Формирование патриотического сознания обучающихся, применяя кейс-технологии | Семина Светлана Геннадьевна. Работа №277182
Автор: Семина Светлана Геннадьевна
Реализуя мероприятия национального проекта «Образование», я уделяю большое внимание одному из ключевых направлений – патриотическое воспитание (развитие программ воспитания в образовательных организациях, создание условий для участия детей в мероприятиях патриотической направленности и детских общественных движениях, творческих конкурсах).
Используя в воспитательной работе кейс-технологии, педагог создаёт условия для развития мышления подрастающего поколения, формирует у них чувство потребности в получении новых знаний при решении неординарных проблемных вопросов и задач.
Формирование патриотического сознания
обучающихся начальной школы, применяя кейс-технологии
Реализуя мероприятия национального проекта «Образование», я уделяю большое внимание одному из ключевых направлений – патриотическое воспитание (развитие программ воспитания в образовательных организациях, создание условий для участия детей в мероприятиях патриотической направленности и детских общественных движениях, творческих конкурсах).
Патриотизм - это сознательная и добровольная принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды и целенаправленной педагогической деятельности.
При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Только в развитии личности формируется сознание человека, его точка зрения на многие аспекты жизненной действительности, оценка качества взаимоотношений в обществе.
Используя в воспитательной работе кейс-технологии, педагог создаёт условия для развития мышления подрастающего поколения, формирует у них чувство потребности в получении новых знаний при решении неординарных проблемных вопросов и задач.
Кейс – это описание какой- либо истории, содержащей проблему или противоречия, которые можно решить, проанализировав и сопоставив все факты.
Решая кейсы, необходимо выполнить несколько шагов:
1) исследования предложенной ситуации (кейса);
2) сбора и анализа недостающей информации;
3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;
4) выработки наилучшего решения.
Какие трудности можно встретить при работе с кейсами:
- кейс не имеет правильного ответа;
- вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться;
- как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени.
Технологическая схема по созданию кейса
1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науки.
5. Определение источников и методов сбора информации.
6. Выбор техник работы с данным кейсом.
7. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).
8. Создание заданной модели.
9. Апробация в работе обучения.
КЕЙС № 1. Прочитайте внимательно текст
Немецкий "Тайфун": первая попытка дойти до Волги
https://www.rbc.ru/society/06/12/2011/5703eff19a79477633d3acd6
После взятия Киева перед немецкими войсками была поставлена задача: разгромить советские войска на центральном участке фронта – взять Москву и достигнуть Волги в районе Горького (Нижнего Новгорода). Операции было дано название "Тайфун".
Осуществлять этот замысел должны были лучшие на тот момент немецкие генералы, которые имели многочисленные награды за победы в Польше и Франции. Под руководством командующего группы армии "Центр" генерала Федора Фон Бока находились такие генералы как Георг Райнхардт, Ханс фон Клюге, Эрих Гепнер, а также Хайнц Гудериан.
На момент начала операции немцы находились западнее Вязьмы, южнее Брянска и Орла, но уже за первую неделю "Тайфуна" гитлеровцы продвинулись на десятки километров вперед. 3 октября пал Орел, 6 октября - Брянск, 13 октября - Калуга, 14 октября - Калинин (Тверь), а 16 октября немцы уже были в Можайске. При этом за спиной у гитлеровцев оказались сразу два "котла": под Брянском в окружение попали три советские армии, под Вязьмой - 37 дивизий. Х. Гудериан в своих мемуарах вспоминал, что после такой победы был уверен в дальнейшем триумфе.
Однако благодаря мужеству, в том числе и окруженных частей, не желавших сдаваться в плен и постоянно предпринимавших попытки вырваться к своим, темп немецкого наступления снизился. Вдобавок с каждым километром по направлению к Москве гитлеровцы сталкивались все с более ожесточенным сопротивлением и даже контрударами. В результате прорваться к столице до конца октября не удалось, а затем темп и вовсе упал из-за наступившей распутицы. К слову, после войны немцы создали легенду о жутких морозах под Москвой. В отдельных воспоминаниях говорилось даже о 50-градусном холоде. Однако в начале ноября температура в столице была в районе -5 градусов (в том числе и в день Парада), а в самые холодные дни достигала -20. Трескучие морозы пришлись на начало декабря, когда немцы уже никуда не наступали, да и держались они всего несколько дней, что характерно для нынешней декабрьской погоды в Москве. Случаи же обморожения в немецкой армии связаны с тем, что, по признанию офицеров, им попросту не успевали доставить теплое обмундирование. Вдобавок ночевать приходилось в вырытых в земле блиндажах, поскольку найти уцелевшие дома на занятой территории получалось далеко не всегда – их сжигали или сами немцы, выбивая оттуда защитников, или же отступавшие части.
Остановил немецкое наступление не "генерал Мороз", а храбрость солдат и мужество жителей Москвы. Несмотря на отъезд в Куйбышев (Самару) большинства членов правительства (на Волгу увезли даже тело Ленина), в падение города никто верить не хотел, в том числе и Сталин, оставшийся в столице. Жители строили укрепления, на улицах появлялись баррикады, метро превратилось в гигантское бомбоубежище, а солдаты сражались за каждый метр. И со знаменитого Парада 7 ноября на Красной площади (ставшего одним из символом стойкости) уходили на фронт. Подвиги советских солдат под Волоколамском, Звенигородом, Каширой, Яхромой вошли в легенду. Подвиг Ивана Панфилова, до последнего сражавшегося на Волоколамском шоссе вместе с 316-й дивизией, политрука Василия Клочкова с его бессмертным "Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва" - примеры бесстрашия воинов в этой битве.
ЗАДАНИЯ
1. Заинтересовала ли вас эта статья?
2. Проработайте кейс, определите основные проблемы, поднимаемые в этом тексте.
3. Почему немецкие войска быстрыми темпами продвигались к Москве?
4. Что заставило фашистов ссылаться на сильные морозы? Ваши предположения.
5. Какую тактику применили советские полководцы и народ?
6. Можно ли было принять другое решение? Что могло произойти?
7. Какие выводы можно сделать?
8. Соотнесите смысл высказываний с содержанием текста. Найдите именно то высказывание, которое наиболее точно отражает тему статьи.
1. Долг каждого гражданина – любить свою Родину.
2. Главный долг гражданина своего Отечества – это защита его от врагов.
3. Наш долг – охранять природу.
4. Любовь к матери – это тоже наш священный долг.
КЕЙС № 2. Прочитайте внимательно этот рассказ
Блокада Ленинграда
https://tjournal.ru/stories/139042-detyam-o-blokade-leningrada
В сентябре немцы попытались сжать тиски блокады и затем взять Ленинград. Город потерял все свои предместья, но, благодаря храбрости солдат и офицеров Красной армии и полководческому гению маршала Жукова, враг остановился у самых границ города. Фронт проходил в 16 километрах от Зимнего дворца и 4 километрах от кировского завода. Его танки буквально с заводских стапелей отправлялись в бой.
Город не был взят, но враг не был бы подлым врагом, если не искал способ как победить город и его людей. По его представлению это должен был сделать голод и жесточайшие авиационные бомбёжки, и артиллерийские обстрелы.
В начале осени в город пришли обстрелы.
Из воспоминаний ленинградцев…«Немного впереди нас шёл переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздаётся разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий… Трамвай разнесён в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут. Светловолосый мальчик лет семи-восьми, чудом уцелевший на остановке, закрыв лицо обеими ручонками, рыдает над убитой матерью и повторяет: — Мамочка, что они наделали…».
А затем голод…
Прочувствовали его ленинградцы с наступлением зимы 1941 года. Самой холодной и самой страшной зимы двадцатого столетия. Откуда же пришёл голод? Во-первых, значительные запасы продовольствия сгорели на складах во время первых бомбардировок города.
Во-вторых, подвозу продовольствия по единственному маршруту по Ладожскому озеру мешал лёд. Он был очень тонкий, и не подходил для задуманной идеи – организовать доставку всего необходимого прямо по льду. Для этого было необходимо время. Но этого времени не было у сотни тысяч ленинградцев.
Свободно купить еду в Блокадном Ленинграде было невозможно. Даже при наличии крупной суммы денег. Продовольствие можно было получить только по карточкам. Карточка – это сборник специальных талонов, в которых указывается количество еды, которое можно получить в магазине.
На эти же талоны, можно было, например, пообедать в столовой. Это очень неудобно, потому что на каждого человека по ним полагается только определённое количество продуктов. В основном хлеб, крупы, мясо, и небольшое количество сахара. По карточкам иногда выдавались и овощи, но это было чрезвычайно редко. Причём для каждой категории населения это количество было разное.
Что же могли получить из продуктов жители Блокадного Ленинграда? Для примера выберем категории иждивенцев и детей до 12 лет. Это самые бесправные категории в ту страшную пору. Ведь они получали самый минимум продовольствия
Прежде всего хлеб. В сутки эти категории получали не более 125 грамм на человека.
Мяса — 13 граммов, а точнее около 400 граммов в месяц. Сравнить это можно с одной банкой тушёнки. Но зачастую консервы выдавались в армии, а вместо мяса выдавался заменитель в виде требухи и прочих остатков мясного производства, что не употребляется в мирное время.
Крупы и макарон – 20-40 граммов в день (от 600 граммов до 1,2 килограмма в месяц). То есть, на день человеку полагалось не более столовой ложки крупы в день.
Сахара — 27-40 граммов (от 800 граммов до 1,2 килограмма в месяц).
Жиров – 6-16 граммов в день (от 200 граммов до полкило).
Приведённые нормы продуктов не насытят человека полноценно. В истории есть свидетельства о том, что первоначально многие тратили эти карточки буквально за неделю, а затем медленно погибали от голода. Однако даже экономия не всегда спасала. Ведь карточки не всегда можно было отоварить. В лучшем случае можно получить хлеб, да и не более того.
Вслед за бомбёжками и голодом, в Город пришёл холод.
Кончились запасы топлива, централизованное отопление прекратилось, а водопровод перемёрз. Электричество осталось только в отдельных оборонных заводах и учреждениях. На улицах остановился транспорт. Трамваи и троллейбусы встали грозными призраками на занесённых сугробами проспектах.
Обессиленные от голода люди были вынуждены были часами добираться пешком до своего места работы. И не все доходили…
«Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания».
Умирали не только одинокие прохожие, но и умирали целыми семьями. По очереди. Как, уже известная, обыкновенная ленинградская школьница Таня Савичева.
До войны это была дружная большая семья. У неё было пять старших братьев и сестёр. Две сестры работали на Невском машиностроительном заводе. Другие братья на судомеханическом. В доме у Савичевых всегда было весело и шумно. До войны. В декабре 1941 года смерть пришла в дом Савичевых. Девочка, чтобы не забывать о каждом умершем, завела себе небольшую записную книжку, где выводила детским почерком даты смерти каждого из своих родных.
Это продлилось до мая 1942 года. Сама девочка прожила чуть больше, чем остальные. Однако её горести продолжались. Над Таней взяла опекунство дальняя родственница, но тепла и заботы девочка от неё не нашла. Родственница уходила на работу, а маленькая девочка должна была её ждать возле закрытых дверей. В итоге, ослабленная дистрофией, цингой и нервным потрясением Таня умерла 1 июля 1944 года в эвакуации.
Несмотря на голод, холод и бомбёжки, город продолжал жить. В январе по ледяной дороге Ладожского озера прибыли первые крупные поставки продовольствия, а летом 1942 года в Ленинграде распахали множество земли под посадки овощей, и борьба за жизнь города продолжалась.
Продолжалась борьба и снаружи блокадного кольца. Сотни тысяч людей отдавали свои жизни ради спасения Ленинграда. В 1943 году Блокаду прорвали, а 27 января 1944 года город окончательно освободился от тисков немецких войск.
ЗАДАНИЯ
1. Чем взволновала вас эта статья? Напиши несколько ключевых слов.
2. Какие проблемы описаны в тексте?
3. Какие пути решения можно было придумать? Обсудите в группах.
4. Прошло более 75 лет, но и в наши дни ленинградцы берегут каждую крошку хлеба. Почему?
5. Может быть, зря ленинградцы боролись и продолжали жить? Подумай, почему истощённые блокадники не сдавались?
6. Почему россиянам необходимо помнить о жертвах и подвиге жителей блокадного Ленинграда?
7. Какие можно сделать выводы? Что помогло выжить ленинградцам?
Можно сделать выводы: формируя активную гражданско-патриотическую позицию молодого поколения, способного мыслить, нести ответственность за происходящие события, давать качественную характеристику своим действиям и действиям других людей, педагог использует различные методы и формы работы, в том числе и кейс-технологии. Кейс-технологии позволяют развивать сознание детей, формировать и закладывать высоконравственные ценности человека, умеющего любить, ценить, оберегать и защищать Родину.