Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках истории средствами кейс-технологии | Лисьев Леонид Борисович. Работа №346159
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУД) у учащихся на уроках истории посредством применения кейс-технологии. Раскрываются основные понятия и принципы кейс-технологии, обсуждаются преимущества и недостатки данного подхода. Приводится практический опыт внедрения кейс-методов в учебный процесс, иллюстрируются конкретные примеры кейсов, а также приводятся рекомендации для учителей. Архивируются результаты проведенных исследований и опросов, показывающие эффект от использования кейс-технологий на уроках истории.
Ключевые слова: кейс-технология, познавательные универсальные учебные действия, уроки истории, активные методы обучения, образовательный процесс.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ
Лисьев Леонид Борисович, учитель истории и обществознания
КГБОУ «Кедровый кадетский корпус», Красноярский край,
п. Кедровый
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУД) у учащихся на уроках истории посредством применения кейс-технологии. Раскрываются основные понятия и принципы кейс-технологии, обсуждаются преимущества и недостатки данного подхода. Приводится практический опыт внедрения кейс-методов в учебный процесс, иллюстрируются конкретные примеры кейсов, а также приводятся рекомендации для учителей. Архивируются результаты проведенных исследований и опросов, показывающие эффект от использования кейс-технологий на уроках истории.
Ключевые слова: кейс-технология, познавательные универсальные учебные действия, уроки истории, активные методы обучения, образовательный процесс.
Современное образование стремится к формированию у учащихся не только предметных знаний, но и универсальных учебных действий, позволяющих адаптироваться к быстро меняющемуся миру. В этом контексте кейс-технология представляет собой один из эффективных методов активного обучения, способствующего развитию критического мышления, креативности и сотрудничества учащихся. Данная статья посвящена анализу возможностей использования кейс-технологий для формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников на уроках истории.
Познавательные универсальные учебные действия (ПУД) включают в себя следующие компоненты:
Поиск информации: способность находить, анализировать и интерпретировать данные из различных источников.
Мышление: критический анализ и синтез знаний, включение новых знаний в систему существующих.
Коммуникация: умение обмениваться мнениями, аргументировать свою позицию и участвовать в дискуссиях.
Саморегуляция: умение самостоятельно организовывать свой процесс обучения, планировать и контролировать свою деятельность.
Эти навыки являются основой для успешного обучения и дальнейшей профессиональной жизни учащихся.
Кейс-технология предполагает использование конкретных ситуаций или «кейсов», которые инициируют процесс обучения через анализ и решение проблемы. Кейс может быть основан на реальных событиях из истории, литературных произведениях или даже из жизни учащихся. Метод кейсов позволяет:
Вовлекать учащихся в процесс, используя реальные сценарии.
Формировать навыки командной работы и коллективного обсуждения.
Способствовать развитию критического мышления.
Применение кейс-технологии на уроках истории может значительно улучшить уровень усвоения материала и развитие ПУД у учащихся.
Применение кейс-технологии на уроках истории
Пример кейса: «Почему произошла Февральская революция?»
Для анализа этого исторического события учащиеся получают информацию о различных факторах, повлиявших на революцию (экономические, социальные, политические). Задачей учащихся будет:
Исследовать каждый из факторов.
Обсудить роль различных социальных групп в революции.
Предложить сценарии, как события могли бы развиваться при изменении одного из факторов.
Ожидаемые результаты
Учащиеся научатся собирать и анализировать информацию.
Они будут работать в группах, что поможет развить навыки коммуникации и совместной работы.
Развитие критического мышления будет способствовать осмыслению значимости события и его последствий.
Преимущества и недостатки кейс-технологии
Преимущества
Активность студентов: учащиеся становятся активными участниками учебного процесса.
Развитие навыков: формируются компетенции, нужные в реальной жизни, такие как анализ, критическое мышление и работа в команде.
Актуальность: использование актуальных и интересных кейсов делает обучение более вовлекающим.
Недостатки
Время: подготовка качественного кейса требует значительных временных и ресурсных затрат.
Уровень подготовки: не все учащиеся могут одинаково эффективно работать с кейсами, что требует дифференцированного подхода.
Ограниченность тем: не все темы по истории можно эффективно исследовать с помощью кейсов.
На практике успешное применение кейс-технологий наблюдается в рядах образовательных учреждений. Учителя, применяющие данный метод, отмечают повышение мотивации учащихся, глубокое осознание конкретных исторических событий и развитие навыков командной работы. Экспериментальные группы показывают лучшие результаты по сравнению с традиционными методами обучения.
Рекомендации для учителей
Уделите внимание актуальным и значимым историческим событиям, которые могут вызвать интерес.
Убедитесь, что каждый учащийся чувствует себя комфортно в выражении своего мнения.
Комбинируйте кейс-методы с другими методами обучения. Использование различных подходов поможет создать более разнообразную и интересную учебную среду.
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках истории посредством кейс-технологии — это эффективный способ улучшить качество образования. Кейс-методы способствуют не только усвоению знаний, но и развивают у учащихся необходимые навыки для успешной жизни в обществе. Важно, чтобы учителя осознали потенциал этого метода и включили его в свою практику, что позволит создать более интерактивное и мотивирующее образовательное пространство.
Список литературы
Восканова Елена Михайловна Кейс-метод на уроках истории и обществознания как способ реализации деятельностного подхода в обучении школьников // Вестник науки и образования. 2019. №19-1 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-kak-sposob-realizatsii-deyatelnostnogo-podhoda-v-obuchenii-shkolnikov.
Гришина Т.А. Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы // Наука и школа. 2018. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metod-keys-stadi-kak-
sovremennaya-tehnologiya-obucheniya-v-kurse-gumanitarnyh-predmetov-shkolnoy-programmy.