Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование познавательных способностей дошкольников через опыты | Елена Анатольевна Бурдакова. Работа №334456

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В  статье говорится о том, что период дошкольного детства является наиболее восприимчивым для формирования умственных качеств детей. Опыты и эксперименты позволяют обеспечить активность дошкольников в познании и исследовании окружающего мира. Экспериментирование в целом понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Детское экспериментирование стимулирует исследовательскую деятельность ребенка

«Формирование познавательных способностей

детей дошкольного возраста через опытническую деятельность»

МБДОУ ЦРР детский сад №94

 

 

Познавательное развитие детей дошкольного возраста представляет собой одну из актуальных проблем современной теории и практики дошкольного воспитания. Меняющиеся условия социальной реальности, усиление требований к качеству образовательного процесса в дошкольном учреждении, расширение перечня целевых ориентиров освоения дошкольных образовательных программ обуславливают поиск способов воспитания детской личности, владеющей определённой системой знаний, умеющей находить и анализировать информацию, творчески подходить к решению проблем.

Период дошкольного детства является наиболее восприимчивым для формирования умственных качеств детей, развития их самостоятельности, инициативности и способностей к активному познанию окружающего мира, что обеспечивает всестороннее и целостное развитие личности ребёнка.

Одним из видов деятельности, обеспечивающих активность детей старшего дошкольного возраста в познании и исследовании окружающего мира, является экспериментирование. Экспериментирование в целом понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Детское экспериментирование представляет собой метод, стимулирующий познавательно-исследовательскую деятельность ребёнка и выражающийся в освоении элементарных действий с материальными объектами и веществами, благодаря которым появляются способности сравнивать, классифицировать предметы по цвету, форме, назначению и другим признакам.

Элементарное экспериментирование, как способ взаимодействия ребёнка с окружающими его предметами, появляется ещё в раннем возрасте. Вплетаясь в игру и продуктивную деятельность, экспериментирование помогает ребёнку узнать свойства некоторых вещей, например, что квадратная фигура не подходит для круглого или треугольного отверстия, что бумага рвётся, вода замерзает при низких температурах и др.

К старшему дошкольному возрасту спонтанное исследование и экспериментирование сменяются осознанным и целенаправленным желанием ребёнка упорядочить и расширить свои представления о мире. Становится возможным его вовлечение в специально организованную познавательно-исследовательскую деятельность, как активность, имеющую познавательные цели и мотивы.

При этом важно помнить, что потребность узнавать больше об окружающем мире изначально присуща ребёнку. Поддержка и развитие этой инициативы возможны только под воздействиям доброжелательного, заинтересованного взрослого и при организации предметно-пространственной обстановки, стимулирующей познавательную активность детей.

С детьми старшего дошкольного возраста проводятся эксперименты, в процессе которых у ребят формируются умения обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты, выделять сходство и отличия объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые опыты с объектами живой и неживой природы, наблюдения за состоянием окружающей среды.

В детском саду рекомендуется создавать условия для наблюдений и экспериментирования: уголки, мини-лаборатории в группе и на участке, в которых собран разнообразный природный, искусственный и бросовый материал, простейшее оборудование для проведения опытов.

В процессе экспериментирования дети сначала самостоятельно формулируют гипотезу, а по окончании эксперимента сравнивают предположение с окончательными результатами (например: если бросить лёд в стакан с водой, то он: утонет? будет плавать? растворится? растает?). Так дети учатся логически размышлять, опираясь на уже полученный ранее опыт, знания, представления.

Среди парциальных программ и методических пособий, позволяющих организовывать и проводить в детском саду занятия с элементами экспериментирования, стоит отметить следующие: Рыжова Н.А. «Лаборатория в детском саду и дома», Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения дошкольников» и УМК «Маленький исследователь». С помощью различных заданий и опытов, предлагаемых авторами пособий, дети приобретают навыки работы с информацией, учатся её анализировать, развивают исследовательское поведение (любознательность, наблюдательность, познавательную потребность); учатся задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводят эксперименты, доказывают и защищают свои идеи.

Подготовка к проведению эксперимента со старшими дошкольниками начинается с определения воспитателем текущих дидактических задач, на решение которых направлено занятие (например, научить детей проводить несложные опыты, формулировать гипотезу, сотрудничать друг с другом, развивать мышление, познавательный интерес и др.).

Затем в соответствии с программой обучения выбирается объект, изучение которого позволит решить поставленные дидактические задачи, подбираются методы или приёмы исследования. Манипуляции с объектом, проводимые в ходе эксперимента, апробируются заранее, чтобы исключить расхождение плана исследования с его предполагаемыми результатами.

На практическом этапе экспериментирования, когда организуется и проводится сам эксперимент, воспитатель сначала сообщает детям его цель, задачу, которую нужно решить, и предлагает подумать, как можно провести этот эксперимент, какой результат может получиться.

В ходе опыта педагогу необходимо поддерживать детское любопытство и не сообщать знания в готовом виде, а лишь помогать детям самим найти ответы на поставленные вопросы, на практике убедиться в верности или неверности своих предположений.

Заключительным этапом эксперимента является анализ полученных результатов, формулирование выводов. Опять же, роль педагога на этом этапе сводится к тому, чтобы стимулировать самостоятельную мыслительную и речевую деятельности детей, не давать за них готовые ответы, а добиваться того, чтобы дошкольники сами сформулировали выводы, отвечая на различные по содержанию вопросы, требующие развёрнутого ответа.

В процессе работы нужно не забывать поощрять детей, не отвергать альтернативные способы экспериментальных действий, обсуждать их, по возможности пробовать.

Каждый ребёнок должен быть задействован в процессе эксперимента, участвовать в его проведении, отвечать на вопросы – это позволит добиваться успешного решения поставленных дидактических задач по развитию у старших дошкольников познавательной активности.

Таким образом, одним из средств, позволяющих развивать у старших дошкольников познавательную активность, является экспериментирование, в процессе которого дети осваивают элементарные действия с материальными объектами и веществами, у них формируются способности сравнивать, классифицировать предметы по цвету, форме, назначению и другим признакам.

Именно в старшем дошкольном возрасте уровень развития детей позволяет вовлекать их в специально организованную познавательно-исследовательскую деятельность, имеющую познавательные цели и мотивы и обусловленную осознанным желанием ребёнка упорядочить и расширить свои представления об окружающем мире.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×