Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование позитивного самоощущения у воспитанников интерната | Мохова Наталья Сергеевна. Работа №353187

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования позитивного самоощущения у воспитанников интерната. Раскрываются теоретические основы самоощущения, его влияние на личностное развитие и социализацию детей, находящихся в условиях интерната. Анализируются подходы отечественных и зарубежных исследователей к работе с детьми в интернатных учреждениях. Представлены практические примеры и методики для педагогов, направленные на развитие позитивного самоощущения у воспитанников. 

Ключевые слова: самоощущение, воспитанники интерната, социализация, педагогика, эмоциональное благополучие. 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООЩУЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА

 

Мохова Наталья Сергеевна, учитель

ОКОУ Вичугская школа-интернат №2,

Ивановская область

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования позитивного самоощущения у воспитанников интерната. Раскрываются теоретические основы самоощущения, его влияние на личностное развитие и социализацию детей, находящихся в условиях интерната. Анализируются подходы отечественных и зарубежных исследователей к работе с детьми в интернатных учреждениях. Представлены практические примеры и методики для педагогов, направленные на развитие позитивного самоощущения у воспитанников.

Ключевые слова: самоощущение, воспитанники интерната, социализация, педагогика, эмоциональное благополучие.

 

Дети, находящиеся в условиях интернатов, часто сталкиваются с психологическими трудностями, связанными с утратой семейной поддержки, чувством изолированности и низкой самооценкой. Эти факторы могут препятствовать их успешной социализации и личностному развитию. Формирование позитивного самоощущения является одной из ключевых задач педагогов интернатных учреждений, поскольку оно помогает воспитанникам чувствовать себя уверенно, устанавливать конструктивные отношения с окружающими и достигать успехов в различных сферах жизни.

Самоощущение — это восприятие человеком самого себя, включающее осознание своей ценности, эмоционального состояния и роли в обществе. По мнению Л.С. Выготского, самоощущение формируется в процессе общения и деятельности, и в значительной степени зависит от социальной среды, в которой находится ребенок.

Л.С. Выготский подчеркивал, что положительное отношение ребенка к себе возникает в результате успешного взаимодействия с окружающими. В условиях интерната педагоги играют роль ключевых фигур, способствующих развитию у детей чувства значимости и уверенности в себе.

К.Д. Ушинский отмечал, что педагог должен обращать внимание не только на умственное развитие ребенка, но и на его эмоциональное состояние. По мнению ученого, основой воспитания является уважение к личности ребенка и создание ситуации успеха.

Зарубежные исследователи, такие как Карл Роджерс, выделяли значимость безусловного принятия ребенка. Роджерс утверждал, что именно ощущение безопасности и поддержки со стороны взрослого способствует формированию у ребенка позитивного взгляда на себя и окружающий мир.

Рассмотрим методы формирования позитивного самоощущения:

1. Педагог должен выстраивать доверительные отношения с воспитанниками, проявлять искренний интерес к их переживаниям и успехам. Это создает ощущение безопасности и значимости.

2. Педагоги должны организовывать деятельность так, чтобы каждый ребенок мог добиться успеха, будь то участие в конкурсе, выполнение творческого задания или достижение учебной цели.

3. Введение ритуалов поощрения.

- Награждение грамотами за достижения.

- Публичное признание успехов ребенка в коллективе.

- Введение "Дневника достижений", где фиксируются даже небольшие успехи ребенка.

4. Развитие навыков саморефлексии.

- Введение минуток рефлексии, где воспитанники делятся своими эмоциями и достижениями.

- Составление "дерева успехов": дети записывают свои достижения на листочках и прикрепляют их к дереву.

5. Организация групповой деятельности. Совместные проекты, игры, театральные постановки способствуют развитию у детей чувства принадлежности к коллективу, а также улучшают коммуникативные навыки.

Примеры работы с воспитанниками интерната:

1. Проект "Я — личность".

Цель: формирование у детей осознания своей уникальности.

Деятельность:

- Создание индивидуального коллажа о себе (интересы, мечты, достижения).

- Организация выставки, где каждый ребенок рассказывает о себе.

2. Ролевая игра "Мир профессий".

Цель: развитие уверенности в своих силах через осознание собственных возможностей.

Этапы:

- Дети выбирают профессию и готовят небольшой проект или презентацию.

- Обсуждение: "Почему я выбрал эту профессию?", "Какие качества мне помогут в будущем?"

3. Дружеские послания.

Цель: укрепление положительных взаимоотношений в коллективе.

Описание: воспитанники пишут друг другу небольшие записки с похвалой или добрыми словами. Записки зачитываются на общем собрании.

Позитивное самоощущение влияет на следующие аспекты жизни воспитанников интерната:

- Улучшение межличностных отношений. Дети с положительным взглядом на себя легче находят общий язык с окружающими.

- Повышение мотивации к обучению. Уверенность в себе способствует активному участию в учебной и внеучебной деятельности.

- Снижение уровня тревожности. Ребенок, который чувствует поддержку, менее подвержен стрессу.

- Готовность к интеграции в общество. Такие дети легче адаптируются к жизни за пределами интерната.

В заключение отметим, что формирование позитивного самоощущения у воспитанников интерната — это длительный, но крайне важный процесс, требующий внимания к каждому ребенку, индивидуального подхода и создания атмосферы доверия. Педагоги играют ключевую роль в этом процессе, помогая детям поверить в свои силы, научиться взаимодействовать с окружающими и чувствовать себя полноценными членами общества.

 

Список литературы

1. Гаврилова И. М. Пути решения проблем трудовой социализации воспитанников интернатного учреждения / И. М. Гаврилова, З. А. Лабазанов // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 175-177.

2. Дубинина А. С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста / А. С. Дубинина // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 60-64.

3. Кононова А.А. Формирование позитивного отношения к собственному здоровью воспитанников учреждений интернатного типа как компонента жизненной компетентности (из опыта работы) «Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения», no. 3, 2014, pp. 137-141.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×