Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках истории средствами кейс-технологии | Лисьев Леонид Борисович. Работа №346159

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУД) у учащихся на уроках истории посредством применения кейс-технологии. Раскрываются основные понятия и принципы кейс-технологии, обсуждаются преимущества и недостатки данного подхода. Приводится практический опыт внедрения кейс-методов в учебный процесс, иллюстрируются конкретные примеры кейсов, а также приводятся рекомендации для учителей. Архивируются результаты проведенных исследований и опросов, показывающие эффект от использования кейс-технологий на уроках истории.

Ключевые слова: кейс-технология, познавательные универсальные учебные действия, уроки истории, активные методы обучения, образовательный процесс.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ

Лисьев Леонид Борисович, учитель истории и обществознания

КГБОУ «Кедровый кадетский корпус», Красноярский край,

п. Кедровый

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУД) у учащихся на уроках истории посредством применения кейс-технологии. Раскрываются основные понятия и принципы кейс-технологии, обсуждаются преимущества и недостатки данного подхода. Приводится практический опыт внедрения кейс-методов в учебный процесс, иллюстрируются конкретные примеры кейсов, а также приводятся рекомендации для учителей. Архивируются результаты проведенных исследований и опросов, показывающие эффект от использования кейс-технологий на уроках истории.

Ключевые слова: кейс-технология, познавательные универсальные учебные действия, уроки истории, активные методы обучения, образовательный процесс.

Современное образование стремится к формированию у учащихся не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий, позволяющих адаптироваться к быстро меняющемуся миру. В этом контексте кейс-технология представляет собой один из эффективных методов активного обучения, способствующего развитию критического мышления, креативности и сотрудничества учащихся. Данная статья посвящена анализу возможностей использования кейс-технологий для формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроках истории.

Познавательные универсальные учебные действия (ПУД) включают в себя следующие компоненты:

Поиск информации: способность находить, анализировать и интерпретировать данные из различных источников.

Мышление: критический анализ и синтез знаний, включение новых знаний в систему существующих.

Коммуникация: умение обмениваться мнениями, аргументировать свою позицию и участвовать в дискуссиях.

Саморегуляция: умение самостоятельно организовывать свой процесс обучения, планировать и контролировать свою деятельность.

Эти навыки являются основой для успешного обучения и дальнейшей профессиональной жизни учащихся.

Кейс-технология предполагает использование конкретных ситуаций или «кейсов», которые инициируют процесс обучения через анализ и решение проблемы. Кейс может быть основан на реальных событиях из истории, литературных произведениях или даже из жизни учащихся. Метод кейсов позволяет:

Вовлекать учащихся в процесс, используя реальные сценарии.

Формировать навыки командной работы и коллективного обсуждения.

Способствовать развитию критического мышления.

Применение кейс-технологии на уроках истории может значительно улучшить уровень усвоения материала и развитие ПУД у учащихся.

Применение кейс-технологии на уроках истории

Пример кейса: «Почему произошла Февральская революция?»

Для анализа этого исторического события учащиеся получают информацию о различных факторах, повлиявших на революцию (экономические, социальные, политические). Задачей учащихся будет:

Исследовать каждый из факторов.

Обсудить роль различных социальных групп в революции.

Предложить сценарии, как события могли бы развиваться при изменении одного из факторов.

Ожидаемые результаты

Учащиеся научатся собирать и анализировать информацию.

Они будут работать в группах, что поможет развить навыки коммуникации и совместной работы.

Развитие критического мышления будет способствовать осмыслению значимости события и его последствий.

Преимущества и недостатки кейс-технологии

Преимущества

Активность студентов: учащиеся становятся активными участниками учебного процесса.

Развитие навыков: формируются компетенции, нужные в реальной жизни, такие как анализ, критическое мышление и работа в команде.

Актуальность: использование актуальных и интересных кейсов делает обучение более вовлекающим.

Недостатки

Время: подготовка качественного кейса требует значительных временных и ресурсных затрат.

Уровень подготовки: не все учащиеся могут одинаково эффективно работать с кейсами, что требует дифференцированного подхода.

Ограниченность тем: не все темы по истории можно эффективно исследовать с помощью кейсов.

На практике успешное применение кейс-технологий наблюдается в рядах образовательных учреждений. Учителя, применяющие данный метод, отмечают повышение мотивации учащихся, глубокое осознание конкретных исторических событий и развитие навыков командной работы. Экспериментальные группы показывают лучшие результаты по сравнению с традиционными методами обучения.

Рекомендации для учителей

Уделите внимание актуальным и значимым историческим событиям, которые могут вызвать интерес.

Убедитесь, что каждый учащийся чувствует себя комфортно в выражении своего мнения.

Комбинируйте кейс-методы с другими методами обучения. Использование различных подходов поможет создать более разнообразную и интересную учебную среду.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках истории посредством кейс-технологии — это эффективный способ улучшить качество образования. Кейс-методы способствуют не только усвоению знаний, но и развивают у учащихся необходимые навыки для успешной жизни в обществе. Важно, чтобы учителя осознали потенциал этого метода и включили его в свою практику, что позволит создать более интерактивное и мотивирующее образовательное пространство.

Список литературы

Восканова Елена Михайловна Кейс-метод на уроках истории и обществознания как способ реализации деятельностного подхода в обучении школьников // Вестник науки и образования. 2019. №19-1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-kak-sposob-realizatsii-deyatelnostnogo-podhoda-v-obuchenii-shkolnikov.

Гришина Т.А. Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы // Наука и школа. 2018. №3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metod-keys-stadi-kak-

sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-v-kurse-gumanitarnyh-predmetov-shkolnoy-programmy.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×