образовательные события в

рамках прохождения модульных

курсов, социальные практики,

исследования, проекты,

экспедиции, путешествия и т.п.

 

Теплякова Л.А.,

Юркова Е.В.

Реализация индивидуальной

творческой траектории

обучающимися

7

Круглый стол по проблематике проекта

2019 г.

Теплякова Л.А.,

Юркова Е.В.

Решение и рекомендации круглого

стола

8

Проведение тематических родительских собраний

 

Ковырзина М.М.,

классные руководители

 

9

Обсуждение с учителями и

руководителями школы в онлайн-

режиме хода и результатов

апробации проекта

2018-2020 гг.

Логутов В.И.,

Теплякова Л.А.,

Юркова Е.В.

Освоение учителями и

руководителями школы технологий

командной работы

10

Мониторинговые исследования

успешности реализации проекта

2018-2020 гг.

Юркова Е.В.

Аналитическая справка.

Корректировка мероприятий

проекта (в случае необходимости)

 

IV этап проекта

аналитический

 

п/п

Мероприятие / событие

Сроки реализации

Ответственный

Результат

1

Анализ эффективности реализации проекта

Июнь 2020 г.

Юркова Е.В.

Оценка эффективности реализации проекта

2

Презентация результатов реализации проекта на НПК по проблематике проекта

Июнь 2020 г.

Юркова Е.В.

Обобщение и распространение педагогического опыта

3

Обработка и анализ реализации проекта

Август

2020 г.

Юркова Е.В.

Описание реализованного проекта публикация научной литературе

 

 

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА

 

Тиражирование и трансляция положительного опыта реализации проекта будет осуществляться через доклады и выступления на научно-практических семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня, статьи в научно-методических журналах, тезисы в сборниках материалов научно-практических конференций, мультимедийные презентации, электронные материалы на сайте школы и других ресурсах в сети Интернет, материалы в информационных буклетах школы.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

созданы условия для формирования организационной культуры образовательной деятельности МАОУ «СОШ №91»;

обновлено

содержание

и качество образования с учетом реализации ФГОС ООО в части

метапредметных

результатов;

сформирована система научно-методической поддержки педагогов школы в разработке основных образовательных программ основного общего образования и программ дополнительного образования;

обеспечены условия включения родителей, общественности, учащихся в процесс внедрения и реализации ФГОС ООО;

сформированы общие подходы и требования к

тьюторскому

сопровождению

обучающихся

школы;

разработана система оценки личностных результатов обучающихся.

 

 

Система показателей по достижению целей проекта

 

В результате реализации проекта предполагается создание условий, необходимых для успешного роста организационной культуры образовательной деятельности в МАОУ «СОШ №91».

Для оценки степени результативности проекта будет использоваться следующая совокупность критериев:

Критерий

Показатель

Механизм

1. Образовательные результаты обучающихся в период текущей и итоговой аттестации

- динамика уровня и качества обученности 5-9 классов (в % успеваемости);

- динамика участия и результативности обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях и пр. (в %)

 

2. Участие обучающихся в социально-значимой деятельности

- динамика участия в социальных проектах, общественных инициативах ( в %)

 

3. Овладение обучающимися культурой самоопределения

- доля обучающихся, овладевших культурой самоопределения (в %);

- динамика учащихся, выбирающих экзамен в соответствии с предпрофилем и (или) углублением (в %)

 

4. Овладение обучающимися технологиями проектной и учебно-исследовательской деятельности

- динамика учащихся, занимающихся учебно-исследовательской и проектной деятельностью (в %)

 

5. Распространение опыта работы педагогическим коллективом, публикации по различным направлениям воспитания

- динамика предоставления результатов работы педагогического коллектива общественному вниманию (в %);

- доля педагогических работников, имеющих публикации по различным направлениям воспитания, обмену опытом работы (в %)

 

6. Тьюторская позиция педагога в отношениях с воспитанниками

- динамика количества педагогов, владеющих технологиями тьюторского сопровождения обучающихся (в %)

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ПРОЕКТА

 

Возможные риски

Профилактические меры

1. Организационные сложности в реализации образовательного процесса (нехватка кабинетов, сложность составления расписания и пр.)

- составление мобильного плана-графика реализации проекта;

- включение в работу дистанционных форм обучения

2. Недостаточная психологическая готовность обучающихся, педагогов, родителей к изменениям в образовательном процессе

- повышение качества разъяснительной и информационно-просветительской работы среди всех участников образовательного процесса;

- перестройка предпрофильной работы в 7-9 классах

3. Эмоционально-физические перегрузки педагогов

- активное использование системы морального и материального стимулирования

4. Невыполнение сроков мероприятий в рамках основных направлений деятельности (дорожной карты) со стороны отдельных участников проектной группы

- возложение персональной ответственности за реализацию проекта;

- принятие управленческих решений

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x