"Формирование позитивных представлений о семейных ценностях у детей с нарушением интеллекта во время внеклассных занятий " | Смирнова Елена Михайловна. Работа №350844
Доклад о формировании позитивных представлений о семье и семейных ценностях во время проведения внеклассных занятий из личного опыта работы воспитателя специальной (коррекционной) школы-интерната для обучающихся с интеллектуальными нарушениями старших классов.
Успешность социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями зависит от сформированности у них жизненно значимых знаний и компетенций, включая представления о семье.
Касаясь темы «Семья», следует отметить, что далеко не все обучающиеся с УО имеют правильное представление об образце создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Кроме этого, многие наши воспитанники проживают в интернате круглосуточно с понедельника по пятницу, что непозитивно отражается на родственных связях внутри семьи, усугубляет детское чувство одиночества, незащищенности, способствует непониманию материальной стороны семейной жизни.
Одна из приоритетных задача внеклассных занятий – формировать правильное представление и необходимые знания о необходимых условиях создания благополучной семейной жизни, взаимоотношениях между членами семьи, о распределении обязанностей, наличии прав, о путях решения конфликтных ситуаций, необходимости соблюдения правил общежития с родственниками.
Эффективное усвоение учебного материала по этому программному разделу предполагает использование широкого спектра методов, приемов и средств обучения: рассказы, беседы, практические работы, моделирование проблемных ситуаций и др.
Метод моделирования реальных ситуаций применим практически к каждому разделу программы. Моделирование определенных жизненных ситуаций, где дети могут использовать свои навыки, создает прочные ассоциативные связи между знаниями, полученными в школе и решением практических задач вне школы, способствуют расширению социального опыта.
Ситуация 1. Сын очень плохо ведёт себя в школе. Маму вызвали в школу. После этого состоялся ее разговор с сыном.
Ситуация 2. Дочь требует у родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сейчас это сделать нет возможности.
Дети предлагают варианты диалогов. Учитель обобщает ответы детей, подводит к выводу – у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить ещё тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позицию родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.
Эффективны приёмом обучения конструктивному общению с окружающими людьми, формирования умения выстраивать отношения в семье является анализ этических ситуаций. Под этической задачей мы понимаем какую – либо жизненную ситуацию (она может быть законченной или нет, тогда дети должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации). Регулярно рассказываю детям истории из жизни и мы вместе их обсуждаем, анализируем поведение героев и учимся адекватно его оценивать, предлагать варианты завершения. Стараюсь учить детей позитивному мышлению.
Примеры:
· Молодая семья с ребёнком двух лет живёт с родителями жены. Бабушка и дедушка используют любую возможность подчеркнуть неспособность молодых родителей самостоятельно воспитывать сына и принимать важные решения. В результате назрел конфликт между зятем и тёщей, грозящий разрушить отношения в семье. Как наладить эти отношения?
· Поженившись, молодые супруги стали жить в доме родителей мужа. Мать мужа пытается управлять жизнью молодых. Муж избегает ссор с матерью, обе женщины ему дороги. Как жене строить свои отношения со свекровью?
Одним из средств пробуждения интереса к усвоению семейных ценностей является использование средств изобразительности, в частности, просмотр видеоматериалов, в ходе обсуждения которых между детьми возникает продуктивный диалог, результатом которого является расстановка личностно-ценностных акцентов.
Эффективным методом воспитания детей является игра, поскольку в ней возможно проектирование, имитация действий, которые в будущем будут необходимы в семье, обществе. Усвоение половой роли – это познание нравственных требований, норм и правил поведения. В этом помогают рассказы, стихи, во время освоения которых программируется определенный стиль поведения будущих супругов. При обсуждении содержания любого произведения дается оценка поведения персонажей, отношений между членами семьи, правильности поступков мужчины и женщины. Обсуждение стоит связать с жизнью детей, их собственным опытом. Кроме этого, выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Участвуя в играх со специально подобранным сценарием, школьники в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые смогут спровоцировать неправильные поступки.
Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило весьма ограничено, поэтому с родителями надо постоянно проводить лекции, беседы, практикумы, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентировки, привлекая родных для ребенка людей к воспитанию у него необходимых умений.
По пути создания семейной жизни пойдут почти все, а о сути этого явления, факторах, необходимых для создания крепкой и здоровой семьи необходимо начинать говорить ещё в школе.
Формирование семейных ценностей у умственно отсталых школьников – жизненно важно в процессе социализации как для самого школьника, так и для его семьи, как родительской, так и будущей.
у детей с нарушением интеллекта во время внеклассных занятий (из опыта работы воспитателя – Смирновой Елены Михайловны)
Успешность социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями зависит от сформированности у них жизненно значимых знаний и компетенций, включая представления о семье.
Касаясь темы Семья, следует отметить, что далеко не все обучающиеся с УО имеют правильное представление об образце создания семейного уклада, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Кроме этого, многие наши воспитанники проживают в интернате круглосуточно с понедельника по пятницу, что непозитивно отражается на родственных связях внутри семьи, усугубляет детское чувство одиночества, незащищенности, способствует непониманию материальной стороны семейной жизни.
Одна из приоритетных задача внеклассных занятий – формировать правильное представление и необходимые знания о необходимых условиях создания благополучной семейной жизни, взаимоотношениях между членами семьи, о распределении обязанностей, наличии прав, о путях решения конфликтных ситуаций, необходимости соблюдения правил общежития с родственниками.
Эффективное усвоение учебного материала по этому программному разделу предполагает использование широкого спектра методов, приемов и средств обучения: рассказы, беседы, практические работы, моделирование проблемных ситуаций и др.
Метод моделирования реальных ситуаций применим практически к каждому разделу программы. Моделирование определенных жизненных ситуаций, где дети могут использовать свои навыки, создает прочные ассоциативные связи между знаниями, полученными в школе и решением практических задач вне школы, способствуют расширению социального опыта.
Ситуация 1. Сын очень плохо ведёт себя в школе. Маму вызвали в школу. После этого состоялся ее разговор с сыном.
Ситуация 2. Дочь требует у родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сейчас это сделать нет возможности.
Дети предлагают варианты диалогов. Учитель обобщает ответы детей, подводит к выводу – у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить ещё тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позицию родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.
Эффективны приёмом обучения конструктивному общению с окружающими людьми, формирования умения выстраивать отношения в семье является анализ этических ситуаций. Под этической задачей мы понимаем какую – либо жизненную ситуацию (она может быть законченной или нет, тогда дети должны представить, как в дальнейшем поступят герои ситуации). Регулярно рассказываю детям истории из жизни и мы вместе их обсуждаем, анализируем поведение героев и учимся адекватно его оценивать, предлагать варианты завершения. Стараюсь учить детей позитивному мышлению.
Примеры:
Молодая семья с ребёнком двух лет живёт с родителями жены. Бабушка и дедушка используют любую возможность подчеркнуть неспособность молодых родителей самостоятельно воспитывать сына и принимать важные решения. В результате назрел конфликт между зятем и тёщей, грозящий разрушить отношения в семье. Как наладить эти отношения?
Поженившись, молодые супруги стали жить в доме родителей мужа. Мать мужа пытается управлять жизнью молодых. Муж избегает ссор с матерью, обе женщины ему дороги. Как жене строить свои отношения со свекровью?
Одним из средств пробуждения интереса к усвоению семейных ценностей является использование средств изобразительности, в частности, просмотр видеоматериалов, в ходе обсуждения которых между детьми возникает продуктивный диалог, результатом которого является расстановка личностно-ценностных акцентов.
Эффективным методом воспитания детей является игра, поскольку в ней возможно проектирование, имитация действий, которые в будущем будут необходимы в семье, обществе. Усвоение половой роли – это познание нравственных требований, норм и правил поведения. В этом помогают рассказы, стихи, во время освоения которых программируется определенный стиль поведения будущих супругов. При обсуждении содержания любого произведения дается оценка поведения персонажей, отношений между членами семьи, правильности поступков мужчины и женщины. Обсуждение стоит связать с жизнью детей, их собственным опытом. Кроме этого, выполнение роли требует подчинения определенным правилам, нормам поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Участвуя в играх со специально подобранным сценарием, школьники в определенной мере приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям норм поведения в различных ситуациях, в том числе таких, которые смогут спровоцировать неправильные поступки.
Большое значение для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило весьма ограничено, поэтому с родителями надо постоянно проводить лекции, беседы, практикумы, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентировки, привлекая родных для ребенка людей к воспитанию у него необходимых умений.
По пути создания семейной жизни пойдут почти все, а о сути этого явления, факторах, необходимых для создания крепкой и здоровой семьи необходимо начинать говорить ещё в школе.
Формирование семейных ценностей у умственно отсталых школьников – жизненно важно в процессе социализации как для самого школьника, так и для его семьи, как родительской, так и будущей.
1