Формирование познавательных результатов через работу с текстом | Кудрина Алёна Викторовна . Работа №322365
В данной статье вы пронаблюдаете, как автор использует оригинальные приёмы по формированию познавательных результатов на уроках окружающего мира. После прочтения статьи, вы сможете внедрить данные приёмы в свою урочную и внеурочную деятельность. В данной статье так же описанная методика применения приёмов работы с текстом, которые можно внедрить не только в уроки окружающего мира, но и в уроки литературного чтения, русского языка, математики, родного русского языка, литературного чтения на родном русском языке
РАЗВИВАЕМ СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ: СЕКРЕТЫ И ПРИЕМЫ ОТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Уроки литературного чтения являются одним из важных компонентов обучения в начальной школе. Они не только знакомят детей с миром литературы, но и развивают их смысловое чтение - умение понимать и анализировать тексты, строить свои собственные представления о произведениях и их героях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения (ФГОС НОО), внимание к развитию смыслового чтения на уроках литературного чтения становится все более значимым. В этой статье мы поговорим о различных приемах, которые помогают учителю начальных классов эффективно развивать смысловое чтение у своих учеников.
1. Создание поддерживающей атмосферы
Перед началом работы с текстом, важно создать атмосферу, которая будет способствовать развитию смыслового чтения. Учитель может заранее подготовить интересные и эмоционально насыщенные вопросы для обсуждения, предложить детям ролевые игры, а также использовать различные визуальные и звуковые материалы (иллюстрации, аудиозаписи и т.д.), чтобы привлечь внимание учеников и создать атмосферу интеллектуального и творческого обсуждения текста.
2. Активное использование вопросов
Постановка вопросов является одним из основных приемов развития смыслового чтения. Учитель может задавать разноуровневые вопросы, которые требуют разного уровня анализа и понимания текста. Вопросы могут быть связаны с основными сюжетными линиями произведения, характерами героев, а также могут побуждать учеников к высказыванию собственных мнений и сравнению произведений разных авторов.
3. Использование ролевых игр
Ролевые игры помогают ученикам более глубоко вжиться в роль персонажа, понять его мотивы и представить различные точки зрения. Например, после чтения отрывка из произведения, учитель может предложить детям сыграть сценку, в которой они поочередно играют роль разных персонажей и выражают их мысли и чувства. Такой прием позволяет детям лучше понять текст и активнее включиться в обсуждение.
4. Анализ и сравнение произведений
Учитель может предложить учащимся проанализировать несколько произведений, написанных одним автором или относящихся к одной литературной эпохе. Дети смогут выявить общие черты и особенности авторского стиля, сравнить героев и понять, как повествование и язык влияют на впечатление от произведения. Этот прием способствует развитию аналитического мышления и способности к сравнению и сопоставлению.
5. Индивидуальные проекты
Учитель может предложить ученикам выполнить индивидуальные проекты, связанные с произведениями, которые они читали на уроках литературного чтения. Это может быть написание продолжения сюжета, создание собственной иллюстрации к произведению или даже постановка небольшого спектакля по мотивам книги. Такие проекты помогут детям проявить креативность, а также углубить свое понимание прочитанных произведений.
Использование приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения в соответствии с ФГОС НОО - это важная задача для учителя начальных классов. С помощью создания поддерживающей атмосферы, постановки вопросов, проведения ролевых игр, анализа и сравнения произведений, а также выполнения индивидуальных проектов, учитель может развивать смысловое чтение у своих учеников, способствуя их креативности, аналитическому мышлению и умению осмысливать тексты.