Формирование предметных, личностных и метапредметных компетенций обучающихся в процессе перехода на новые образовательные программы ФГОС | Коссе Александра Степановна. Работа №343647
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования предметных, личностных и метапредметных компетенций учащихся в контексте внедрения новых образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в преподавании русского языка и литературы. Обсуждаются основные подходы и методы, способствующие развитию этих компетенций, а также примеры практической деятельности, направленной на гармоничное сочетание всех трех видов компетенций. Исследуется влияние современных технологий и инновационных методов обучения на образовательный процесс. Статья будет полезна учителям, методистам и всем, кто заинтересован в совершенствовании образовательной среды.
Ключевые слова: ФГОС, предметные компетенции, личностные компетенции, метапредметные компетенции, русский язык, литература, образовательные технологии.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Коссе Александра Степановна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ "Гранитненская школа Тельмановского муниципального округа", ДНР
Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования предметных, личностных и метапредметных компетенций учащихся в контексте внедрения новых образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в преподавании русского языка и литературы. Обсуждаются основные подходы и методы, способствующие развитию этих компетенций, а также примеры практической деятельности, направленной на гармоничное сочетание всех трех видов компетенций. Исследуется влияние современных технологий и инновационных методов обучения на образовательный процесс. Статья будет полезна учителям, методистам и всем, кто заинтересован в совершенствовании образовательной среды.
Ключевые слова: ФГОС, предметные компетенции, личностные компетенции, метапредметные компетенции, русский язык, литература, образовательные технологии.
Переход на новые образовательные программы в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требует от учителей русского языка и литературы поиска эффективных методов и подходов к организации учебной деятельности. Главной задачей педагогов становится не только передача знаний, но и формирование у учащихся компетенций, необходимых для успешной социализации в обществе. Эти компетенции делятся на предметные, личностные и метапредметные, каждая из которых играет важную роль в образовательном процессе.
Предметные компетенции включают в себя знания, умения и навыки, специфичные для русского языка и литературы. В рамках ФГОС акцентируется внимание на необходимости глубокого понимания учебного материала, что включает в себя не только лексические и грамматические навыки, но и literate reading (умение читать с пониманием).
Методы формирования предметных компетенций:
Интерактивные формы работы. Использование диалогов, дискуссий и дебатов позволяет учащимся активно включаться в процесс, лучше понимать предмет и его значимость.
Проектная деятельность. Создание проектов, связанных с литературными произведениями, позволяет обучающимся интегрировать знания из разных областей и применять их на практике.
Использование цифровых технологий. Применение мультимедийных средств и образовательных платформ способствует более глубокому усвоению материала и развитию самостоятельности учащихся.
Личностные компетенции определяют степень готовности учащихся к взаимодействию с окружающим миром, формируют их ценностные ориентиры и мотивацию к обучению. Русский язык и литература как дисциплины имеют уникальную способность влиять на формирование личности, поскольку через произведения литературы обучающиеся могут знакомиться с различными культурами, взглядами и уроками жизни.
Стратегии формирования личностных компетенций:
Тематические чтения и обсуждения. Организация чтения значимых литературных произведений с последующим их обсуждением способствует развитию критического мышления и формированию личных ценностей учащихся.
Анализ жизненных ситуаций. Обсуждение героев произведений и их поступков помогает школьникам анализировать собственные жизненные выборы и формировать собственное мировоззрение.
Творческие задания. Написание эссе, рассказов и стихи на основе литературных тем развивает креативное мышление и самовыражение учащихся.
Метапредметные компетенции представляют собой универсальные умения, которые могут быть применены в различных предметных областях. Они включают навыки работы с информацией, умение делать выводы и обобщения, а также критическое мышление. В контексте изучения русского языка и литературы необходимо развивать эти навыки, чтобы учащиеся могли успешно использовать их в разных ситуациях.
Методы развития метапредметных компетенций:
Исследовательская деятельность. Проведение научных проектов, исследований на темы, связанные с литературой и языком, формирует аналитические навыки и умений самостоятельного поиска информации.
Межпредметные связи. Интеграция русского языка и литературы с другими предметами (историей, искусством) позволяет учащимся видеть связи и применять знания на практике.
Рефлексия. Создание условий для самоанализа собственных учебных достижений и ошибок способствует формированию у учащихся навыков самооценки и саморегуляции.
Одним из эффективных способов интеграции предметных, личностных и метапредметных компетенций может стать проектная работа, посвященная анализу известного литературного произведения.
Этапы выполнения проекта:
Выбор произведения. Учащиеся могут выбрать книгу для анализа, опираясь на личные интересы и предпочтения.
Групповая работа. Деление на группы для изучения различных аспектов произведения: исторический контекст, персонажи, темы, стиль автора.
Презентация результатов. Каждая группа представляет свои выводы, активно обсуждая взгляды друг друга, что способствует развитию метапредметных компетенций.
Рефлексия. Учащиеся подводят итоги работы, анализируют, что нового узнали и как это может быть применимо в будущем.
Формирование предметных, личностных и метапредметных компетенций в процессе перехода на новые образовательные программы ФГОС является актуальной задачей для учителей русского языка и литературы. Применение инновационных методов и технологий, а также активное вовлечение учащихся в образовательный процесс позволяют достигать высоких результатов. Таким образом, современное преподавание должно быть направлено не только на передачу знаний, но и на содействие гармоничному развитию личности обучающегося, что в конечном итоге приведет к формированию всесторонне развитого и социально активного гражданина.
Список литературы
Панькова, Н. В. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы / Н. В. Панькова, Т. Ю. Турова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95777/
Репина, И. Г. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС / И. Г. Репина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 7 (402). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/402/88925/
Хан, Е. Ю. Применение метапредметного подхода в дистанционном образовании / Е. Ю. Хан. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 228-234.