Формирование познавательных УУД через проектную деятельность | Мария АНатольевна Васильева. Работа №354955
Формирование познавательных УУД через проектную деятельность
Ведущая идея моей педагогической деятельности заключается в создании условий для всестороннего развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности.
В Федеральных образовательных стандартах общего образования второго поколения прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Формирование познавательных УУД через проектную деятельность
Васильева М.А.
Учитель начальных классов МОБУ СОШ №19 г. Якутск РС(Я)
«Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов». В современных условиях важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования первоочередной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД).
В настоящее время начальное образование должно закладывать основу формирования учебной деятельности ребѐнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано 4 с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщѐнные способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Перед учителями стоит проблема выявления педагогических условий и поиска путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.
Ведущая идея моей педагогической деятельности заключается в создании условий для всестороннего развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности.
В Федеральных образовательных стандартах общего образования второго поколения прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Подходы к формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А. Карабановой, Л.Г.Петерсон.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
• умение структурировать знания;
• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятия, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей;
• построение логической цепи рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии.
Для улучшения уровня сформированности познавательных УУД применяются различные приёмы и методы, предполагающие активизацию учебно-познавательной деятельности. Проектная деятельность младших школьников является весьма эффективным средством развития познавательного интереса, позволяет расширить кругозор, попробовать свои силы в творческом виде учебной деятельности, продемонстрировать результат своей работы и получить новый социальный опыт. Главным компонентом проектной деятельности является интеллектуальный поиск и самостоятельная работа учащихся, что отвечает заявленным требованиям современного общества к личности.
Для формирования познавательных УУД была проведена работа над проектами, объединёнными общей темой – «Будь природе другом».
Тематический план проектной деятельности в формировании познавательных УУД
Подготовительный этап - определение темы, цели и задач проекта. Подбор рабочей группы.
Формирование познавательных УУД:
- умение осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации;
- умение формулировать проблему.
Планирующий этап - а) Найти источники необходимой информации. б) Определить способы сбора и анализа информации. в) Определить способы представления результатов (формы проекта) г) Определение критериев оценки результатов проекта. д) Сформировать блок задач для каждого участника рабочей группы.
Формирование познавательных УУД:
- умение осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации;
- умение формулировать проблему;
- умение находить основания и критерии для классификации объектов;
- умение контролировать процесс и результаты деятельности.
Исследовательский этап - 1. Сбор и уточнение - умение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявить («мозговой штурм») и обсудить альтернативы, возникшие при выполнении проекта.
3.Выбрать оптимальный вариант хода проекта.
4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
Формирование познавательных УУД:
- умение осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; - умение формулировать проблему; - умение устанавливать причинноследственные связи; - умение контролировать процесс и результаты деятельности; - умение самостоятельно создавать способы решения проблемы.
Выводы: - умение осуществлять обработку информации;
- умение дифференцировать, классифицировать.
Представление (защита) проекта и оценка его результатов- Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Формирование познавательных УУД:
- коллективный самоанализ и оценка результатов деятельности.
В заключении хочется отметить, что познавательные универсальные учебные действия - один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально - пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие при организации работы над проектом.
Список использованной литературы
Асмолов
А.Г.,
Бурменская
Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А.,
Салмина
Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия
: от действия к мысли - М., 2015
.
Демидова М.Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школ
е / В 2 ч - М. Просвещение, 2018
Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальн
ая школа плюс до и после. – 2013
. – № 11. – С. 59.
Источник: Нестерова И.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий // Энциклопедия Нестеровых -
http://odiplom.ru/lab/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii.html