Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование познавательного процесса у детей подготовительной группы | Конова Татьяна Владимировна. Работа №355287

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию познавательного процесса у детей подготовительной группы дошкольного возраста. Раскрываются основные цели, задачи и методы организации деятельности, направленной на развитие познавательных способностей детей. Особое внимание уделено роли игры, экспериментов и познавательных заданий в образовательном процессе. Материал может быть полезен воспитателям детских садов, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова:  познавательный процесс, дошкольное образование, подготовительная группа, развитие мышления, эксперименты, игровая деятельность.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Конова Татьяна Владимировна, воспитатель

Школа №1476, дошкольный корпус №1, г Москва

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию познавательного процесса у детей подготовительной группы дошкольного возраста. Раскрываются основные цели, задачи и методы организации деятельности, направленной на развитие познавательных способностей детей. Особое внимание уделено роли игры, экспериментов и познавательных заданий в образовательном процессе. Материал может быть полезен воспитателям детских садов, работающим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательный процесс, дошкольное образование, подготовительная группа, развитие мышления, эксперименты, игровая деятельность.

Познавательный процесс в дошкольном возрасте является важной основой для формирования базовых знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребенку в школьном обучении. У детей подготовительной группы возрастает интерес к окружающему миру, они стремятся задавать вопросы, изучать явления, искать причинно-следственные связи. Задача воспитателя — создать условия для гармоничного развития познавательной активности, используя доступные и эффективные методы.

Основная часть

Значение формирования познавательного процесса

Познавательная деятельность позволяет ребенку изучать мир, развивать внимание, память, мышление и воображение. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы является неотъемлемой частью подготовки к обучению в школе. Важно, чтобы процесс познания у детей вызывал интерес, радость открытия, желание учиться.

Цели и задачи

Цели формирования познавательного процесса у детей подготовительной группы включают:

развитие познавательной активности и интереса к новому;

формирование навыков исследовательской деятельности;

развитие способности к анализу, синтезу, сравнению;

подготовку к усвоению школьной программы.

Задачи воспитателя состоят в том, чтобы организовать такие виды деятельности, которые способствуют развитию этих навыков.

Методы формирования познавательной активности

1. Игровая деятельность

Игра — ведущая деятельность дошкольника, которая становится основой для развития познавательных способностей. Примеры игр:

«Кто больше назовет» — на развитие внимания и памяти (например, назовите больше животных, живущих в лесу).

«Что изменилось?» — для тренировки наблюдательности и памяти.

2. Экспериментальная деятельность

Эксперименты помогают детям исследовать мир через практическое взаимодействие с объектами. Например, наблюдение за плавучестью различных предметов в воде или выращивание растений из семян.

3. Познавательные задания

Задачи и головоломки, соответствующие возрастным возможностям, развивают логическое мышление. Это могут быть задания на составление последовательности действий или нахождение лишнего элемента в группе.

4. Чтение и обсуждение

Чтение познавательных рассказов или сказок, обсуждение сюжетов помогают развивать речь, воображение и способность рассуждать. Например, после прочтения рассказа о природе можно обсудить сезонные изменения и их причины.

5. Наблюдения и экскурсии

Организация наблюдений за природой (например, сменой погоды или поведением животных) развивает у детей внимание к деталям. Экскурсии в музеи, зоопарки или на фермы стимулируют интерес к окружающему миру.

Роль воспитателя

Воспитатель должен быть активным участником познавательной деятельности детей. Его задача — не только давать готовую информацию, но и помогать ребенку находить ответы на вопросы самостоятельно. Для этого необходимо:

поддерживать детскую инициативу и интерес;

создавать ситуацию успеха;

задавать наводящие вопросы, которые стимулируют размышление.

Учет индивидуальных особенностей

Каждый ребенок уникален, и уровень его познавательных способностей может различаться. Важно учитывать темп развития, интересы и возможности каждого ребенка. Индивидуальный подход позволяет максимально раскрыть потенциал детей.

Формирование познавательного процесса у детей подготовительной группы — это основа их будущей успешной учебной деятельности. Использование разнообразных методов, таких как игры, эксперименты и наблюдения, помогает воспитателям создать увлекательную и эффективную образовательную среду. Важно, чтобы познавательный процесс приносил радость, стимулировал интерес к миру и укреплял уверенность детей в своих силах.

Список литературы

Алексеева В. Ю., Арнюдаева Ю. Б., Иринцеев А. А., Лиджиева Д. М. Формирование познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности // Современное педагогическое образование. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-i-tvorcheskih-sposobnostey-u-doshkolnikov-v-protsesse-interaktivnoy-deyatelnosti

Арефьева О. А. Формирование познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-doshkolnikov-v-protsesse-eksperimentalnoy-deyatelnosti

Ибрагимова Эльмира Сулейменовна, Власенкко Светлана Викторовна ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ // НИР/S&R. 2021. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-razvitiya-poznavatelnoy-kompetentnosti-doshkolnikov-pri-ispolzovanii-metoda-proektov

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×