ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НИР | Ермачкова Анастасия Николаевна . Работа №317467
Одной из проблем специальной педагогики является формирование у обучающихся с нарушением в интеллектуальном развитии познавательного интереса. Наличие познавательного интереса является необходимым условием успешного обучения. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на реализацию целей деятельности.
Формирование представлений о природе является одной из задач, реализуемых в процессе образования младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии. Основные сведения о природе обучающиеся получают в рамках учебного предмета «Мир природы и человека». В процессе познания окружающего мира у детей формируются представления о явлениях, происходящих в природе, их взаимосвязях, что позволяет показать детям реальные взаимосвязи и причинно-следственные зависимости.
Существуют разные пути и средства развития познавательных интересов, но одним из действенных средств пробуждения живого интереса к учебному процессу является общение с природой.
В настоящее время опытом педагогов и педагогической науки накоплен большой арсенал методов, форм, средств, направленных на формирование положительных учебных мотивов, стимулирующих познавательный интерес и познавательную активность обучающихся. К самым распространённым методам и формам развития познавательного интереса, можно отнести применение в образовательном процессе игровых методов, организацию учебных исследований, наблюдений, экспериментов и проблемное изучение учебного материала.
Для ознакомления младших школьников с окружающей природой широко используются игровые методы, включающие в себя обширную группу методов и приёмов организации учебного процесса в форме дидактических, ролевых, настольных и других видов игр.
Наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи в начальной школе являются необходимыми структурными элементами урока по изучению природы.
Проблемное обучение может способствовать развитию ключевых компетенций учащихся. Для проблемных методов характерно то, что знания не предъявляются обучающимся в готовом виде, а добываются самим ребёнком в ходе решения проблемной задачи или ситуации. В результате педагог стимулирует исследовательскую активность учащихся.
Таким образом, формирование познавательного интереса является обязательным фактором успешного обучения ребёнка. Многие из этих способов подходят для использования в процессе изучения учебного предмета «Мир природы и человека», в рамках которого обучающиеся получают основные представления о природном мире.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
А.Н. Ермачкова, II курс очной формы обучения
Направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Научный руководитель – канд. биол. наук, доц. С.А. Саакян
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
Одной из проблем специальной педагогики является формирование у обучающихся с нарушением в интеллектуальном развитии познавательного интереса. Наличие познавательного интереса является необходимым условием успешного обучения. Познавательный интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на реализацию целей деятельности. Интерес, как и деятельность, имеет объективно-субъективную основу [2].
Познавательный интерес сочетается с общей любознательностью. Жизнь, лишённая познавательного интереса, темнеет; личность лишена того значительного внутреннего стимула, который постоянно приводит в движение, позволяет испытывать радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, чем бы человек ни занимался.
По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес это «…избирательная направленность личности, обращённая на область познания, на его предметную сторону и на сам процесс познания» [8]. Многие ученые, обследовав детей с нарушением в интеллектуальном развитии, отмечают, что у них снижен интерес к окружающему миру, а также наблюдается вялость и безынициативность. Г.Е. Сухарева отмечает, что у детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребёнка неудержимое стремление познать окружающий мир [7].
Формирование представлений о природе является одной из задач, реализуемых в процессе образования младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии. Основные сведения о природе обучающиеся получают в рамках учебного предмета «Мир природы и человека» [5]. Формирование познавательного интереса у детей с интеллектуальной недостаточностью через изучение природоведческого материала является одной из основных задач познавательного развития учащихся. В процессе познания окружающего мира у детей формируются представления о явлениях, происходящих в природе, их взаимосвязях, что позволяет показать детям реальные взаимосвязи и причинно-следственные зависимости.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном в формировании естественнонаучных знаний, пропедевтическим этапом в формировании у обучающихся умений наблюдать, анализировать и взаимодействовать с окружающим миром. На ранних этапах обучения можно начинать организованную работу по формированию разнообразных представлений о природе, явлениях природы; подготовить детей к последующему изучению систематического курса естественных наук, что составляет необходимую основу для их успешного усвоения. Учебный процесс в специальной образовательной организации строится таким образом, чтобы у обучающихся проявлялось стремление к знаниям, поиску новой информации, самостоятельной творческой работе, что, в свою очередь, выступает показателями познавательного интереса.
Существуют разные пути и средства развития познавательных интересов, но одним из действенных средств пробуждения живого интереса к учебному процессу является общение с природой. Взаимодействие с природой является дополнительным каналом удовлетворения компетентностных потребностей, что позволяет значительно повысить самооценку учащихся и, таким образом, оказать положительное влияние на учащихся, испытывающих трудности или отказывающихся учиться [3].
В настоящее время опытом педагогов и педагогической науки накоплен большой арсенал методов, форм, средств, направленных на формирование положительных учебных мотивов, стимулирующих познавательный интерес и познавательную активность обучающихся. К самым распространённым методам и формам развития познавательного интереса, можно отнести применение в образовательном процессе игровых методов, организацию учебных исследований, наблюдений, экспериментов и проблемное изучение учебного материала.
Для ознакомления младших школьников с окружающей природой широко используются игровые методы, включающие в себя обширную группу методов и приёмов организации учебного процесса в форме дидактических, ролевых, настольных и других видов игр. Познавательные игры требуют сообразительности, наблюдательности; у детей проявляется активность, развивается внимание, мышление память [4]. Многие авторы, считают игровую деятельность наиболее эффективной в процессе формирования и коррекции познавательных интересов. Скуридина Л.П., изучая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуальном развитии, указывает на то, что внедрение в учебный процесс интерактивных игровых форм способствует улучшению качества проведения учебных занятий и, как следствие, повышает познавательную активность детей с ОВЗ [6].
В практике специальной школы достаточно популярны настольные игры (кроссворды, ребусы, словесные цепочки и др.), дидактические игры природоведческого содержания. Важную роль в развитии познавательного интереса у младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии играют интеллектуальные игры, которые по своему механизму требуют активной познавательной деятельности со стороны обучающихся. Окружающая нас природа даёт большие возможности для создания ребусов и загадок о растениях, животных, отдельных явлений природы. Использование игровых методов, способствует развитию воображения, сообразительности, мышления, познавательных интересов у младших школьников и активизирует познавательную деятельность.
Для развития познавательного интереса младших школьников при изучении природы могут использоваться различные исследовательские проекты. Обучающиеся могут исследовать различные виды растений в своей местности и создать полевой справочник или идентификационный ключ для растений, которые они наблюдают. Можно организовать наблюдение за поведением птиц, в ходе которого школьники могут изучать поведение различных видов птиц в своей местности.
Другим методов развития познавательного интереса является организация наблюдений в природы. Детям важно не только наблюдать те или иные изменения, происходящие в жизни растений или животных, но и делиться с одноклассниками, родителям результатами наблюдений.
Наблюдения, опыты, эксперименты, логические и творческие задачи в начальной школе являются необходимыми структурными элементами урока по изучению природы. Это позволяет учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования познавательных учебных действий, которое способствует развитию познавательных интересов детей, так как в эксперименте используется система основных мыслительных приёмов [1].
Для развития познавательных интересов младших школьников можно использовать проблемное обучение. Проблемное обучение может способствовать развитию ключевых компетенций учащихся. Для проблемных методов характерно то, что знания не предъявляются обучающимся в готовом виде, а добываются самим ребёнком в ходе решения проблемной задачи или ситуации. В результате педагог стимулирует исследовательскую активность учащихся.
Таким образом, формирование познавательного интереса является обязательным фактором успешного обучения ребёнка. У учителя начальных классов в арсенале имеется множество способов развития познавательного интереса. Многие из этих способов подходят для использования в процессе изучения учебного предмета «Мир природы и человека», в рамках которого обучающиеся получают основные представления о природном мире. Предпочтение следует отдавать тем методам, которые несут элемент занимательности, а также обеспечивают изучение природы на основе непосредственных практических действий обучающихся – путём наблюдений, опытов, экспериментов. В конечном итоге, формирование познавательного интереса к изучению природы может стать полезным опытом для младших школьников с нарушениями интеллектуального развития, помогая им расти и учиться осмысленно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. –– М.:
Г
уманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2009. – 672 с.
Ермизина Ю.А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой ученый. 2016. № 9 (113). С. 1107-1113. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29369/ (дата обращения: 24.02.2023).
Мифтакова Л.Н. Игры и игровые задачи на уроках природоведения. // Начальная школа. – 2005. – №9. – 20 с.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Скуридина Л.П. Педагогика ХХI века: стандарты и практики. Материалы международной научно-практической конференции. Издательство: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2016. – С.313-317
Сухарева Е.Г. Вопросы исследования познавательных качеств у детей с интеллектуальными нарушениям.
М.: Медицина, 1985. – 320 с
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. 160 с.