Формирование патриотического воспитания через внеурочную деятельность | Помогайбо Татьяна Алексеевна. Работа №338505
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста в условиях современного общества. Автор анализирует роль внеурочной деятельности в этом процессе и предлагает разнообразные формы работы с детьми, направленные на развитие любви к Родине, уважения к национальным ценностям и сохранение национальной идентичности. Автор приводит конкретные примеры внеурочной деятельности, способствующие формированию патриотизма у детей в начальной школе.
Ключевые слова: Патриотическое воспитание, внеурочная деятельность, история страны, культура и традиции.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Помогайбо Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №7» г. Мариуполь
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста в условиях современного общества. Автор анализирует роль внеурочной деятельности в этом процессе и предлагает разнообразные формы работы с детьми, направленные на развитие любви к Родине, уважения к национальным ценностям и сохранение национальной идентичности. Автор приводит конкретные примеры внеурочной деятельности, способствующие формированию патриотизма у детей в начальной школе.
Ключевые слова: Патриотическое воспитание, внеурочная деятельность, история страны, культура и традиции.
В современном обществе, где происходит быстрое развитие технологий и глобализации, особенно важным становится формирование патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность играет значительную роль в этом процессе, предоставляя возможность ребятам познакомиться с историей своей страны, её культурой и традициями.
Патриотическое воспитание направлено на формирование любви к Родине, уважения к национальным ценностям и сохранение национальной идентичности. Через внеурочную деятельность можно активизировать интерес детей к своей стране, построить эффективные методы работы с ними и создать благоприятную атмосферу для формирования патриотических чувств.
Формы внеурочной деятельности, способствующее формированию патриотизма у детей:
1) Изучение истории своей страны. В рамках таких занятий дети узнают о великих деяниях своих предков, героях и героинях, которые сделали важный вклад в развитие страны.
2) Проекты и мероприятия. Через них происходит развитие у детей чувства ответственности и гражданского сознания. Дети учатся работать в команде, принимать решения, отстаивать свою точку зрения и участвовать в решении общественных проблем.
3) В рамках таких занятий дети посещают музеи, выставки, театры, участвуют в концертах и спектаклях, знакомятся с народными обычаями и традициями. Это помогает им осознать свою причастность к своему народу и развивает у них патриотический настрой.
4) Для достижения целей патриотического воспитания также важно проведение тематических игр и мастер-классов, направленных на формирование уважения к своей стране. Дети могут участвовать в создании символов государства, изучении национальных обычаев и традиций, что способствует формированию гордости за свою страну.
5) Участие детей в тематических конкурсах, фестивалях и праздниках, посвященных государственным праздникам и историческим событиям. Важно, чтобы дети имели возможность активно участвовать в подготовке и проведении таких мероприятий, что поможет им лучше усвоить патриотические ценности.
6) Художественная и творческая деятельность позволяет детям не только проявить свои таланты и креативность, но и углубить свои знания о своей стране, ее истории и культуре. Через рисование, лепку, создание коллажей или масляными красками дети могут выразить свои чувства и представления о Родине, воплощая на своих работах символические образы и национальные символы.
Рассмотрим некоторые примеры внеурочной деятельности, способствующей формированию патриотизма у детей в начальной школе:
1. Творческие мастерские:
- "Моя Родина в моих рисунках": Дети рисуют любимые места в своем городе, стране, рисуют портреты известных людей, связанных с историей и культурой России.
- "Народные промыслы": Дети знакомятся с народными промыслами России, учатся создавать поделки в технике хохломы, гжели, дымковской игрушки.
- "Музыкальный калейдоскоп": Дети учатся петь народные песни, разучивают танцы, знакомятся с инструментами народной музыки.
2. Тематические вечера:
- "День Победы": Учащиеся готовят презентации, стихи, песни о войне, о героях, участвуют в конкурсах, поют песни военных лет.
- "День защитника Отечества": Дети готовят поздравления для пап, дедушек, участвуют в спортивных соревнованиях, создают поделки военной тематики.
- "День народного единства": Учащиеся знакомятся с историей праздника, участвуют в викторинах, конкурсах, готовили презентации о русских героях и событиях.
3. Экскурсии:
- "По следам истории": Экскурсия по музеям, мемориалам, памятникам, связанным с историей России.
- "Край родной, край любимый": Экскурсии по достопримечательностям родного города, посещение местных музеев, встречи с интересными людьми родного края.
- "Природа нашей страны": Экскурсии в национальные парки, заповедники, по лесным тропам, наблюдение за животными и растениями.
4. Проекты:
- "Герои нашего времени": Дети изучают жизнь и подвиги современных героев России (медиков, учителей, спасателей, спортсменов), создают презентации и выступают с ними перед классом.
- "Красота родной природы": Дети собирают информацию о редких видах растений и животных России, участвуют в акциях по защите природы.
- "Моя малая Родина": Дети собирают информацию о своем городе или селе, о его истории, достопримечательностях, знаменитых людях, создают видеоролики и презентации.
5. Игровые формы:
- "Викторины": Викторины на знания о героях России, о истории страны, о культуре и традициях.
- "Ролевые игры": Игры, в которых дети могут попробовать себя в роли героев прошлого, например, в роли рыцаря, казака, летчика.
- "Квесты": Игры с загадками, заданиями, которые помогают углубить знания о России, о ее истории и культуре.
6. Сбор информации:
- "Моя семья - часть истории": Дети собирают информацию о своих родственниках, о их жизни, о их вкладе в развитие страны.
- "Наши традиции": Дети учатся традиционным ремеслам и искусствам, например, вышиванию, лепке, резьбе по дереву.
7. Волонтерская деятельность:
- "Помоги ветеранам": Дети помогают ветеранам по хозяйству, участвуют в акциях по озеленению территории, где проживают ветераны.
- "Чистый город": Дети участвуют в субботниках по уборке территории школы, парка, улиц своего города.
8. Собственные творческие проекты:
- "Мой город в стихах": Дети пишут стихи о своем городе, о его достопримечательностях.
- "Композиция о России": Дети создают композиции из картинок, фотографий, рисунков о красоте России.
"Музыкальная композиция о России": Дети создают музыкальные композиции, используя народные мотивы.
Список литературы
1. В.А. Порошина. Воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2021.
2. Петрова Т.А. Воспитание патриотических чувств младших школьников через народные традиции // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.