Формирование патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность | Морозова Надежда Владимировна. Работа №351229
Аннотация. В статье рассматривается значение патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста, а также роль внеурочной деятельности в этом процессе. Представлены методы и формы работы, которые помогают формировать у школьников чувство любви к Родине, уважения к историческим событиям и культуре. Описаны примеры внеурочных мероприятий, которые способствуют развитию патриотических чувств и пониманию детьми важности принадлежности к своему народу и стране.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьный возраст, любовь к Родине, внеурочная деятельность, историческая память, культура, национальная гордость.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Морозова Надежда Владимировна, учитель
МАОУ "СОШ № 211 имени Леонида Ивановича Сидоренко"
г. Новосибирск
Аннотация. В статье рассматривается значение патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста, а также роль внеурочной деятельности в этом процессе. Представлены методы и формы работы, которые помогают формировать у школьников чувство любви к Родине, уважения к историческим событиям и культуре. Описаны примеры внеурочных мероприятий, которые способствуют развитию патриотических чувств и пониманию детьми важности принадлежности к своему народу и стране.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьный возраст, любовь к Родине, внеурочная деятельность, историческая память, культура, национальная гордость.
Патриотическое воспитание является важным направлением в образовательном процессе, особенно в начальной школе. В младшем школьном возрасте дети формируют своё отношение к окружающему миру и начинают осознавать себя как часть общества. Воспитание патриотических чувств помогает ребёнку понять ценность своей страны, её культуры и традиций, формирует уважение к людям, которые строили и защищали Родину. Внеурочная деятельность играет значительную роль в патриотическом воспитании, так как создаёт условия для более свободного и эмоционально насыщенного восприятия информации.
Основной целью патриотического воспитания является формирование у детей чувства гордости и любви к своей Родине, уважения к её истории, традициям и культуре. К основным задачам относятся:
1. Формирование чувства принадлежности к своему народу и стране: Дети учатся понимать, что они являются частью большого сообщества со своей историей и культурой.
2. Воспитание уважения к символам государства: Знакомство с символикой (герб, флаг, гимн) помогает детям осознать её значение.
3. Формирование знаний о родной культуре и традициях: Развитие интереса к традициям, обычаям и истории своей страны.
4. Развитие уважения к историческим событиям и героям: Обучение уважению к людям, которые внесли вклад в развитие и защиту Родины.
5. Развитие чувства ответственности и гордости за свою страну: Привитие понимания важности вклада каждого гражданина в жизнь общества.
Для формирования патриотических чувств у детей младшего школьного возраста важно использовать разнообразные формы и методы работы, которые будут интересны детям и помогут им лучше усвоить и понять материал.
Экскурсии и походы являются прекрасной возможностью познакомить детей с историей и культурой их родного края. Посещение музеев, исторических памятников, мест боевой славы помогает детям почувствовать связь с прошлым и понять значимость событий и людей.
- Экскурсии в краеведческие музеи: посещение музея позволяет детям увидеть артефакты, связанные с историей их родного края, узнать о жизни людей в прошлом, их достижениях и подвигах.
- Походы к памятникам: учитель может организовать поход к памятнику героям войны, рассказывая о подвигах защитников Родины, что помогает детям почувствовать гордость за свою страну.
Внеурочная деятельность в форме кружков и секций позволяет детям углублённо изучать культуру, традиции и историю своей страны. В таких кружках дети могут заниматься творчеством, узнавая о народных ремёслах, традиционных праздниках и обрядах.
- Кружок народного творчества: в кружке дети могут изучать и создавать предметы декоративно-прикладного искусства, например, расписные матрёшки, куклы или поделки в стиле традиционных ремёсел.
- Историко-патриотический клуб: в клубе дети изучают историю страны, её великие сражения и победы. Это помогает формировать у них чувство гордости за свою страну и её достижения.
Праздники и торжественные мероприятия, посвящённые значимым датам и событиям, позволяют детям приобщиться к важным историческим моментам и почтить память героев.
Праздники, такие как День Победы, День России, становятся важными событиями в жизни школы и помогают детям глубже понять значимость этих дней.
- Тематические утренники и концерты: ученики могут участвовать в представлениях, петь патриотические песни, читать стихи о Родине и таким образом выражать свою любовь к стране.
- Театрализованные постановки: учитель может организовать театрализованные постановки по историческим событиям. Это позволяет детям прочувствовать атмосферу прошлого и лучше понять, что переживали люди в трудные времена.
Волонтёрская деятельность также является важным элементом патриотического воспитания. Участие в акциях, таких как помощь ветеранам или уборка памятных мест, помогает детям на практике проявить уважение и заботу о старших поколениях и окружающей среде.
- Участие в акциях "Помоги ветерану": дети могут участвовать в акциях по поздравлению ветеранов, писать им письма или помогать с уборкой дворов. Это способствует воспитанию уважения к тем, кто защищал Родину.
- Экологические акции: акции по озеленению школьного двора или уборке территории позволяют детям почувствовать ответственность за чистоту и благоустройство их окружения.
Встречи с людьми, имеющими жизненный опыт и достижения, оказывают сильное влияние на воспитание патриотизма. Ветераны войны, работники культуры и спорта могут рассказывать детям о значимости их трудов для страны и о своём жизненном пути.
- Беседы с ветеранами: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны или ветеранами труда позволяют детям услышать истории о подвигах и достижениях из первых уст.
- Встречи с известными людьми: приглашение людей, чья работа служит на благо общества, позволяет детям понять значимость разных профессий и получить вдохновение для будущего.
Для эффективного формирования патриотических чувств у младших школьников через внеурочную деятельность учителю рекомендуется:
- Создавать позитивную и дружелюбную атмосферу: Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно в общении, тогда они будут лучше воспринимать и усваивать нравственные ценности.
- Активно привлекать родителей: Родители могут стать партнёрами в патриотическом воспитании, участвуя в школьных мероприятиях и поддерживая инициативы школы.
- Поддерживать интерес детей: Использование разнообразных форм и методов помогает поддерживать интерес детей к изучению истории и культуры.
- Поощрять участие и проявление патриотических чувств: Признание достижений и успехов детей способствует развитию у них мотивации к дальнейшему участию в патриотической деятельности.
В заключение отметим, что патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Экскурсии, кружки, встречи с ветеранами и участие в общественных акциях позволяют детям глубже понять важность любви к Родине, уважения к её истории и культуре. Внеурочная деятельность даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя частью большого и значимого общества, гордиться своей страной и осознать значимость своих будущих поступков и достижений.
Список литературы
1. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум для вузов / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2. Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.
3. Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие для вузов / М. В. Шакурова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.