Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у обучающихся первых классов в условиях безотметочного обучения | Фирулева Ирина Александровна. Работа №346776
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования положительной мотивации к учебной деятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения. Рассматриваются психологические особенности младших школьников, которые влияют на их отношение к учебе, а также важность создания условий, способствующих развитию мотивации. В статье представлены методы и подходы, направленные на стимулирование интереса к обучению через вовлеченность, поддержку, использование игровых технологий и активных форм обучения. Также рассматриваются практические рекомендации для учителей, которые помогают сделать учебный процесс более интересным и увлекательным для детей в условиях безоценочного подхода.
Ключевые слова: мотивация, безотметочное обучение, первоклассники, учебная деятельность, вовлеченность, игровые технологии, активные формы обучения, психологические особенности.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Фирулева Ирина Александровна, учитель начальных классов
МБОУ ВМО "Семенковская основная школа имени С.В. Солодягина"
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования положительной мотивации к учебной деятельности у первоклассников в условиях безотметочного обучения. Рассматриваются психологические особенности младших школьников, которые влияют на их отношение к учебе, а также важность создания условий, способствующих развитию мотивации. В статье представлены методы и подходы, направленные на стимулирование интереса к обучению через вовлеченность, поддержку, использование игровых технологий и активных форм обучения. Также рассматриваются практические рекомендации для учителей, которые помогают сделать учебный процесс более интересным и увлекательным для детей в условиях безоценочного подхода.
Ключевые слова: мотивация, безотметочное обучение, первоклассники, учебная деятельность, вовлеченность, игровые технологии, активные формы обучения, психологические особенности.
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности является одной из ключевых задач начального образования. Особенно это важно для учащихся первых классов, которые только начинают осваивать основы школьной жизни и учебного процесса. Мотивация — это внутренний стимул, который побуждает ребенка к активной деятельности и стремлению к познанию. В условиях безотметочного обучения, когда оценка результатов деятельности учащихся не основывается на традиционных отметках, важность формирования мотивации возрастает, так как именно она становится основным двигателем для достижения успеха в учебе.
Безотметочная система обучения предоставляет педагогам широкие возможности для работы с детьми, давая им шанс сосредоточиться на процессе, а не на конечной оценке. Однако для того, чтобы такой подход действительно приносил результаты, необходимо выстроить систему, поддерживающую и стимулирующую внутреннюю мотивацию учеников. Важно, чтобы первоклассники не только выполняли задания, но и получали удовольствие от учебной деятельности, ощущали свою значимость и успехи.
Для начала необходимо учитывать психологические особенности младших школьников, которые находятся в стадии активного формирования личности. На этом этапе важнейшими мотивами для детей являются стремление к успеху, признанию со стороны окружающих и удовлетворение потребности в самоутверждении. Поскольку отметки часто становятся источником стресса и напряжения, то безотметочная система позволяет сосредоточиться на другом — на развитии интереса и вовлеченности ребенка в учебную деятельность. Это требует от педагога творческого подхода, умения создать такие условия, при которых ребенок будет чувствовать себя успешным, даже если у него не всегда получается выполнить задание идеально.
Одним из эффективных способов формирования положительной мотивации у первоклассников является использование игровых технологий. Игры стимулируют детей, делают процесс обучения увлекательным и непредсказуемым. Через игру дети учат новое, решают задачи, открывают для себя мир знаний. Важно, чтобы игровые элементы использовались в контексте учебного процесса, делая его не только интересным, но и осмысленным. Например, можно использовать образовательные игры, в которых задания подаются в форме квестов, викторин, конкурсов. Они помогают развивать внимание, логическое мышление, память, а главное — поддерживают интерес к предмету.
Кроме того, активные формы обучения, такие как работа в группах, коллективные проекты, исследовательские задания, также способствуют повышению мотивации. Учащиеся начинают видеть результат своей деятельности в процессе работы с одноклассниками, получают возможность проявить себя и свои творческие способности. Работа в группе формирует чувство ответственности за общий результат, способствует развитию коммуникативных навыков и доверительных отношений между детьми. Это особенно важно для первоклассников, которые только начинают социализироваться в школьном коллективе.
Не менее важным аспектом является поддержка со стороны учителя. Позитивная атмосфера в классе, внимательное отношение к каждому ученику, похвала за достижения, даже если они небольшие, — все это помогает ребенку чувствовать себя уверенно и стремиться к новым успехам. В условиях безотметочного обучения значимость похвалы возрастает. Именно она становится основным индикатором успеха для ребенка, формируя у него ощущение, что его усилия ценятся. Учитель может использовать различные формы похвалы, такие как словесные отзывы, индивидуальные карточки с отметками «молодец» или «отлично», а также создание личных достижений ребенка, что способствует укреплению его мотивации.
Для того чтобы у первоклассников формировалась позитивная мотивация, необходимо, чтобы учебная деятельность была для них не только полезной, но и увлекательной. Это достигается через разнообразие методов обучения. Работы в тетрадях и учебниках можно чередовать с творческими заданиями, разгадыванием загадок, выполнением творческих проектов. Важно, чтобы задания давали возможность детям проявить свою инициативу и творчество. Таким образом, обучающийся не будет ощущать учебный процесс как «обязанность», а будет воспринимать его как увлекательную деятельность, в которой он может проявить себя.
Не стоит забывать и о том, что дети в этом возрасте начинают осознавать важность знаний не только для получения «хороших» отметок, но и для их повседневной жизни. Уроки, на которых дети понимают, как полученные знания могут быть полезными и применимыми в реальной жизни, оказываются особенно мотивирующими. Например, можно проводить занятия, на которых первоклассники решают задачи, связанные с их повседневным опытом: считают количество предметов в классе, измеряют длину дорожек на школьном дворе, рассчитывают время, необходимое для выполнения какого-либо действия. Когда учебная деятельность имеет практическую значимость, дети начинают осознавать, что знания — это не просто абстрактные теоретические конструкции, но важная часть их реальной жизни.
Кроме того, в условиях безотметочного обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Важно понимать, что не все ученики одинаково быстро осваивают учебный материал. Некоторые дети могут сталкиваться с трудностями и неуспехами, что снижает их мотивацию. В таких случаях особую роль играет поддержка учителя, который должен своевременно и деликатно помогать ребенку, поддерживать его усилия и хвалить за прогресс, даже если он небольшой. Важно избегать ситуаций, когда ребенок ощущает себя неудачником, и наоборот, максимально подчеркивать его достижения, пусть даже и минимальные.
Таким образом, формирование положительной мотивации у первоклассников в условиях безотметочного обучения требует от учителя использования разнообразных методических приемов. Игровые технологии, активные формы работы, поддержка учителя и признание успехов детей являются важными инструментами, которые помогают создать в классе атмосферу интереса, вовлеченности и радости от учебной деятельности. Важно помнить, что именно положительная мотивация является основой для дальнейшего успешного обучения и личностного роста детей.
Список литературы
Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности / Ю. В. Горохова, И. В. Горохова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 540-543. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38549/ (дата обращения: 10.10.2024).
Инзаркина
Н.В.
Безотметочное
обучение как условие формирования учебной активности младших школьников [Электронный ресурс] //
http://novaum.ru/public/p1638
Лобченко А.В.,
Рубашенко
С.А.
Организация
безотметочного
обучения на уроках в начальной школе
// Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2024". – 2020. – № 4. – С. 49-52;
URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=209 (дата обращения: 10.10.2024).