Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников | Мой кабинет. Работа №354307

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если  в своей работе  использовать разнообразные формы, приёмы и методы обучения. 

Формирование познавательного интереса к учебной деятельности

у младших школьников

 

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции. Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если в своей работе использовать разнообразные формы, приёмы и методы обучения.

Для повышения интереса к обучению и развития познавательных интересов в своей работе использую различные приемы.

1.Организация начала урока. Одним из эффективных - является хорошее начало урока, настрой на работу. Здесь можно использовать девизы, эпиграфы, кричалки. В качестве девиза, например, учащимся предлагается выбрать фразеологизм:

-Ребята, сегодня на уроке нам предстоит выполнить важное задание, какой вы выберите для себя девиз «Работать спустя рукава», «Бить баклуши», «Работать, засучив рукава».

2.Приглашение героя рассказчика. Присутствие на уроке сказочного персонажа или героя мультфильма так же повышает интерес учащихся. Причем этот герой может быть не просто нарисованным, но и кукольным. Младшие школьники особенно активно реагируют на непосредственные впечатления.

3. Использование наглядных пособий. Наглядные пособия, применяемые на уроках, всегда вызывают жадное любопытство у детей. Они очень живо реагируют на то, что является сколько-нибудь новым для них. Вместе с импульсивностью детей это придает занятиям стремительность, напряжение и насыщенность.

4. Создание проблемной ситуации. Хорошо мотивирует постановка проблемной ситуации, показ практического применения знаний. Очень эффективно начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления. Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приёмам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

5.Рефлексия на любом этапе урока. Можно использовать: смайлики в качестве оценки своей деятельности; карточки с нарисованными по количеству заданий свечами, где после выполнения каждого задания учащиеся рисуют пламя свечи, чем ярче и выше пламя, тем лучше выполнено задание; лесенка успеха, незаконченное предложение; фразеологизмы, дерево чувств; отсроченная загадка и т.д.

6. Применение ИКТ. Использование компьютерных технологий - необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Применение ИКТ в процессе обучения младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся.

В своей педагогической деятельности предпочтение я отдаю использованию на уроках презентаций. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Она даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование ИКТ на уроках стало возможным, благодаря оборудованию класса. В классе есть интерактивная доска - это ещё один помощник учителю.

С помощью интерактивной доски, я активно вовлекаю учащихся в процесс освоения материала. За счет наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На доске можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать. Данные возможности интерактивной доски делают уроки интересными и развивают мотивацию: учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки, а также использовать интерактивные плакаты. Проводя урок по теме: «Правописание слов с безударным гласным», ребята вставляли пропущенные буквы, а затем сравнивали с образцом на интерактивной доске.На уроках математики при помощи слайдов осуществляю демонстрацию числовых выражений, цепочек для устного счёта, приемы письменного вычисления, организовываю математические разминки и самопроверку, решаем задачи, с помощью интерактивных форм наглядно показываю геометрический материал.

Для решения задач, особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому на уроках приходится много использовать иллюстраций, рисунков к задаче, и в этом мне помогают презентации, которые я делаю сама или беру у других учителей. Продуктивность таких уроков очень высокая.

Обучение чтению – сложный творческий процесс. Уроки литературного чтения стараюсь сделать интересными и разнообразными. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – все становится интересным, при использовании презентаций и интерактивной доски.

Кроме презентаций, я в содержании уроков использую аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объему литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Активно проходит на уроке и словарная работа. Дети не только знакомятся с лексическим значением слова, но и видят о чем идет речь в произведении.

Презентации, интерактивные презентации, видео как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Данный вид работы наиболее часто я использую на уроках окружающего мира. Картинки окружающей нас природы, животные, круговорот воды, цепочки питания – все можно отразить на слайдах.

Кроме того, использую ИКТ во внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работе класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

7.Создние ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе.

8. Рассказ от первого лица.

9. Моделирование.

10. Использование заданий с элементами неожиданности. Например, ящик – посылка, письмо какого-либо героя.

11. Работа в паре или группе.

12.Творческие домашние задания

13.Использование разных способов для решения поставленных задач.

14. Дидактические игры. Применение разнообразных игр на занятиях в младших классах оказывает воспитательное и развивающее влияние на школьников, повышает их творческое мышление и самостоятельность.

Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Игра – средство воспитания, постоянная и неизменная спутница детей.

Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка. «Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени. Что может быть интересней для ребёнка, чем игра?! Педагог, как волшебник, используя игровые технологии, способен превратить самый обыденный учебный процесс в незабываемое действие. Важную роль играет разумно подобранный материал, который соответствует возрастным особенностям ребенка. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Чтобы ученики не скучали, необходимы частые переходы от одних заданий к другим; чтобы внимание их было напряжено, не следует затягивать паузы.

Кроме того, большая роль при формировании интереса к учению принадлежит домашним заданиям. На мой взгляд, домашних заданий не должно быть много.

Таким образом, формировать познавательный интерес к учебной деятельности - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

 

 

 

Литература

1Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.: Политиздат, 2011.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]/А.С. Белкин. - М.: Академия, 2010.

3. Битянова М. «Мотивация и профанация» «Школьный психолог № 2, 2010 год

4. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

5. Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования» - М: Педагогика, 2011 г. - 240с.

6. Денисова, О. П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. П. Денисова: РАО; МПСИ. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 235с.

7. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2010.

8. Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» - М: Просвещение 2011 г.

9.История педагогики и образования» под ред. Пискунова А.И.; Москва,2001 г.

10. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2011.

11. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: книга для учителя /Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2010. - 224с.

12.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971; он же. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1977.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×