Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики | Адгемова Альбина Руслановна . Работа №354435
в работе раскрыто понятие об универсальных учебных действиях в целом, а также рассмотрены виды и основные аспекты видов УУД. Подробно представлена технология формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики. На основе различных источников мы постарались раскрыть данную тему в полном содержании.
УДК 3054
Адгемова А.А.
студентка 4 курса
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
Корбезашвили Е.М.
студентка 4 курса
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Аннотация: в работе раскрыто понятие об универсальных учебных действиях в целом, а также рассмотрены виды и основные аспекты видов УУД. Подробно представлена технология формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, младший школьник, математика, формирование, подход, проблемное обучение.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит важной задачей всестороннее развитие учащихся на основе формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД), согласно ФГОС, представляют собой комплекс навыков и умений, которые позволяют ученику лучше усваивать новые знания и навыки, а также применять их в разных учебных и жизненных ситуациях. Предметный характер УУД обуславливает их применение на любом уроке. Важной особенностью УУД является их способность организовывать учебную деятельность в комплексе. Усвоение таких действий способствует развитию когнитивной мотивации, формированию способности к самообучению и разработке стратегий для достижения поставленных задач.
Любая современная образовательная программа в России ориентирована на развитие универсальной образовательной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования различает четыре типа универсальных образовательных действий: личные, регулирующие, когнитивные и коммуникативные.
Личные действия придают значение обучению, делают образовательные задачи особенными для студента, связывая их с реальными целями и задачами. Они помогают формировать личную позицию по отношению к миру, окружающим людям, себе и своему будущему.
Нормативные меры гарантируют, что студенты должны организовывать свои собственные образовательные мероприятия. К ним относятся:
● Постановка целей: постановка образовательной задачи на основе знаний о уже известных и приобретенных знаний с тем, что еще неизвестно.
● Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; подготовка плана и последовательности действий.
● Прогнозирование: прогнозирование результата и уровня ассимиляции, его пространственные характеристики.
● Контроль: сравнение способа действия и его результата с указанным стандартом для выявления отклонений и отличий от него.
● Исправление: внесение необходимых дополнений и корректировок в план и метод действий в случае несоответствия между стандартом, реальным действием и его продуктом.
● Оценка: распределение и осведомленность студентами о том, что уже было изучено и что еще предстоит узнать , осведомленность о качестве и уровне ассимиляции.
● Волевое саморегулирование: способность мобилизовать силы и энергию; способность приложить волевые усилия - выбирать в ситуации мотивационного конфликта и преодолевать трудности .
Когнитивная универсальная образовательная деятельность включает в себя:
● Общее образование
● Логику
● Действия по постановке и решению проблем.
Общие образовательные универсальные действия:
● Самостоятельное распределение и формулировка когнитивной цели;
● Поиск и распределение необходимой информации; применение метода поиска информации, также с использованием компьютерных средств;
● Структурирование знаний;
● Сознательное и произвольное построение речевого заявления в устной и письменной форме;
● Выбор наилучших способов решения проблем в зависимости от конкретных условий;
● Отражение методов и условий действий, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
● Формулировка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов активности при решении задач творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и с учетом положения других людей, коммуникативного партнера или деятельности, способность слышать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу ровесников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и родителями.
Начальное образование служит начальным этапом развития учащихся, формируя основу для всего последующего образования.
Особое значение имеет разработка универсальных образовательных мероприятий (УУД), которые могут позволить студентам самостоятельно и успешно приобретать новые знания и навыки с помощью развития способности учиться.
Изучение математики на фундаментальном этапе играет важную роль в формировании методов умственной деятельности. Студенты учатся анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять шаблоны и строить логические цепочки рассуждений.
В процессе изучения математики школьники изучают общие знания и методы действий. Универсальные математические методы познания способствуют целостному восприятию мира, моделированию отдельных процессов и явлений, а также служат основой для формирования УУД.
Знания и методы действий, полученные на начальном курсе математики, необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических проблем во взрослой жизни.
Начальное обучение математике преследует следующие ключевые задачи:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование фундаментальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике.
В начальной школе "Математика" служит основой для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий (ПУУД).
Для успешного усвоения математических знаний в начальной школе необходимо сформировать следующие виды ПУУД:
Общее образование:
● Способность искать и анализировать информацию из различных источников, включая образовательную литературу.
● Владение знаково-символическими средствами представления информации (графики, модели, диаграммы, таблицы).
● Способность строить связную речь как в устной, так и в письменной форме.
● Готовность использовать различные стратегии решения проблем.
● Систематизация и структурирование знаний.
Логический:
● Анализ объектов с выделением существенных и незначительных особенностей.
● Синтез - компиляция целого из частей, включая самозаполнение недостающих элементов.
● Выбор оснований и критериев для сравнения, упорядочения и классификации объектов.
● Обобщение концепции, о последствиях.
Действия по формулировации и решению проблем:
● Установление причинно-следственных связей, представление цепей объектов и явлений.
● Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
● Доказательство.
● Гипотезы и их обоснование.
Особое внимание уделяется развитию размышлений как общей образовательной деятельности, которая включает в себя осведомленность учащихся о всех этапах образовательной деятельности.
Моделирование, как тип знаково-символических действий, играет важную роль в начальном математическом образовании. Это позволяет трансформировать объекты из чувственной формы в модель, подчеркивая основные характеристики.
Проблемное обучение - это организация урока, которая включает в себя создание проблемных ситуаций под руководством учителя, активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое мастерство ЗУН (знание, навыки, навыки и развитие умственных способностей.
Проблемное обучение - это инновационный подход к образовательному процессу, который радикально меняет обычные модели взаимодействия между учителем и учеником. Этот метод требует от учителя не только глубоких знаний предметной области, но и развития коммуникативных навыков, а также способности адаптироваться и быть творческим.
Для создания проблемной ситуации на уроке используются различные методы, такие как:
● Постановка противоречивых задач.
● Представление нескольких точек зрения.
● Сравнение и обобщение фактов.
Проблемное обучение дает учителю возможность использовать различные формы работы: фронтальные разговоры, групповые задачи, парная работа и индивидуальная деятельность.
В контексте начального математического образования проблемное обучение способствует формированию у учащихся следующих компетенций:
● Применение математических знаний в реальных ситуациях.
● Развитие логического и алгоритмического мышления.
● Математическая грамотность.
Таким образом, использование нестандартных задач и задач для развития когнитивных универсальных образовательных действий (УУД) расширяет математический горизонт студентов и способствует более уверенной ориентации в окружающем мире. Важно отметить, что эффективность проблемного обучения напрямую зависит от создания благоприятной атмосферы поддержки, взаимного уважения и интереса к успеху каждого ученика в классе.
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В.
Бурменская
, И. А.
Володарская
]; под ред. А. Г.
Асмолова
. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
Карабанова
, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. 2009. № 12. С. 9 – 11.
Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. С. 151 – 155. – Текст: непосредственный
Сальникова, Т. П Педагогические технологии. М.: ТЦ Сфера, 2007. 128 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 3-е изд.
Перераб
. – М.: Просвещение, 2016. – 47 с.
Adgemova A.A.
4th year student
Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia)
Korbezashvili E.M.
4th year student
Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia)
FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN A MATHEMATICS LESSON
Abstract: the paper reveals the concept of universal educational activities in general, and also considers the types and main aspects of types of educational activities. The technology of formation of cognitive universal educational actions of younger schoolchildren in a mathematics lesson is presented in detail.
Keywords: universal learning activities, cognitive universal learning activities, junior high school student, mathematics, formation, approach, problem-based learning.
АНКЕТА АВТОРА
Анкета авторов
Автор 1
Автор 2
Фамилия,имя,отчество автора(полностью)
Адгемова Альбина Руслановна
Корбезашвили Екатерина Мевлудиевна
Город
Ставрополь,Россия
Ставрополь,Россия
Место работы или учебы (полностью)
ГБОУ ВО СГПИ
ГБОУ ВО СГПИ
Должность или курс с указанием кафедры
4 курс, кафедра начального
образования
4 курс, кафедра начального образования
Ученая степень,
ученое звание (при наличии)
-
-
albinaadgemova@mail.ru
ekorbezasvili@gmail.com
Необходим сертификат и справка для автора?
Да
Да
Название статьи
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроке математики
Раздел публикации
Математика
Математика
Количество страниц