Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников. | Онтина Анжелика Александровна. Работа №336214
Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде и функционировать ней, применяя уже имеющиеся знания.
Начинать формировать функциональную грамотность нужно уже с дошкольного возраста – это базовый факт, способствующий активному участию ребенка во всех видах деятельности.
Основой, базой для развития предпосылок функциональной грамотности считаю сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
Работу веду в основном с использованием дидактических игр и пособий, что способствует формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.
Презентация опыта создания РППС, способствующей формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через сенсорное развитие.
Я, Онтина Анжелика Александровна, работаю в МБДОУ д/с № 335 «Лесная сказка». Работу осуществляю по всем образовательным областям. Особое внимание уделяю функциональной грамотности дошкольников.
Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде и функционировать ней, применяя уже имеющиеся знания.
Начинать формировать функциональную грамотность нужно уже с дошкольного возраста – это базовый факт, способствующий активному участию ребенка во всех видах деятельности.
Основой, базой для развития предпосылок функциональной грамотности считаю сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
Работу веду в основном с использованием дидактических игр и пособий, что способствует формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.
В работе с детьми использую разнообразные игры, как приобретенные, так и сделанные своими руками.
Конечно, покупные дидактические игры (например, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, доски Сегена) очень удобные, интересные, но я решила, что игры, сделанные своими руками, будут гораздо полезнее для детей, т.к. их можно видоизменять, усложнять по мере необходимости.
«Волшебные палочки»
Младшая группа:
Задания: например, возьми такую же палочку, как у меня, и положи ее на шаблон, как я. Ребенок учится опознавать цвет, геометрическую фигуру, квадрат, треугольник, анализировать. Например, здесь треугольник, а здесь квадрат – сравни, где больше палочек: в треугольнике или в квадрате.
Старшая группа: ребенок уже на слух делает из палочек, например, красного цвета ромб, прямоугольник. Для усложнения – сделать большой и маленький треугольник, ребенок начинает анализировать, как с помощью маленьких палочек сделать большой треугольник. И ребенок преобразовал, додумал, понял, как, используя полученные знания, сделать большой треугольник (выложить каждую на сторону несколько палочек). Или, например, как из прямоугольника сделать два квадрата.
Т.е. в данной игре ребенок не просто повторяет по образцу, а учится сам думать, что нужно сделать, что бы получить результат.
«Повтори по образцу» или «Мохнатая мозаика»
Младшая группа:
Задания: например, найди такой же цвет, как у меня; затем положи еще, как у меня. Идет чередование цветов, соответственно ребенок учиться делать цепочку, чередуя цвета. Так же идет сравнение, каких цветов больше в этом ряду: красных или синих. В этой игре ребенок учится опознавать, анализировать, т.е. может повторить по образцу. В ФОП, в которой предусмотрено развитие познавательной деятельности, мы формировали как основу сенсорного развития, а именно осязательно – двигательные действия – поглаживание, ощупывание (шершавая основа, мягкие шарики)
Старшая группа: ребенок в этой игре уже учится преобразовывать, а именно может не только повторить по образцу, но и у него развиваются способности использовать математические знания (например, посчитать, сколько зеленых или желтых). У ребенка обогащаются представления и умения устанавливать пространственные отношения при ориентировке на полотне (например, какой цвет находиться в левом верхнем углу?).
«Цветные заплатки»
Младшая группа:
Задания: например, найди окошко для этого красного треугольника, найди все квадраты – все они одинаковые или нет? Они разные по цвету. Ребенок учится опознаванию, анализирует свойства, учиться сравнивать, закрепляет цвета и геометрические фигуры, учится путем наложения закрывать нужные отверстия.
Старшая группа:
Задания: например, возьми геометрические фигуры и так их положи на бумагу, что бы получился, например, домик или конфета. Обведи по контуру получившуюся фигуру на бумаге и вырежи ее. Посмотри, что у тебя получится, какое окошко? В этой игре идет развитие фантазии, творчества, инженерное видение, развиваются конструкторские навыки.
«Закрой фигуру»
Младшая группа:
Задания: например, найди такую же фигуру как у меня (треугольник), сколько их: много или одна? – много. Покажи фигуры, у которых есть углы и у которых нет углов. В младшей возрасте ребенок учится опознавать, находить по описанию (синтезировать)
Старшая группа:
Задания: например, играют два ребенка, и на скорость, кто быстрее закроет, например, треугольник и круг фишками (каждый закрывает на своей планшетке). Игра учить наблюдательности, внимательности. В этой игре идет развитие математических способностей и навыков: счет, геометрические фигуры.
«Волшебный мешочек»
Младшая группа:
Задания: детям сначала показать, какие фигуры будут находиться в мешочке (например: квадрат, треугольник, круг), затем ребенок вытаскивает заданную фигуру. Чуть постарше дети сами, нащупав фигуру, говорят, что это и вытаскивает ее. Далее, содержимое мешочка усложняется фигурами из разного материала (например: кубики деревянные, пластиковые, большие и маленькие). Ребенок с младшего возраста учится определять на ощупь, развивать тактильные ощущения.
Старшая группа:
Задания: используем уже два мешочка. Одновременно в оба мешочка ребенок опускает руки, находит в одном мешочке, например, треугольник, и ему во втором мешочке нужно найти такую же фигуру. Ребенок синтезировал все свойства треугольника, сравнил, нашел аналог. Более старшим детям дать задание: в одном мешочке достать кубик маленький, в другом большой. Ребенок развивает в этой игре тактильные ощущения.
«Цифровые прищепки»
Младшая группа:
Задания: перед тобой карточки: они одинаковые или разные? – разные. Беру карточку с квадратами, покажи карточку где еще есть квадраты, а квадраты одинаковые или разные? (разные, т.е. квадраты разные по цвету, но одинаковые по размеру). У меня карточка с треугольниками, а еще есть такая карточка? – нет. Ребенок в этой игре учится опознавать, анализировать и сравнивать.
Старшая группа:
Задания: например, посчитай количество предметов и прищепкой закрой нужную цифру на карточке. Ребенок учится счету, использует математические знания. Знакомится с цифрами для обозначение количества.
«
Крестики - нолики
»
Эту игру начинаем пробовать в средней группе. Развиваем внимание, играем на опережение, кто первый закроет линию. Идет ориентировка на листе бумаги.
В старшей группе эту игру преобразовала. Сделала полотно 5 на 5 клеток. Задание: например, поставь фишку в верхний левый угол, поставь на две клетки вниз, 1 клетку вправо.
Дети осваивают математический диктант.
«Геометрическая мозаика»
Младшая группа: в этом возрасте дети по образцу (упрощенному или легкому), с помощью геометрических форм выкладывают выбранную фигуру. Сначала я им показываю, они повторяют, потом сами. Эта игра учит опознавать, анализировать, ориентироваться среди геометрических форм, стимулирует познавательную активность.
Старшая группа: не смотря на то, что эта игра фабричная, мы с детьми нашли способ ее усложнить. Ребенок выкладывает понравившуюся фигуру, обводит ее на бумаге по контуру, и затем, пробует уже ее собрать, опираясь на контурный рисунок, т.е. нужные фигуры подбирает сам. В этой игре идет предпосылки инженерных и конструктивных навыков и мышлений.
По данным мониторинга наблюдается положительная динамика сенсорного развития детей. Следовательно, можно сделать вывод, что системное использование в моей работе с детьми дидактических игр способствует формированию предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через сенсорное развитие.
Дальнейшее развитие в перспективе: дольше организовывать РППС в группе, задействовать в работе по организации РППС воспитанников и родителей; распространять свой опыт в СМИ.