Формирование правовой культуры обучающихся

Автор: Дятлоа Галина Юрьевна, Шавкун Ирина Владимировна

Формирование правовой культуры обучающихся

Дятлова Г.Ю., Шавкун И.В., МБОУ «Полянская СОШ», Выборгский район, Ленинградской области

     Вступая в жизнь, молодым людям  необходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществе изменениям с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм.    

        Очевидно, что без правовых  знаний просто невозможно стать полноценным гражданином, получить профессию, стать конкурентоспособным на рынке труда. Будущее современного человека,  прежде всего, связывается с необходимостью найти своё место в мире профессий — профессий престижных, нужных обществу. Таким образом, важнейшей функцией современного образования становится процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации.  

        В настоящее время у большей части современной  молодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиям времени.      

          Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении,  молодые люди должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Важными целями образования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства, умение отстаивать свои права.

    Анализ научной литературы и практики по формированию правовой культуры у подрастающего поколения позволил нам выявить следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в гражданах с высоким уровнем правовой культуры и низкой результативностью процесса правового образования;

– между развитой теоретической базой по правовому образованию и недостаточной практической разработанностью проблемы формирования правовой культуры обучающихся,  в целостном педагогическом процессе школы;

Исходя из данных противоречий,  можно выделить проблему, заключающуюся  в необходимости изучения формирования правовой культуры, в особенности, правовой социализации школьника и особенностей интерпретации правовых норм под влиянием образовательного процесса,  которые должны быть отражены в программе развития школы.  

Однако  проблеме формирования нравственно-правовых представлений школьников в системе  образования уделено недостаточно внимания.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и, достигнув взрослого состояния, человек вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую.

Важнейшим элементом социализации является семья. Она составляет первое и самое близкое "социальное окружение" ребенка, и при этом сама входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток.

Одновременно семья - это и институт, который больше всего способен принести вред в процессе социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, социальное отчуждение, неполнота семьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми - все это накладывает неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка.

Школа, как элемент социализации, принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами.

Еще одним важным элементом социализации является окружение сверстников. Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания со стороны родителей.

Среди других элементов социализации следует выделить средства массовой информации и в первую очередь телевидение, социальные сети, компьютерные игры. Их влияние на все группы населения, и в особенности на детей и подростков огромно.

Началом правовой социализации учащимися становится усвоение в детстве норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В процессе правовой социализации происходит постепенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функционировании гражданского общества и государства.

Таким образом, оптимальные формы работы по правовой социализации подростков должны отвечать следующим требованиям:

- позволять переживать ситуации реализации своих прав или препятствий и затруднений в пользовании своими правами;

- заставлять задумываться над проблемами прав человека в отношениях между людьми, а также между гражданином и государством;

- приводить к необходимости сформулировать свое собственное (а не социально желательное) мнение и свободно его высказать;

- учить общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе;

- создавать атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.

Следует отметить, что рассматривая вопрос о формировании  правовой культуры школьников, необходимо учитывать   психологический,  социологический, профилактический и воспитательный аспекты.

Социализация является эффективным качественным результатом воспитания, одного из аспектов образования. А формирование правовой культуры личности происходит в процессе правовой социализации, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии.  

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

·        оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала;

·        использование ситуаций, максимально приближенных к реальности; оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

·        повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава

    Учебно-воспитательная работа в условиях образовательной среды является важнейшим структурным компонентом процесса формирования нравственно-правовых ценностей школьника.

     Формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования. Для более успешного и интенсивного развития правосознания обучающихся необходима организация соответствующей деятельности, в результате которой станет возможно развитие правового мышления и правового сознания детей в целом.

При проведении работы по формированию  правовой грамотности школьников необходимо учитывать следующие особенности работы:

1.     Учет возрастных и психологофизиологических особенностей школьников, а так же специфику интересов.

2.     Формирование воспитывающей среды для школьников,

учитывающей их кругозор, широту интересов, способности и возможности.

3.     Параллельно с групповой работой, уделялось внимание индивидуальному подходу к осуществлению психологической и социальнопедагогической работы по формированию правовой культуры  школьников.

4.     Учитывалась  заинтересованность обучающихся в

самодетерминации через создание для них условий социализации и

профессионализации.

    При проведении психологопедагогической  работы со школьниками

необходимо выделили следующие методы и формы работы:

·        беседы;

·        «дискуссионные группы»,

·        традиционный анализ конкретных ситуаций (глубокое исследование реальной или имитированной ситуации),

·        метод проигрывания ролей,

·        брейнсторминг (мозговые штурмы),

·        метод морфологического анализа (коллективное принятие решений),

·        формат одного вопроса,

·        групповая дискуссия,

·        ролевые игры

·        круглые столы,

·        обратная связь

·        КТД

Анализируя результаты работы  по формированию  правовой грамотности школьников можно отметить, что:

·         Увеличился процент школьников, умеющих грамотно контактировать со сверстниками и педагогами, решать конфликты,  уметь отстаивать свою точку зрения,  знать свои права и уметь их отстаивать.

·        Обучающиеся начинают более открыто высказывать свою точку зрения, отстаивая свои права, и становятся,  более независимы от чужого влияния.

·        После получения представления, знания у школьников сложились определенные установки и правильное понимание своих прав и обязанностей. Формируются правовые убеждения, умения, навыки и привычки, которые являются мотивами правомерного поведения.

·        Повышается уровень социальной  зрелости  обучающихся, направленный на сформированный  непротиворечивый  тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере, ориентируемый на  развитие  своих интеллектуальных способностей  и  реализацию творческого  потенциала.

    Однако, еще велик процент школьников, для которых характерна  неопределенность или  противоречивость жизненного выбора, вследствие  чего  они  подвержены  ситуативному  влиянию. Любое  изменение  социальных условий  влечет за собой  корректирование их ориентации  и  жизненных планов.

      Кроме этого, можно выделить группу учащихся, у которых наблюдается

отсутствие  интереса к  учебе. В структуре  ценностных   ориентаций у этих обучающихся преобладают  внеобразовательные и  внепрофессиональные 

 ценности, что  свидетельствует о  направленности  их  интересов  в другие  сферы  жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве  своем эти  школьники  психологически не  готовы  к  самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального  становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

    Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

    1. Правовая социализация учащихся должна рассматриваться как процесс приобщения школьников к социально-правовой среде, реализуемой через познание и осмысление правовых принципов и норм, формирование эмоционально-оценочного отношения, овладение навыками правового поведения и общения, освоение прав и обязанностей, формирование правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, умение применять на практике полученные правовые знания, оценивать собственную и совместную деятельность.

2. Основными психологическими компонентами правовой социализации учащегося являются: познавательный (освоение правовых норм, приобретение знаний правовых отношений); ценностно-ориентационный (регуляция поведения личности с позиции правовых норм, оценка собственной и совместной деятельности, понимание ее правовой значимости); деятельностный (активность личности в правоприменительной деятельности, проявление ее индивидуальности).

3. Психологическим механизмом правовой социализации является взаимосвязь мотивов, целей, средств и результатов процесса овладения старшеклассниками ценностями и правовыми нормами, принятыми в обществе.

4. Психологическими условиями, обеспечивающими эффективную правовую социализацию, учащихся являются:

- организация взаимодействия педагогов и учащихся, направленного на формирование правового сознания и правового поведения (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);

- интеграция теоретического и практического видов подготовки учащихся к правоприменительным действиям;

- учет динамики социальной ситуации развития старших школьников;

- психолого-педагогическое и информационное обеспечение процесса правовой социализации учащихся старших классов.

В наше время образование является той сферой духовной жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Поэтому, одним из главных вопросов образования становится вопрос нравственного воспитания обучающего, в которой самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая ценность.

Список литературы

1.   Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для вузов/ Г.С. Абрамова. М.: Академический проект: Алма мастер, 2005.- 704 с.

2.   Айзерман, JI. С. Уроки нравственного прозрения/ JI. С. Айзерман. М.: Педагогика, 2003.-129 с.

3. Андреева Г.М., Хелкима К.Н., Дубровская Е.М. и др. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ сер. 14. Психология - 2007 - № 4 - С.31 - 41.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009 - 376с.

5.      Беляев, М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. - Иркутск, 2000. - Вып. V. - С. 212 - 257.

6.      Белякович, Н.Н. Права и свободы человека: практ. пособие/ Н.Н.Белякович. Мн.: Молодежное научное общество, 2001. - 174 с.

7.      Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание (философско-эстетические основы) / В. А. Блюмкин. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.-143 с.

8.      Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 2002. - С.7-45.

9.      Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М.: Знание, 2007. - 64 с.

10.    Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2004. - т. 4. - 432 с.

11.    Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2003. - т.3. - С.5 - 329.

12. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация личности.// Сов. Педагогика - 2001 - №2 - С.38 - 43.

13. Гуляхин В.Н. Правовая социализация человека//М:Юстицинформ, 2014.-282 с.

14.    Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1977.-333 с.

15.    Забавский, И. В. Общая теория права: учебно-метод. комплекс/И.В.Забавский. Мн.:Веды, 2004.- 186 с.

16. Заяцковский О.А. Проблемы правовой социализации в условиях аналитики российского общества//Вестник балтийского университет . 2010 - № 9

17.    Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность / Г.И.Иванов. Мн.: НИУП, 2002. - 184 с.

18.    Кацубо, С.П., Жорова, М.А. Семья в жизни человека: правовые основы. - Гомель: Рес. унит. предприятие "Центр науч.-тех. и деловой информации", 2003. - 88 с.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x