Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 30.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование правильности речи учащихся начальных классов как психолого-педагогическая проблема. | Светлана Васильевна Абрамова. Работа №223775

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Светлана Васильевна Абрамова
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии.

Сложилось определенное противоречие: между необходимостью формирования правильной речи младших школьников и недостаточной разработанностью методики по данной проблеме, учитывающей возрастные особенности детей.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования, заключающуюся в теоретическом обосновании и практической реализации методов и приемов, направленных на формирование правильности речи младших школьников.

Теоретическую основу исследования составили труды В.Г. Белинского, А.Н. Васильевой, Л.А. Вербицкой, О.Я. Гойхмана, В.Г. Горецкого, О.М. Казарцевой, А.Я. Каменского, М.В. Ломоносова, М.Р. Львова, А.Н. Радищева, Т.Г. Рамзаевой, Ж.Ж. Руссо, О.В. Сосновской, К.Д.Ушинского,  Н.И. Формановской, и т.д.

Цель данной работы: теоретически и практически обосновать проблему формирования правильности речи учащихся начальных классов.

          Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.

          Предмет: формирование правильности речи учащихся младших классов в процессе изучения именных частей речи.

Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

1.                 Изучить имеющуюся литературу по теме исследования.

2.                 Определить сущность понятия «правильность речи».

3.                 Провести опытно – поисковую работу по проблеме исследования.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

- теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация) и

- эмпирических (анкетирование, анализ полученных данных, методы математической и графической обработки результатов).

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов и студентами в период прохождения педагогической практики.

Формирование правильности речи учащихся начальных классов как психолого-педагогическая проблема
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность понятия правильность речи…………………………………6
Формирование правильности речи учащихся начальных классов как психолого-педагогическая проблема…………………………………………..13
Урок русского языка как основная форма работы по формированию правильности речи………. ……………………………………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии.
Овладение речью как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение – одна из насущных проблем, стоящих перед образовательным учреждением, так как хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе.
Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи.
Существует ряд аспектов овладения речью. Это усвоение литературной, языковой нормы, усвоение навыков чтения и письма. Именно в начальной школе учитель должен помочь детям обнаружить и исправить недостатки своих устных и письменных высказываний, следить за точностью и правильностью речи.
Сложилось определенное противоречие: между необходимостью формирования правильной речи младших школьников и недостаточной разработанностью методики по данной проблеме, учитывающей возрастные особенности детей.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования, заключающуюся в теоретическом обосновании и практической реализации методов и приемов, направленных на формирование правильности речи младших школьников.
Актуальность и указанное противоречие обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: Формирование правильности речи учащихся младших классов на уроках русского языка при изучении именных частей речи.
Теоретическую основу исследования составили труды В.Г. Белинского, А.Н. Васильевой, Л.А. Вербицкой, О.Я. Гойхмана, В.Г. Горецкого, О.М. Казарцевой, А.Я. Каменского, М.В. Ломоносова, М.Р. Львова, А.Н. Радищева, Т.Г. Рамзаевой, Ж.Ж. Руссо, О.В. Сосновской, К.Д.Ушинского, Н.И. Формановской, и т.д.
Цель данной работы: теоретически и практически обосновать проблему формирования правильности речи учащихся начальных классов.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет: формирование правильности речи учащихся младших классов в процессе изучения именных частей речи.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
Изучить имеющуюся литературу по теме исследования.
Определить сущность понятия правильность речи.
Провести опытно – поисковую работу по проблеме исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:
- теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация) и
- эмпирических (анкетирование, анализ полученных данных, методы математической и графической обработки результатов).
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов и студентами в период прохождения педагогической практики.
Структура работы: включает в себя: введение, две главы, включающие в себя 6 параграфов, заключение, список использованных источников, приложение, 8 таблиц и 7 рисунков.
Глава I. Теоретический аспект исследование проблемы формирования правильности речи учащихся младших классов на уроках русского языка при изучении именных частей речи
1.1. Сущность понятия правильность речи
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные, невербальные средства общения – жесты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчание. И само пространство, ситуация участвует во взаимопонимании [8, с. 18].
Термин речь имеет три значения:
а) речь как процесс, как деятельность;
б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним – текст;
в) речь как жанр устного, ораторского выступления [8, с. 19].
Речь неотделима от мысли: Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализации мысли. Развитие речи – это развитие мышления. В логическом, речевом мышлении человек пользуется понятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов, действий [7, с.11]. Рассмотрим показатели речевого развития в таблице 1 [41].
Таблица 1
Показатели речевого развития
Фонетическая сторона речи
Грамматический строй речи
Лексическая сторона речи
Связная речь
Способен говорить внятно и четко.
Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Самостоятельно образовывает слова, подбирая однокоренные.
Критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.
Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.
Словарь насыщен обобщающими существительными, прилагательными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества.
Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу.
Осознанно употребляет родовые и видовые понятия
У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы.
Свободно пользуется интонациями.
Способен построить краткие сообщения.
Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи
Речь имеет определенные качества, она может быть: внутренней, внешней, устной (диалогической, монологической) письменной.
Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли [20; с. 10].
Внешняя речь - это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращенная к другим чаще всего. Могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски [20; 43].
Внешняя речь включает следующие виды:
а) устную речь (диалогическую и монологическую);
б) письменную речь[20; с.42].
Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой [20; с. 18].
Устная речь - это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Для нее характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности:
а) свобода в выборе лексики;
б) использование простых предложений;
в) употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода;
г) повторы;
д) незаконченность выражения мысли [20; с. 21].
Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами [20; с. 21].
Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций [20; с. 22].
Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов [20; с.38].
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника [20; с. 51].
Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний [20;с. 51].
Для монологической речи характерны:
а) последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
б) грамматически правильное оформление;
в) выразительность голосовых средств [18; с. 557].
Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения [15;с.42].
Речь имеет определенные качества, такие как: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.
Орфоэпическая правильность речи - это соблюдением норм литературного произношения и ударения [24;с.41].
Правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, - одно из коммуникативных свойств (точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность), поскольку именно правильность речи обуславливает ее понятность адресату, ее единство [24;с.42].
Сущность: правильность речи - отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов – паразитов.
Нормативный аспект речи считается одним из важнейших, он предполагает знание литературных норм и умение их применять в речи. Речь предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которое воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве идеала или образца [36;с.202].
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества [9; с. 41].
Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающего постоянное совершенствование. Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. Эффективность общения определяется в частности правильностью речи [12; с. 31].
Правильное, литературное произношение – важный показатель общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление было успешным. Оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четкими и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки произношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затрудняя тем самым общения, уменьшая степень воздействия на аудиторию.
Правильность речи складывается из: ударения, произношения (орфоэпия), формообразования.
Ошибки в постановке ударения встречаются в речи, их можно легко избежать, обратившись к словарям. Ударения указываются не только в специальных орфоэпических словарях и справочниках ударений, но и во многих словарях других типов [33;с.3].
Грамматическая правильность речи складывается из соблюдения норм морфологии и синтаксиса современного русского литературного языка и состоит в правильном выборе морфологических форм слова и верном построении словосочетаний и предложений [37;с.117].
Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. Варианты произношения, признаваемые неправильными, нелитературными, могут появляться под влиянием фонетики других языковых систем – территориальных диалектов, городского просторечия или близкородственных языков [37;с.121].
Норма (правильность) - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений) [38; с. 173].
Свойства норм:
а) их обязательность для всех говорящих и пишущих на русском языке;
их устойчивость;
б) их историческая изменчивость [38;с.174].
В связи с этим выделяют несколько структурно- языковых типов норм, отраженных нами на рисунке № 1. (Рис. 1)
Рис 1. Типы структурно-языковых норм
- нормы произношения регулируют выбор акустических вариантов фонемы или чередующихся фонем - коне[шн]о, наро[шн]о, рассказчик - [раскащ(___)’ик], веселится - [в’ис’ил’ца];
- нормы ударения. Ударение - одно из средств звуковой организации слов речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударения лишь дополняет их. Однако это очень важное фонетическое средство, так как слово не существует без ударения. Например, и́конопись, жалюзи́, положи́л, магази́н, обеспе́чение, сосредото́чение, шпри́цы , жемчу́г, эпигра́ф;
- нормы морфологические, неправильности в образовании и употребление форм склонения, спряжения, регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и способов его сцепления с другими. Например, шофер – шоферы, директор – директора, бухгалтер – бухгалтеры, гибкий – гибче, двое мужчин – три дамы, обе женщины – оба мужчины;
- нормы синтаксические, неумелое составление предложении, ошибки в словосочетаниях, обусловливают правильность построения предложений – простых и сложных. Например, Те, ктосиделина берегу реки, не раз испытывалини с чем не сравнимое блаженство. Норма:Те, кто сиделна берегу реки, не раз испытывалини с чес не сравнимое блаженство. Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующимс древности, является резьба по дереву. Норма:Одним из традиционных видов прикладногоискусства, существующегос древности, является резьба по дереву. В картине Остроухова Золотой осени лес словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом. Норма: ВкартинеОстроуховаЗолотая осень лес словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом. По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут. Норма:По приездев город желательно уточнить туристический маршрут;
- нормы лексические, состоящие в неудачном, неуместном употреблении слов, регулируют выбор слов и их значений, характерных и подходящих для данного речевого акта. Этот выбор объясняется прежде всего целесообразностью употребления того или иного слова в каком-либо его значении. Например, уплатить – оплатить, одеть кого-либо – надеть не себя, деспотичный – деспотический, инженерный – инженерский, красочный - красящий;
- нормы стилистические регулируют соответствие выбранного слова или синтаксической конструкции условиям общения и господствующему стилю изложения. Здесь тоже руководствуются не просто принятыми нормами, а целесообразностью в речевом общении. Для соблюдения стилистических норм недостаточно просто их знать, нужны вкус и талант, чтобы уметь их применить. Например, Эрудиция учительницы пленила учеников. Ребята получили удовлетворение от урока. Правильно: Ребят заинтересовала эрудиция учительницы. Урок им очень понравился. Во время урока возникло что-то типа дискуссии (из отзыва об уроке). Это не основание чтобы женщину как бы в Парламент не допускать. Правильно: Во время урока возникла дискуссия. Это не основание чтобы женщину в Парламент не допускать.
Норма, как и все в языке, медленно, но непрерывно изменяется под влиянием разговорной речи, местных говоров, речи различных социальных и профессиональных групп людей, заимствований [40; с. 7].
Итак, правильность речи – явление сложное и вместе с тем определенное, что главным ее результатом должно быть умение говорить и писать правильно, органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
1.2. Формирование правильности речи учащихся начальных классов как психолого-педагогическая проблема
Школа тщательно следит за тем, чтобы все речевые упражнения опирались за реальную основу, чтобы речь детей была содержательна. Важнейшим источником материала для детской речи является сама жизнь, их собственный опыт.
Государственный стандарт указывает на необходимость формирования позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у младших школьников. Правильность речи достигается благодаря знанию норм литературного языка и их внимательному применению при построении речи [15; с. 45].
Методы развития речи имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов, письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбором текста, иллюстрированием, с изменением жанра. В арсенал методов правильности речи входят и более мелкие, частные упражнения: сопоставление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, которая тоже, возможно, составлена учащимися; отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, и особенно – по пониманию замысла автора – писателя или на основе артистического исполнения различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным, а в литературно-творческих кружках – переводы, подражания, пародии [15;с.47].
В опыте школьников особенно ценна его целенаправленная, организуемая часть наблюдения. Материал, накопленный в процессе наблюдений, служит и для словарной работы, и для составления предложений, и особенно в подготовке к устным рассказам и письменным сочинениям. Значительное место в речевых упражнениях занимает и книжный материал, и картины, и кинофильмы. Соединение материала наблюдений, непосредственного опыта с материалом, почерпнутым из источников посредственного опыта, также служит средством развития мышления и речи школьников. Развитие мышления - основа речевых упражнений [39; с. 36].
Слово, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления [38;с.170].
В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов, книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится мене раскованной и эмоциональной, более трафаретной. А ведь нам нужно "приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими.
И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь младших школьников – детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к "впитыванию" речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи. Разговорная речь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи, в частности, с потребностью, совершенствовать и обогащать её.
Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе. Задача учителя начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления.
Разрабатывая речевые упражнения, учитель ориентируется на определенные формы умственной работы (так называемые умственные операции): на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение существенных признаков, на обобщение и конкретизацию, на выявление причинно-следственных связей между явлениями, на сравнения, сопоставление и противопоставление, на решение мыслительных задач [38; с.174] .
Синтез (от греческого – synthesis –соединение) – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему) [47; с.49].
Анализ – метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы [47; с.49].
Индукция – логическое умозаключение от частного к общему, от единичного к обобщению [47;с.50].
Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам [47;с.50].
Обучаемость является сложным, многообразным и динамичным свойством личности, проявляющимся в индивидуальных показателях легкости, быстроты и качества усвоения применения знаний, умений и навыков в процессе обучения и самостоятельного познания [47;с.51].
Обучаемость – способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности) [47;с.51].
Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по-разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. В структуру обучаемости входят не только познавательные процессы (мышление, память, восприятие, воображение, внимание), но и эмоционально-волевые [47;с.52].
Мышление – высшая степень человеческого познания, процесс отражения объективной действительностью; способность человека мыслить [47;с.53].
Для развития мышления очень важно овладеть умозаключением. Умозаключение-это способ опосредственного познания действительности.
Лучшим материалом для выработки логических умений у учащихся служит природа, деятельность людей, учебных материалов. Составление планов прочитанного и предстоящих действий (например, план предстоящей экскурсии), записи по наблюдениям, ведение дневников природы – все это служит основой для развития речи.
Вопрос почему? - спутник ребенка. В этом процессе отражается удивление ребенка перед богатством и многообразием окружающего мира. Нужно ценить живую любознательность детей и поощрять вопрос почему?. Вопросы учителя, требующие раскрытия причинно-следственных отношений, чрезвычайно полезны для развития речи: не воспроизведение прочитанного, а его анализ, его творческая переработка – вот путь мыслительного развития в речевых упражнениях.
Память – способность поминать, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом [52;с.12].
Восприятие - способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; усвоение, осознание [52;с.13].
Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:
а) восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
б) дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы…);
в) дифференциация по темпу (быстро-медленно);
г) дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
д) дифференциация по силе звучания (громко-тихо) [52;с.14].
Воображение – способность мыслить образами, воображать.
Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:
а) дифференциация по тембру;
б) дифференциация по силе голоса;
в) дифференциация по интонации;
г) дифференциация по высоте [52; с. 20].
Внимание – сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь [52;с.22].
У детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются.
Каждый день ребёнок сталкивается с множеством разнообразных задач, которые предъявляют различные требования к запоминанию, сохранению и узнаванию информации. В одних случаях её нужно запомнить и сохранить на сравнительно короткое время, не превышающее несколько секунд; в других случаях время сохранения занимает от нескольких минут до нескольких часов и даже дней; в третьих случаях то, что запоминается, необходимо сохранить в памяти как можно дольше. Поэтому требуется как минимум три разных вида памяти: кратковременная, оперативная и долговременная [52; с. 28].
Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. В чем-то кратковременная память похожа на непроизвольную. Так же как и в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но, в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания человек предпринимает определенные волевые усилия. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузка долговременной памяти [52;с.23].
Оперативная память-мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда человек выполняет какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляет его по частям. При этом он удерживает в уме некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеет с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный отработанный материал может забываться. Аналогичное явление можно наблюдать при выполнении любого более или менее сложного действия [52;с.23].
Долговременная память – вид памяти человека и животных характеризующихся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения [52;с.23].
Получая информацию благодаря различным органам чувств: зрению, слуха, обонянию, осязанию и вкусу, соответственно выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию запоминаем, можно выделить: память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства. Переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица [49; с. 18].
Школьный период – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. К концу дошкольного периода (6 - 7 лет) у ребёнка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти [49; с.19].
Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерные причины.
Для ребёнка 7 - 8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить материал. Возникает ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии, чем запоминание без него. Вследствие этого, применение способов обработки материала в целях повышения эффективности запоминания может иметь противоположный результат. Это явление носит временный характер. Как правило, к концу младшего школьного возраста (к 10 - 11 годам) продуктивность опосредованной памяти выше продуктивности непосредственной. Задача обучения в школе сводится к умелому использованию обоих видов памяти. При этом необходимо учитывать психологические особенности детей. Задача учителя помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать память детей [19; с. 21].
Современному школьнику приходится запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова, целые страницы литературного текста. Поэтому и приёмы запоминания должны быть разнообразными. Итак, из чего может состоять развитая культурная память? Во-первых, надо всегда помнить, что почти любой материал можно разделить на части, группы. Этот приём называется группировкой. Например, в любом тексте можно выделить вступление, основную часть, заключение, выводы. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Этот приём называется классификацией. В этом случае нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько частей или классов был разделён необходимый для запоминания материал [47;с.49].
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена. Этот приём называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это будет своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Есть дети, у которых затруднено зрительное восприятие текста, особенно при беглом чтении. Обычно это бывает связано с какими-либо нарушениями зрения.
Прочнее дети запоминают то, к чему возвращаются по несколько раз. Как правило, дети учат уроки в один присест, накануне того дня, на который эти уроки заданы, и на повторение у них совсем не остаётся времени. Между тем материал запоминается гораздо надёжнее и прочнее, если в тот же день, когда он был разобран в школе и задан, просмотреть его ещё раз дома, не добиваясь полного заучивания. Тогда, вернувшись к нему перед очередным уроком, ребёнку легче будет выучить.
Ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства, волевые усилие и действия – все это с организующей помощью внимания [44; с. 98].
Младших школьников следует учить слушать и понимать речь учителя, товарищей, вообще чужую речь, внимательно относиться к высказываниям других, ставить вопросы, обсуждать выступления товарищей. Известно, что продуктом речевой деятельности является текст, следовательно, работу по развитию правильности речи учащихся необходимо строить восприятия и создания текста.
Поскольку ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя, то огромная роль в развитии речи учащегося как компонента его общего развития принадлежит именно учителю.
Важно с первых дней приучить детей к диалоговой форме общения (а не к общению через учителя), то есть поощрять непосредственное обращение учеников друг к другу – желательно, конечно, чтобы при этом расстановка парт в классе позволяла ученикам видеть лицо товарища, а не его затылок.
Развивая правильную речь школьников, учитель прививает ряд конкретных умений, то есть, учит их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:
Во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
Во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
В-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
В-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Учителя начальных классов рекомендуют ученикам:
а) следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением;
б) не использовать обороты, содержащие лишние слова;
в) избавляться от слов – паразитов;
г) Избегать заносчивости, категоричности и самонадеянности [40;с.8].
Таким образом, в начальных классах речь детей имеет различные факторы речевых нарушений, в ряде случаев имеются определенные психологические особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации, и неоспоримо существование связи между языком и мышлением, между развитием речи и степенью умственного развития человека, между функциями речи, ее видами и формами.
1.3. Урок русского языка как форма работы при изучении именных частей речи
Все изучение языка во всех его проявлениях имеет целью овладение им для речи, для общения, для мысли, для познания, для связи поколений, для самосознания, наконец. Ибо – язык – это школа становления и развития личности [12;с.431].
Речь - школа социальной жизни, постоянно включающая ребенка в систему отношений между людьми, в познание, в разнообразие жизни [11;с.343].
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка правильная, грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства.
Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное [9;с.46].
Именные части речи — это самостоятельные (имеющие значение), изменяемые (склоняемые) части речи, являются членами предложения.
Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом — именем существительным.
Итак, имена существительные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (предмет), делятся на группы в зависимости от значения, имеют постоянные морфологические признаки (собственное — нарицательное; одушевленное — неодушевленное; род, склонение) [6; с. 36].
Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? С помощью имен прилагательных предмет можно охарактеризовать с различных точек зрения. Если имена прилагательные указывают на качество предмета, которое может проявляться в большей или меньшей степени (умный — умнее (сравнительная степень) — самый умный (превосходная степень), их называют качественными. Качественные прилагательные дают характеристику предмета: румяный, добрый, большой, теплый [6; с. 38].
Имена прилагательные, указывающие, что определяемый ими предмет имеет отношение к другому предмету, называют относительными: серебряный — имеет отношение к серебру, из серебра; московский – имеет отношение к Москве
Итак, имена прилагательные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (признак предмета) и постоянный признак – разряд по значению (качественные, относительные, притяжательные). В русском языке есть немало слов, имеющих значение числа, счета, например: два, двойка, удвоить, удвоенный, удвоив [6;с.37].
Имя числительное – именная часть речи, которая обозначает число, количество предметов (два дня), их порядок при счете (второй ученик) и отвечает на вопросы сколько? какой? который? (по счету).
Имена числительные по значению делятся на количественные (отвечают на вопрос сколько? – пять, пятнадцать, двадцать пять, сто двадцать пять) и порядковые (отвечают на вопрос какой? или который? – пятый, пятнадцатый, двадцать пятый). Количественные числительные могут обозначать целые числа (пять), дробные (одна пятая) или имеют собирательное значение (пятеро). Имена числительные бывают простыми (состоят из одного слова), сложными и составными (из двух и более слов): одиннадцать, пятьсот, тысяча двести тридцать один.
Итак, имена числительные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (числа) и постоянные морфологические признаки: бывают порядковыми и количественными, простыми, сложными и составными, целыми, дробными и собирательными (только количественные) [6;с.38].
Именные части речи в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов.
Начальным этапом изучения частей речи (без терминов), в том числе имени прилагательного, является второй класс. Учащиеся второго класса овладевают следующими умениями:
- распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов;
- характеризовать предметы с разных сторон;
- сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков (составлять пары имени прилагательного с противоположными значениями);
- различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников
Система уроков развития правильности речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников [6;с.41].
Разностороннее овладение правильностью речи обеспечивает школа: здесь речь выполняет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству: к литературе как искусству слова, к вокальной музыке, к театру; речь вводит школьника в общественную деятельность. Это все сферы и организационные формы речевого, языкового развития. Школьники охотно поют в хоре, участвуют в спектаклях, выступают по школьному радио и телевидению, выпускают газеты и журналы, пишут письма, участвуют в обсуждениях книг. Через речь школьники включаются в творческую деятельность, в созидание новых ценностей [15; с. 40].
Школьники работают над типами речи и над различными жанрами: над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзывы о книге или о спектакле, характеристики, а также над составлением так называемых деловых бумаг - объявления, заявления, делового письма, телеграммы, дневниковых записей. Научить ребенка правильной и красивой речи – сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода [11; с. 21].
Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний: содержательность, логика, точность речи, богатство языковых средств, ясность речи, выразительность.
Не случайно разделы программы для начальных классов названы: Чтение и развитие речи, Грамматика, правописание и развитие речи. Для накопления опыта использования правильности речи, так и для формирования любых умений, нужны упражнения [17;с.431].
Нормативный документ– это документ, который устанавливает правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов [46;с.140].
Нами была подвергнута анализу программа по русскому языку учебно-методического комплекта Школа России, используемая сегодня в российских школах при обучении младших школьников наиболее часто по сравнению с другими УМК. Научный руководитель данного УМК – научный руководитель А.А. Плешаков.
Таблица 2
Анализ программа по русскому языку
УМК Школа России
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
Развитие речи,мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения
Пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествованиянебольшого объема;
Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
а) освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
б) знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи – устной и письменной.
Высокую эффективность развития учеников в процессе обучения обеспечивает реализация взаимообусловленных дидактических принципов, которые уточняют и дополняют друг друга:
а) обучение на высоком уровне трудности;
б) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции – изучение материала быстрым темпом);
в) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции – ведущая роль теоретических знаний);
г) осознание школьниками процесса учения;
д) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости [33; с. 5].
В этот же период обучения начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Таким образом, при освоении детьми устной и письменной речи косвенный путь учения доминирует над прямыми путями. Основной способ усвоения - самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации. На дальнейших этапах обучения не столько увеличивается объём материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа. Техника чтения и письма формируется в период обучения грамоте. Поэтому на самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением.
Таблица 3
Распределение работы по различным грамматико-орфографическим темам курса при обучении правильности речи
Разделы и темы курса русского языка
Содержание работы по правильности речи
Звуки и буквы
Работа над правильной постановкой ударения, над нормами произношения.
Части речи
Обучение правильному формообразованию: предупреждение ошибок в формах:
рода, числа, падежа имен существительных личных глаголов, личных местоимений;
Работа над нормами согласования;
Работа над координацией главных членов;
Обогащение детской речи прилагательными;
Обучение выбору точного глагола, прилагательного. Предупреждение повторов слов путем использования синонимов, местоимений;
Предупреждение неумелого использования местоимений.
Важным фактором, обусловливающим успех развития правильности речи детей в начальных классах, является наиболее полное использование материала программы по русскому языку, стабильных школьных учебников русского языка и чтения в целях повышения произносительной грамотности младших школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Наиболее актуальна работа по развитию правильной речи в начальных классах.
Правильность речи – явление сложное и вместе с тем определенное, что главным ее результатом должно быть умение говорить и писать правильно, органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
В начальных классах речь детей имеет различные факторы речевых нарушений, в ряде случаев имеются определенные психологические особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации, и неоспоримо существование связи между языком и мышлением, между развитием речи и степенью умственного развития человека, между функциями речи, ее видами и формами.
Важным фактором, обусловливающим успех развития правильности речи детей в начальных классах, является наиболее полное использование материала программы по русскому языку, стабильных школьных учебников русского языка и чтения в целях повышения произносительной грамотности младших школьников.
Нами была проведена опытно-поисковая работа, целью которой было установление уровня правильности речи младших школьников. Работа состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и итоговый.
Проанализировав полученные результаты на этапе констатации, мы пришли к выводу о том, что преобладает низкий уровень правильности речи, и для этого необходимо разработать и реализовать комплекс упражнений в процессе работы с именованными частями речи.
Формирующий этап исследования заключался в систематическом и целесообразном применении упражнений на уроках русского языка при изучении имен существительных, прилагательных и числительных с целью развития правильности речи младших школьников.
Выбранные упражнения не только помогут расширить и обогатить словарный запас учащихся новыми словами, но и послужат хорошей практической подготовкой к изучению именованных частей речи в начальной школе.
Мы считаем, что работа по изучению именованных частей речи в начальных классах помогает учащимся лучше овладеть грамматическим строем языка, выявить закономерности в развитии языка, выработать умение самостоятельно наблюдать и анализировать языковые факты.
Такого рода упражнения дают учителю и ученику хорошую обратную связь, помогают детям овладеть навыками устной и письменной речи.
Результаты итогового этапа показали значительное повышение уровня правильности речи учащихся. Что указывает на эффективность нашей работы по применению упражнений на уроках русского языка.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что задачи, поставленные в исследовании решены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алимирзаева, О. А.Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовительной группе для детей с ОНР [Текст] / О. А. Алимирзаева, И. В. Смолякова // Методист. - 2012. -№ 1. - С. 60-62.
2.Арханухина, Е.К. Подготовка учащихся младших классов с ОНР к изучению темы "Состав слова" на логопедических занятиях [Текст] / Арханухина, Е.К. // Практ.психология и логопедия. - 2006. - №5.- С.74-76.
3. Бондаренко, А. А.Орфография и орфоэпия - две стороны правильности речи[Текст] / А. А. Бондаренко // Начальная школа. - 2014. -№ 2. - С. 36-41.
4.Багаутдинова, Л. Э. Развитие богатства речи учащихся младших классов на основе изучения пословиц, поговорок, загадок [Текст] / Л. Э. Багаутдинова // Научный поиск : науч.-метод. журн. - 2011. - N 2 (3). - С. 12-14.
5.Бондаренко,А.А.Орфография для малышей [Текст] /Бондаренко,А.А. // Нач.шк. - 2002. -№5.-С.28-41.
6.Бондаренко,А. А.Орфография и орфоэпия - две стороныправильности речи[Текст] / А. А. Бондаренко // Начальная школа. - 2014. -№ 2. - С. 36-41.
7.Бугинова, Е. А. Мастер-класс по развитию речевого творчества учащихся [Текст] / Е. А. Бугинова // Начальная школа. - 2013. - № 3. - С. 22-29.
8. Булычева, Н. М.Словарно-орфографическая работа по программе Л. М.Зелениной, Т. Е. Хохловой с использованием мультимедиа [Текст] / Н. М. Булычева // Научный поиск : науч.-метод. журн. - 2011. -N 1 (2). - С. 319-321 . - ISSN 2220-7198
9. Валявко, С. М.Психолого-педагогические аспекты изучения речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. М. Валявко // Спец.психология. - 2007. -№ 3. - С. 46-54.
10. Вороницына, Е.Диалог как средство организации учебной деятельности [Текст] / Е. Вороницына //Начальнаяшкола : метод. журн. для учителей нач. шк. - 2011. -N 15. - С. 48-50.
11. Голуб, И. Б.Русскийязыки культураречи[Текст] : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. - Москва : Логос, 2009. - 343 с.
12. Голуб, И. Б.Русский язык и культураречи[Текст] : допущено М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для студентов вузов / И. Б. Голуб. - Москва : Логос, 2010. - 431 с.
13. Голуб, И. Б.Русский язык и культураречи[Текст] : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / И. Б. Голуб. - Москва : Логос, 2009. - 343 с.
14. Голуб, И. Б.Русский язык и практическая стилистика [Текст] : учеб.-справ. пособие для бакалавров : рек. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. пособия для студентов вузов / И. Б. Голуб. - 2-е изд. - Москва : Юрайт, 2012. - 459 с.
15. Гордиенко, Т.Правильность русскойречи[Текст] : тесты для IX класса / Т. Гордиенко // Русский язык и литература для школьников. - 2012. -N 8. - С. 41-49.
16. Галакова, М. В.Особенности профессионального общения учителя [Текст] / М. В. Галакова //Психолого-педагогическиепроблемы личности и социального взаимодействия. - Пенза : Социосфера, 2011. - С. 308-312.
17. Голуб, И. Б.Русскийязыки культураречи[Текст] : допущено М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для студентов вузов / И. Б. Голуб. - Москва : Логос, 2010. - 431 с.
18. Граудина, Л. К.Грамматическаяправильностьрусскойречи. Стилистический словарь вариантов [Текст] / Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. - 3-е изд., стер. - Москва : АСТ, 2004. - 557 с.
19. Давыдова, Е. А.Использование проектно-исследовательской формы обучения в образовательном процессеначальнойшколы (из опыта практической работы) [Текст] / Е. А. Давыдова //Начальное образование : науч. -метод. журн. - 2010. -N 6. - С. 26-28.
20. Джалалов, С. С. Методы и приемы обучения смысловому чтению обучающихся в учебнике на ценностно-смысловой основе [Текст] / С. С. Джалалов, И. А. Рудакова // Российский психологический журнал : науч. - аналит. изд. - 2013. - Том Т. 10, N 2. - С. 41-51.
21. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку: 2 (1-4) классы.
22. Зеленина Л.М. Русский язык. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2ч. Ч.2 /Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. -5-е изд.-М.: Просвещение, 2008.- 143с.:ил.- ISBN 978-5-09-019280-4.
23. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: дидактический материал. Пособие для учащихся 2 класса начальной школы- М.: Просвещение., 2008.- 280с.: ил.- ISBN 978-5-09-019280-4.
24. Измайлова, Р. Г.Некоторые аспекты работы над фразеологизмами в начальных классах [Текст] / Р. Г. Измайлова // Начальная школа : науч. - метод. журн. - 2010. -N 5. - С. 41-44 . - ISSN 0027-7371.
25. Кузнецова, М. И.Анализ результатов контроля и оценки учебных достижений младшихшкольников по литературному чтению и русскому языку как основа повышения качестваначального образования [Текст] / М. И. Кузнецова //Начальное образование : науч. -метод. журн. - 2010. -N 5. - С. 28-37.
26. Кузьмина, Т. И.Проблемапсихологического изучения личности при умственной отсталости [Текст] / Т. И. Кузьмина // Коррекционная педагогика. - 2012. -№ 2 (март-апрель). - С. 32-36.
27. Костылева, В. М. Формирование богатства речи учащихся младших классов при изучении сказок [Текст] / В. М. Костылева // Научный поиск : науч.-метод. журн. - 2010. - N 1. - С. 87-90.
28. Кирилов, В. В. Психолого-лингвистические основы чистоты речи учащихся младших классов [Текст] / В. В. Кирилов // Научный поиск : науч.-метод. журн. - 2011. - N 2 (3). - С. 158-162.
29.Лоскутова, А. В.Профессиональное и личностное самоопределение личности [Текст] / А. В. Лоскутова //Психолого-педагогическиепроблемы личности и социального взаимодействия. - Пенза : Социосфера, 2011. - С. 22-24.
30. Матвеева, Т.В.Правильностьречи[Текст] / Матвеева, Т.В. // Матвеева, Т.В. Риторический практикумжурналиста : учеб.пособие. - 2007. - С.230-270.
31. Мудрик, А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании [Текст] / А. В. Мудрик // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 34-39.
32. Михайлова, Н. Н. К истории идеи педагогической поддержки [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 58-63.
33. Нечаева, Н. В. Обучение грамоте в четырехлетней начальной школе [Текст] / Н. В. Нечаева // Начальная школа. - 2000. - № 9. - С. 3-6.
34. Нечаева, Н. В. Обучение грамоте [Текст] : контрольные работы / Н. В. Нечаева // Начальная школа : прил. к газ. "Первое сентября". - 2001. - № 15. - С. 2-4.
35. Николаева, А. В.Современныйжурналистский текст: неизбежная трансформация [Текст] / А. В. Николаева //Русская речь : науч. - популяр. журн. Рос. акад. наук. - 2013. -N 6. - С. 62-65 . - ISSN 0131-6117.
36. Пятков, А. С.Сущность и составляющие коммуникативных качествречи[Текст] / А. С. Пятков // Научный поиск : науч.-метод. журн. - 2011. -N 2 (3). - С. 202-206 .
37. Паскал, В. В.Оптимизацияпсихологического взаимодействия педагогов с семьей [Текст] / В. В. Паскал // Вестникпедагогических инноваций. - 2011. -№ 1. - С. 117-122.
38. Прозументова, Г.Н.Проблема совместной деятельности в образовательном проектировани [Текст] / Прозументова, Г.Н. // Сибир.психол. журн. - 2007. -№26.- С.170-174.
39. Пушкина, Л. А.Проверка знаний по русскому языку вначальнойшколе [Текст] / Л. А. Пушкина //Начальное образование : науч. -метод. журн. - 2010. -N 6. - С. 36-41.
40. Полякова, А. В. О новом курсе по русскому языку для 1 класса четырехлетней начальной школы [Текст] / А. В. Полякова // Начальная школа. - 2000. - № 9. - С. 7-9.
41. Руднев, В. Н.Русский язык и культураречи[Текст] : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / В. Н. Руднев. - Москва : КноРус, 2012. - 280 с. : табл. - (Для бакалавров). - Библиогр.: с. 261-262.
42. Рогов, Е. И.Личность учителя: теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Рогов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. - 512 с.
43. Руднев, В. Н.Русскийязыки культураречи[Текст] : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / В. Н. Руднев. - Москва : КноРус, 2012. - 280 с.
44.Суслова, Е.А.О некоторыхпсихолого-педагогических ипсихолого-акмеологическихпроблемах непрерывного образования в контексте личностно-профессионального развития [Текст] / Суслова, Е.А. // Мирпсихологии. - 2007. -№3.- С.91-98.
45. Солганик, Г. Я.Стилистика современного русского языка икультураречи[Текст] : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 252 с.
46. Софина, Н. А. Методы и приемы развития речи учащихся младших классов на уроках обучения грамоте [Текст] / Н. А. Софина // Научный поиск : науч.-метод. журн. - 2010. - N 1. - С. 140-143.
47. Ступина, Е. А. Формирование речевой культуры учащихся на основе восприятия произведений народного искусства [Текст] / Е. А. Ступина // Начальная школа. - 2011. - N 11. - С. 49-53.
48. Сережников, В. К. Мастерство чтеца. Теория и методика художественного чтения [Текст] / В. К. Сережников. - Москва : Теакинопечать, 1930. - 223 с.
49. Федосеева, Т. В. Смысловые пространства текста или три лекции Умберто Эко об интерпретации [Текст] / Т. В. Федосеева // Журнал практического психолога : науч.-практ. журн. - 2013. - N 3. - С. 15-21.
50. Чернятина, В.Чтение слогов и слов с буквой П [Текст] / В. Чернятина //Начальнаяшкола : метод. журн. для учителей нач. шк. - 2011. -N 15. - С. 10-13.
51. Чуракова, Н. А. О курсе "Литературное чтение" для 1 класса четырехлетней начальной школы [Текст] / Н. А. Чуракова // Начальна школа. - 2000. - № 9. - С. 9-11.
52. Янковская, Н. А.Некоторыепроблемы исследования уровня развития морального сознания у современных детей и подростков [Текст] / Н. А. Янковская //Педагогическая диагностика. - 2011. -№ 3. - С. 11-23.
53.Контрольные работы за1 четверть. Русский язык [Текст] //Начальнаяшкола : метод. журн. для учителей нач. шк. - 2011. -N 15. - С. 7.
54.Начальная школа : науч. - метод. журн./ гл. ред. С. В. Степанова. - Москва : Нач. шк. и образование, 1939 - . - ISSN 00277371. - Периодичность2009г. N 11.
55.Начальная школа плюс до и после [Текст] : науч. - метод. и психолого - пед. журн./ гл. ред. Р. Н. Бунеев. - Москва : Баласс, 1998 - . – Периодичность2009г. N 1.
56.Начальная школа плюс до и после [Текст] : науч. - метод. и психолого - пед. журн./ гл. ред. Р. Н. Бунеев. - Москва : Баласс, 1998 - . - Периодичность 2009г. N 7.
57.Педагогическая энциклопедия [Текст] / ред.: И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. - Москва : Советская энциклопедия, 1964 .
58.Каким должно статьшкольное обществознание XXI в.? [Текст] // Преподавание истории и обществознания в школе : науч. - теорет. и метод. журн. - 2010. -N 10. - С. 20-23. - Продолж. Начало: № 9 . - ISSN 2074-4935.
59. Образование в современнойшколе [Текст]/ гл. ред. М. Б. Ладыгин. - Москва : Шк. "Поляр. звезда", 2000 - . - ISSN 16097432. - Периодичность f2010г. N 6.
60. Русскийязык, декабрь2013 [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Москва : Первое сентября, 2013. - 1 эл. опт. диск : цв. ; 12 см !ofizxar0_H.pft: FILE NOT FOUND! !ofizxar1_H.pft: FILE NOT FOUND! . -Систем. требования:Процессор Pentium-II ; память 256 Мб ОЗУ ; дисковод 24-х CD-ROM ; Windows 98/NT/2000/XP/VISTA ; Adobe Reader.
61. Вестник Московского государственноголингвистического университета : науч. журн./ гл. ред. И. И Халеева. - Москва : Рема, 2005 - . - ISSN 19934750. – Периодичность, 2009г. N 549. -Языкознание. Новое в лексикологии: проблемы, методы, изыскания.
62. Русский язык. Рабочиепрограммы. Предметная линия учебников Л. М.Зелениной, Т. Е. Хохловой. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М.Зеленина [и др.]. - Москва: Просвещение, 2011. - 177 с. : табл. - ФГОС - Федер. гос. образоват. стандарт. -ISBN978-5-09-023236-4.
63. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021421-6.
64. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. Ш67 В 2ч. Ч.1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-158с.- ISBN 978-5-09- 020619-8.
HYPER13PAGE HYPER15
5
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Черная пятница

Выиграйте смартфон, ноутбук
или бесплатное обучение!

Вращать колесо

Осталось попыток: 1