Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование познавательный самостоятельности младших школьников на уроках математики | Козлова Ирина Геннадьевна. Работа №343410

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значимость формирования познавательной самостоятельности у младших школьников в процессе изучения математики. Подчеркивается, что именно на этапе начального образования заложены основы для дальнейшего успешного освоения более сложных предметов. Описываются методы и приемы, способствующие развитию самостоятельного мышления, аналитических и практических навыков. Также акцентируется внимание на роли учителя как организатора учебного процесса, способствующего активному и творческому подходу учащихся к математике. В статье представлены примеры практического применения данных подходов в классе, а также необходимые условия для успешной реализации данной стратегии.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, младшие школьники, уроки математики, методы обучения, активные формы работы, роль учителя.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Козлова Ирина Геннадьевна, учитель начальных классов

МАОУ Гимназия № 15, г. Красноярск

Аннотация. В статье рассматривается значимость формирования познавательной самостоятельности у младших школьников в процессе изучения математики. Подчеркивается, что именно на этапе начального образования заложены основы для дальнейшего успешного освоения более сложных предметов. Описываются методы и приемы, способствующие развитию самостоятельного мышления, аналитических и практических навыков. Также акцентируется внимание на роли учителя как организатора учебного процесса, способствующего активному и творческому подходу учащихся к математике. В статье представлены примеры практического применения данных подходов в классе, а также необходимые условия для успешной реализации данной стратегии.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, младшие школьники, уроки математики, методы обучения, активные формы работы, роль учителя.

Современное образование требует от школьников не только знаний, но и умения анализировать, обобщать и применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Одним из важнейших аспектов этого процесса является развитие познавательной самостоятельности младших школьников. В условиях начального образования, где закладываются основы математического мышления, формирование самостоятельности становится ключевой задачей для учителей.

Познавательная самостоятельность у младших школьников — это способность самостоятельно добывать знания, решать задачи и делать выводы на основе полученной информации. Эта способность не только помогает ученикам в обучении, но и развивает их критическое мышление, креативность и уверенность в себе.

Ученики учатся анализировать информацию, делать обоснованные выводы и оценивать различные точки зрения. Самостоятельное изучение математических концепций делает процесс обучения более увлекательным и интересным. Умение самостоятельно решать проблемы и принимать решения будет полезно детям не только в учебе, но и в будущем.

Методы формирования познавательной самостоятельности

Игровые технологии обеспечивают активное участие детей в учебном процессе. Различные математические игры не только делают обучение интересным, но и помогают детям осваивать правила и концепции через практический опыт. Например, использования настольных игр, задач в игровой форме позволяет младшим школьникам лучше усваивать материал.

Проектная деятельность помогает детям работать над задачами, которые требуют анализа, поиска решений и командного взаимодействия. Выбор темы проекта может быть индивидуальным для каждого ученика или группой, что позволит детям проявить свою инициативу и креативность. Учителя могут предложить проекты, связанные с реальной жизнью, например, исследование «Как мы пользуемся математикой в повседневной жизни?».

Проблемно-ориентированное обучение. Данный подход включает в себя постановку перед учениками различных задач и проблем, требующих самостоятельного поиска решения. Это могут быть как математические задачи, так и практические задачи, в которых нужно применить математические знания на практике. Например, задачки на арифметику, расположенные в контексте реальных ситуаций (расчет стоимости покупки в магазине).

Стимулирование исследовательского подхода позволяет каждому ребенку самостоятельно выбирать направление работы и исследовать его. Это может быть, например, изучение различных математических свойств объектов, проведение экспериментов или анализ информации.

Интеграция информационных технологий вызывает огромный интерес у детей. Использование интерактивных приложений, онлайн-игр и мультимедийных ресурсов помогает детям самостоятельно исследовать и применять математические знания в живом, увлекательном формате.

Учитель в этом процессе играет роль не только педагога, но и наставника, консультанта, организатора. Важно создать у учеников атмосферу доверия, где каждый ребенок почувствует себя уверенно и сможет свободно делиться своими мыслями и идеями. Разнообразие форм работы и стимул к самостоятельной деятельности должны сочетаться с четкой структурой и последовательностью уроков.

Практические рекомендации

Постепенное усложнение задач. Начинать с простых задач, переходя к более сложным, чтобы дети успели привыкнуть к самостоятельной работе.

Демонстрация образцов. Показывать ученикам, как решать задачи самостоятельно, чтобы они могли использовать этот опыт в дальнейшем.

Обратная связь. Регулярное предоставление обратной связи помогает детям осознавать свои успехи и области, требующие доработки.

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики — это важная задача, требующая проработки методов, технологий и подходов. Внедрение активных методов обучения, работа с проектами и исследованиями, использование современных ИКТ создают условия для того, чтобы каждый ученик мог развить свои способности и стать не только успешным учеником, но и уверенной личностью. Успех в этом начинании зависит от уровня подготовки учителей и их готовности использовать разнообразные методы работы, подходящие каждому конкретному классу. В результате шаг за шагом, активно вовлекая детей в процесс обучения, мы можем вдохновлять их на познание и открытие новых горизонтов в мире математики.

Список литературы

Ильясова Айша Ниязовна Методические основы развития познавательной активности и самостоятельности младших школьников на уроках математики // КПЖ. 2016. №2-1 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osnovy-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-i-samostoyatelnosti-mladshih-shkolnikov-na-urokah-matematiki

Максимова, Н. В. Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект) / Н. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 123-125.

Мичурина, Ю. Д. Изучение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения. Контрольный этап / Ю. Д. Мичурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 361-363. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44527/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×