Формирование правовой культуры студентов на уроках обществознания | Кондакова Марина Борисовна. Работа №345929
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования правовой культуры студентов на занятиях обществознания в системе среднего профессионального образования (СПО). Анализируются методы и подходы, которые способствуют повышению правовой грамотности и гражданской ответственности учащихся. Особое внимание уделено роли преподавателя и использованию активных форм обучения для эффективного освоения правовых знаний. Также обсуждаются проблемы и перспективы правового воспитания молодежи в образовательной среде.
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовая грамотность, студенты СПО, обществознание, гражданская ответственность.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Кондакова Марина Борисовна, преподаватель
ГАПОУ МОК им. В. Талалихина, г. Москва
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования правовой культуры студентов на занятиях обществознания в системе среднего профессионального образования (СПО). Анализируются методы и подходы, которые способствуют повышению правовой грамотности и гражданской ответственности учащихся. Особое внимание уделено роли преподавателя и использованию активных форм обучения для эффективного освоения правовых знаний. Также обсуждаются проблемы и перспективы правового воспитания молодежи в образовательной среде.
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовая грамотность, студенты СПО, обществознание, гражданская ответственность.
Формирование правовой культуры является одной из важнейших задач современного образования. В условиях глобальных изменений в обществе и правовой системе, особую роль в этом процессе играет преподавание обществознания. Данная дисциплина даёт студентам возможность осознать важность правовых знаний и развить уважительное отношение к закону, что является основой для формирования законопослушного поведения и активной гражданской позиции. В системе среднего профессионального образования (СПО) данное направление приобретает особую значимость, так как учащиеся, находясь на этапе формирования своей личности, получают важнейшие навыки и знания, необходимые для их дальнейшей профессиональной и общественной деятельности.
Правовая культура включает в себя комплекс знаний о правах и обязанностях гражданина, понимание механизма функционирования правовой системы и способность применять эти знания на практике. Таким образом, обществознание, как учебный предмет, становится платформой для формирования правового сознания студентов, что в дальнейшем влияет на их поведение в различных жизненных ситуациях. Это требует от преподавателя особого подхода к организации занятий, которые должны не только передавать теоретические знания, но и способствовать формированию у студентов осознанного отношения к правовым нормам.
Основой формирования правовой культуры является правовая грамотность. На уроках обществознания студенты знакомятся с основными правовыми понятиями, такими как Конституция, законы, права человека и гражданина, уголовная и административная ответственность. Однако недостаточно просто изучать теорию — необходимо обеспечить условия для применения этих знаний на практике. В этом случае важную роль играют активные методы обучения. Например, решение правовых кейсов и моделирование правовых ситуаций позволяет студентам наглядно понять, как работают те или иные нормы права в реальной жизни. Такие занятия помогают студентам осознать, что знание своих прав и обязанностей — это не абстрактное знание, а реальный инструмент защиты и регулирования отношений в обществе.
Использование интерактивных методов также способствует более глубокому усвоению правовых знаний. Одним из эффективных методов является проведение ролевых игр, где студенты примеряют на себя роли судей, адвокатов, прокуроров и истцов. Это позволяет не только понять механизмы работы судебной системы, но и развить навыки аргументации и публичных выступлений, что крайне важно для формирования уверенности в правомерности своих действий в будущем. Дискуссии и дебаты на правовые темы помогают студентам вырабатывать собственные суждения по важным правовым вопросам, а также уважительное отношение к мнению других.
Преподавателю важно ориентироваться не только на правовую теорию, но и на современные события и примеры из жизни, что делает изучение права более актуальным и интересным для студентов. Обсуждение резонансных судебных дел или правовых коллизий, связанных с правами человека, позволяет студентам лучше понять реальную правоприменительную практику и осознать важность правовой культуры в современном обществе. Важно также привлекать к учебному процессу практиков — юристов, адвокатов, судей, которые могут поделиться своим опытом и рассказать студентам о реальных проблемах, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности.
Формирование правовой культуры также тесно связано с гражданским воспитанием. Правовая грамотность неразрывно связана с ответственностью гражданина за свои поступки и с пониманием того, что закон стоит на защите интересов общества в целом. Таким образом, преподавание правовых дисциплин на занятиях обществознания должно не только формировать знания о правах, но и прививать студентам осознание их обязанностей перед обществом и государством. Важно, чтобы студенты понимали, что соблюдение правовых норм — это не просто требование, а важный элемент социального порядка, без которого невозможно существование гармоничного общества.
Однако на пути к формированию правовой культуры студентов существует ряд проблем. Во-первых, многие студенты изначально имеют слабое представление о правовой системе и её роли в жизни общества. Часто правовые знания у школьников и студентов ограничиваются поверхностным пониманием общих понятий. Это требует от преподавателя уделять особое внимание начальной подготовке и доступно объяснять сложные правовые категории. Во-вторых, не все студенты сразу проявляют интерес к правовым вопросам, считая их абстрактными и далекими от реальной жизни. В таких случаях преподавателю необходимо использовать актуальные примеры, которые помогут показать, что право касается каждой сферы жизни человека, начиная от семейных отношений и заканчивая вопросами трудового права.
Для преодоления этих трудностей необходим комплексный подход, сочетающий активные и интерактивные методы, теоретическое и практическое обучение. Важную роль в этом процессе играют внешкольные мероприятия, такие как участие в юридических олимпиадах, дебатах, встречах с представителями правозащитных организаций. Эти мероприятия способствуют повышению интереса к правовым вопросам и расширяют кругозор студентов.
Преподавателю также необходимо поддерживать интерес студентов к праву за пределами уроков. Современные технологии позволяют использовать онлайн-ресурсы для самостоятельного изучения правовых вопросов, участия в вебинарах и форумах, где обсуждаются актуальные правовые проблемы. Таким образом, формирование правовой культуры становится неотъемлемой частью всего образовательного процесса, выходя за рамки обычных занятий.
В заключение можно отметить, что формирование правовой культуры студентов на уроках обществознания является важным элементом воспитательного процесса. Правовая культура формирует у студентов не только знание правовых норм, но и уважение к закону, готовность действовать в рамках правового поля и осознание своей гражданской ответственности. Успешное решение этой задачи требует активного использования разнообразных методов обучения, тесной связи теории с практикой и постоянного взаимодействия преподавателя со студентами. В результате студенты не только овладевают правовыми знаниями, но и становятся сознательными гражданами, способными принимать активное участие в жизни общества.
Список литературы
Бережнев
, А. А. Формирование конституционного правосознания у учащихся старших классов на уроках обществознания / А. А.
Бережнев
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43377/ (дата обращения: 04.10.2024).
Лаварсланова
М. Г. Правовое воспитание учащейся молодежи в цивилизованном государстве // МНКО. 2015. №2 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie-uchascheysya-molodezhi-v-tsivilizovannom-gosudarstve (дата обращения: 04.10.2024).
Малкова, Н.В. Формирование правосознания у учащихся старших классов [Текст] / Н.В. Малкова // Духовная сфера. – 2015 – № 12 – С. 119-123.