Формирование певческих навыков у старших дошкольников | Маханькова Татьяна Станиславовна. Работа №353172
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются возрастные особенности музыкального развития, роль педагогического руководства в формировании голосового аппарата и музыкального слуха. Приведены методические рекомендации для музыкальных руководителей, опирающиеся на исследования отечественных и зарубежных педагогов.
Ключевые слова: певческие навыки, дошкольное воспитание, музыкальное развитие, вокальная педагогика, старший дошкольный возраст.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Маханькова Татьяна Станиславовна, музыкальный руководитель
ГКДОУ "Детский сад № 111 комбинированного вида
городского округа Донецк", ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются возрастные особенности музыкального развития, роль педагогического руководства в формировании голосового аппарата и музыкального слуха. Приведены методические рекомендации для музыкальных руководителей, опирающиеся на исследования отечественных и зарубежных педагогов.
Ключевые слова: певческие навыки, дошкольное воспитание, музыкальное развитие, вокальная педагогика, старший дошкольный возраст.
Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста является важной частью образовательного процесса. Особое значение в этом возрасте имеет формирование певческих навыков, которые включают в себя развитие голосового аппарата, слуховых и ритмических способностей. Работа музыкального руководителя должна учитывать особенности возраста, когда дети проявляют высокую восприимчивость к музыке и желание выразить себя через пение.
Старший дошкольный возраст (5–7 лет) характеризуется активным развитием музыкального слуха и речевого аппарата. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, в этом возрасте у детей формируется способность к имитации звуков и мелодий, что создает благоприятные условия для развития певческих навыков.
Основные особенности:
1. Голосовой аппарат. Голосовые связки ещё развиваются, поэтому важно избегать перенапряжения.
2. Музыкальный слух. Развивается способность различать высоту звуков, интонации, ритмы.
3. Эмоциональность. Дети старшего дошкольного возраста ярко реагируют на музыкальные произведения, что помогает им выражать свои эмоции через пение.
Исследователь Б. В. Асафьев подчеркивал, что эмоциональный отклик на музыку является основой для формирования музыкальной культуры.
Элементы формирование певческих навыков:
1. Развитие голосового аппарата. Работа с голосом в старшем дошкольном возрасте требует бережного подхода:
- Использование простых упражнений для правильного дыхания (например, игра на "ветер").
- Постановка голоса через вокализацию звуков и коротких мелодий.
2. Развитие музыкального слуха.
- Упражнения на различение высоты звуков.
- Интонационные игры: повторение фраз или звуков за педагогом.
- Разучивание песен с постепенным усложнением мелодии.
3. Работа с репертуаром. Песни должны соответствовать возрасту и интересам детей. Предпочтение отдаётся песням с простой мелодией, чётким ритмом и яркой эмоциональной окраской. Например, народные песни или современные детские композиции.
4. Коллективное пение.
- Пение в группе помогает детям почувствовать ритм, научиться работать в ансамбле.
- Важно поощрять активное участие каждого ребёнка, независимо от его индивидуальных способностей.
Рассмотрим методические подходы к формированию певческих навыков:
1. Игра как метод обучения. Музыкально-дидактические игры (например, "Эхо", "Кто споёт чище?") способствуют развитию слуха и голоса.
2. Имитация и подражание. Дети легко усваивают новые навыки, подражая педагогу или другим детям. Использование вокального примера музыкального руководителя помогает детям освоить интонацию и ритм.
3. Интеграция музыки в ежедневную деятельность. Пение можно включать в утренние зарядки, прогулки, занятия, создавая музыкальный фон для всей образовательной программы.
4. Индивидуальный подход. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их голосовые возможности и уровень музыкального развития.
Согласно исследованиям Н. А. Ветлугиной, дети старшего дошкольного возраста демонстрируют значительный прогресс в пении при условии регулярных занятий и использования игровых методов. Также отмечается, что использование эмоционально насыщенных песен способствует не только вокальному развитию, но и формированию у детей интереса к музыке в целом.
Практика показывает, что дети, активно вовлечённые в музыкальную деятельность, лучше справляются с заданиями на слуховой анализ, демонстрируют уверенность в коллективной деятельности и развивают коммуникативные навыки.
Приведем рекомендации для музыкальных руководителей:
1. Чётко структурированные занятия с чередованием вокальных упражнений, игровых элементов и разучивания песен.
2. Регулярные музыкальные занятия (2–3 раза в неделю) с постепенным усложнением материала.
3. Создание положительной эмоциональной атмосферы, поддержка интереса к пению через похвалу и игровые формы работы.
4. Проведение мероприятий с участием родителей (концерты, музыкальные праздники), чтобы показать достижения детей и мотивировать их к дальнейшему развитию.
В заключение отметим, что формирование певческих навыков у старших дошкольников — это многогранный процесс, который требует от музыкального руководителя понимания возрастных особенностей, владения методиками работы с голосом и музыкальным материалом. Успех этой работы зависит от систематичности занятий, правильного выбора репертуара и создания благоприятной атмосферы для детей. Музыкальное воспитание не только развивает певческие способности, но и способствует общему культурному развитию ребёнка.
Список литературы
1. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. Старшая группа.- Волгоград. Издательство «Учитель», 2019 г. - 233с.
2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. Просвещение, 2020 г. - 124 с.
3. Орлова Г.М., Бекина С.И.. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет. – М. Просвещение, 2021 г. – 255 с.