Формирование правосознания у старшеклассников на уроках обществознания: как преподавать права и свободы человека и гражданина | Милохина Наталья Юрьевна. Работа №350917
Аннотация. Статья посвящена формированию правосознания у старшеклассников на уроках обществознания. Рассматриваются методические подходы и практические приемы, которые позволяют преподавать тему прав и свобод человека и гражданина в доступной и интересной форме. Показано, как развивать правовое мышление, понимание правовых норм и уважение к правам других. Приведены конкретные примеры упражнений, которые помогают усвоению материала.
Ключевые слова: правосознание, старшеклассники, права человека, права и свободы гражданина, методика преподавания, правовое воспитание.
Формирование правосознания у старшеклассников
на уроках обществознания: как преподавать права
и свободы человека и гражданина
Милохина Наталья Юрьевна, учитель истории и обществознания
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
Кирсановского муниципального округа Тамбовской области
Аннотация. Статья посвящена формированию правосознания у старшеклассников на уроках обществознания. Рассматриваются методические подходы и практические приемы, которые позволяют преподавать тему прав и свобод человека и гражданина в доступной и интересной форме. Показано, как развивать правовое мышление, понимание правовых норм и уважение к правам других. Приведены конкретные примеры упражнений, которые помогают усвоению материала.
Ключевые слова: правосознание, старшеклассники, права человека, права и свободы гражданина, методика преподавания, правовое воспитание.
Формирование правосознания у старшеклассников — одна из важнейших задач современного урока обществознания. Понимание и уважение прав и свобод человека, а также умение отстаивать свои права — это не только основа правовой культуры, но и важный элемент гражданского самосознания. Чтобы изучение прав и свобод стало для старшеклассников не сухой теорией, а важным практическим знанием, требуется использовать такие методические приемы, которые сделают материал живым, доступным и актуальным для подростков. Учитель в этом процессе играет ключевую роль, выступая в роли не просто передатчика знаний, но наставника и проводника в сложном мире правовых норм и обязанностей.
Первый шаг на пути к формированию правосознания — это объяснение значения прав и свобод человека в повседневной жизни. Задача учителя — показать ученикам, что права человека не являются чем-то отвлеченным или далеким от их реальности. Для этого можно предложить ученикам обсудить ситуации из их повседневной жизни, когда они сталкиваются с правами и свободами. Например, когда речь идет о праве на свободу слова, учитель может попросить учащихся поделиться своими мыслями о том, как это право проявляется в общении в социальных сетях, в школе и за её пределами. Такое обсуждение помогает подросткам понять, что права человека касаются не только взрослых, но и их самих, что формирует интерес к дальнейшему изучению темы.
Следующим этапом может быть разбор Конституции и других правовых документов. Важно не только объяснить, какие права и свободы закреплены в законах, но и показать, как они применяются на практике. Для этого можно использовать метод анализа правовых кейсов. Учитель предлагает учащимся рассмотреть примеры судебных дел или ситуаций, когда определенные права были нарушены, и обсудить, какие статьи Конституции регулируют подобные случаи. К примеру, можно рассмотреть случай, когда ограничивается право человека на неприкосновенность частной жизни или нарушается право на справедливое судебное разбирательство. Анализ конкретных ситуаций помогает ученикам увидеть, что правовые нормы действуют в реальной жизни и имеют большое значение для защиты прав граждан.
Еще один эффективный метод формирования правосознания у старшеклассников — это ролевые игры и моделирование. Учитель может организовать ролевую игру, в которой учащиеся выступают в роли различных участников правовых отношений: адвокатов, судей, свидетелей, потерпевших и обвиняемых. Например, можно разыграть судебное заседание по кейсу, связанному с нарушением прав человека, где одна группа учащихся защищает права пострадавшего, другая представляет сторону обвиняемого. Такое моделирование помогает не только в теоретическом усвоении материала, но и в практическом понимании того, как работают правовые механизмы. Старшеклассники начинают воспринимать правовые нормы как реально действующие правила, а не просто как абстрактные термины.
Для лучшего усвоения темы прав и свобод человека полезно проводить дискуссии и дебаты. Дискуссии на такие темы, как «Что важнее: свобода слова или безопасность общества?» или «Где заканчиваются права одного человека и начинаются права другого?», способствуют формированию у старшеклассников навыков критического мышления и позволяют глубже понять природу правовых конфликтов. Важно поощрять учеников к выражению собственного мнения и аргументированному обсуждению различных точек зрения, что учит их уважать чужие права и развивает навыки конструктивного диалога. Дебаты на правовые темы помогают подросткам не только освоить учебный материал, но и сформировать личное отношение к вопросам права и справедливости.
Работа с текстами правовых документов также может стать эффективным приемом. Для того чтобы преодолеть сложность юридического языка, учителю следует предложить ученикам переводить статьи Конституции или международных документов о правах человека на «понятный язык», сохраняя основной смысл, но используя более доступные формулировки. Например, они могут «перевести» статью о праве на защиту чести и достоинства или о свободе совести. Этот метод позволяет школьникам не просто запомнить содержание правовых норм, но и глубже понять их смысл и значение.
Практика применения прав и свобод может быть дополнена проектной деятельностью. Учитель может предложить старшеклассникам разработать проект на тему «Права человека в нашем обществе», в рамках которого они проведут исследования и создадут презентации, посвященные конкретным аспектам правовой защиты, например, защите прав ребенка или прав женщин. В проекте можно использовать данные из СМИ, статистику и примеры реальных событий. Такой подход формирует у учеников навыки самостоятельной работы с информацией и развивает понимание того, как работают права и свободы в жизни общества.
Для закрепления материала можно использовать метод анализа конфликтных ситуаций, где необходимо оценить действия сторон с точки зрения соблюдения прав и свобод. Например, ситуация, в которой нарушаются права человека на защиту личных данных, или спор между соседями, когда одна сторона нарушает право на тишину и покой другой. Такие задания требуют от учащихся применения теоретических знаний на практике и развивают умение ориентироваться в правовых вопросах.
После обсуждения материала важно дать возможность старшеклассникам поразмышлять над тем, как правовые знания могут помочь им в жизни. Учитель может задать вопросы: «Какие права лично для тебя кажутся наиболее важными?» или «Что бы ты сделал, если бы столкнулся с нарушением прав?». Это помогает ученикам понять, как знания о правах человека могут быть полезны для их повседневной жизни, и мотивирует их к дальнейшему изучению правовых вопросов.
Таким образом, формирование правосознания у старшеклассников — это процесс, требующий комплексного подхода и использования разнообразных методик. Применение правовых кейсов, ролевых игр, дебатов и проектной работы позволяет старшеклассникам не только запомнить правовые нормы, но и развить у себя умение оценивать и защищать свои права и права других людей. Такой подход способствует созданию у учеников устойчивого уважения к правам и свободам, развивает их гражданскую ответственность и подготавливает к активному участию в жизни общества.
Список литературы
Дряблова
А. А. Проблема формирования правосознания в России / А. А.
Дряблова
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 734-736. — URL:
https://moluch.ru/archive/112/28424/
Климкина
Ю. А. Факторы, оказывающие влияние на формирование правового сознания несовершеннолетних / Ю. А. Климкина. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 450-452. — URL:
https://moluch.ru/archive/118/32866/
Кузнецова
Д. А.
,
Стареньких
К. Е.
П
роблема формирования правосознания в
россии
// Научные исследования и инновации. 2021.
№4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-pravosoznaniya-v-rossii
Миронова
М. Т. Формирование правосознания и правовой культуры учащейся молодежи / М. Т. Миронова. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 324-326. — URL:
https://moluch.ru/archive/357/79903/