Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста в саду и дома | Погосян Елена Араратовна. Работа №350005
Аннотация. В статье рассматриваются методы и условия формирования предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста как в детском саду, так и в домашних условиях. Описаны ключевые направления, такие как развитие представлений о числе, форме, величине, пространственных и временных отношениях. Подчеркивается роль совместной работы педагогов и родителей, а также предложены практические рекомендации по организации образовательного процесса. Показано, что раннее развитие математических навыков способствует успешному обучению в школе и формированию положительного отношения к математике.
Ключевые слова: математическая грамотность, дошкольное образование, развитие ребенка, обучение математике, сотрудничество с родителями.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В САДУ И ДОМА
Погосян Елена Араратовна, воспитатель
МБДОУ детский сад № 28 «Радуга» муниципального образования
город-курорт Анапа
Аннотация. В статье рассматриваются методы и условия формирования предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста как в детском саду, так и в домашних условиях. Описаны ключевые направления, такие как развитие представлений о числе, форме, величине, пространственных и временных отношениях. Подчеркивается роль совместной работы педагогов и родителей, а также предложены практические рекомендации по организации образовательного процесса. Показано, что раннее развитие математических навыков способствует успешному обучению в школе и формированию положительного отношения к математике.
Ключевые слова: математическая грамотность, дошкольное образование, развитие ребенка, обучение математике, сотрудничество с родителями.
Математическая грамотность — это основа для дальнейшего успешного обучения ребенка, формирования логического мышления и способности к решению задач. Под математической грамотностью в дошкольном возрасте понимаются элементарные навыки и знания, такие как представления о числах, величинах, геометрических формах, а также пространственных и временных отношениях. В условиях детского сада и дома важно создавать условия для постепенного и последовательного формирования этих предпосылок.
Детский сад играет важную роль в становлении математической грамотности у детей, так как именно здесь начинается систематическое обучение, основанное на методах, соответствующих возрастным и психологическим особенностям детей. В процессе планирования занятий педагоги стремятся использовать игровые формы и разнообразные методы для привлечения интереса детей к математике. Основные направления в образовательном процессе:
1. Формирование числовых представлений. Включение игр и заданий на счет, сравнение количеств, понимание порядка и последовательности чисел.
2. Изучение геометрических форм и размеров. На занятиях дети знакомятся с основными формами (круг, квадрат, треугольник) и учатся различать их по визуальным и тактильным признакам.
3. Развитие представлений о пространстве и времени. Педагоги помогают детям понять понятия "вперед", "назад", "вверх", "вниз", а также вводят представления о днях недели, времени суток.
Педагоги также используют различные дидактические материалы и пособия, адаптированные для детей дошкольного возраста, что способствует комплексному восприятию материала и укреплению навыков.
Семейное воспитание также играет ключевую роль в формировании математических навыков. Родители могут поддерживать и развивать интерес ребенка к математике через повседневные игры, задачи, обсуждения. Несколько эффективных способов, которые родители могут использовать дома:
1. Совместные игры на развитие счета и счета объектов. Игры, связанные с подсчетом игрушек, предметов домашнего обихода, помогают ребенку запомнить числа и развить навыки счета.
2. Изучение формы и размера в быту. Родители могут объяснять различия между предметами разной формы и размера, показывая, как различать и называть их.
3. Пространственные задачи. Через простые ориентированные на пространство задачи, например, такие как нахождение игрушки в определенном месте, можно помочь детям развивать представления о расположении в пространстве.
4. Тренировка временных понятий. Родители могут объяснять последовательность событий в течение дня, помогая ребенку понимать понятия времени и его структуру.
Важно, чтобы родители поддерживали интерес к математике через похвалу и положительное подкрепление. Даже небольшие успехи требуют поощрения, что способствует формированию положительного отношения к математике.
Для обеспечения успешного формирования математической грамотности у детей важно наладить взаимодействие между воспитателями и родителями. Рекомендуется, чтобы педагоги регулярно проводили консультации и беседы с родителями, объясняя значимость домашнего обучения и давая рекомендации по занятиям математикой дома. Возможные формы сотрудничества включают:
- Консультации и семинары. Регулярные встречи с родителями помогут им лучше понять методы развития математических навыков и получить практические советы.
- Мастер-классы и открытые занятия. Педагоги могут организовывать открытые уроки, на которых родители смогут увидеть примеры дидактических игр и заданий.
- Домашние задания и упражнения. Педагоги могут предложить родителям задания, которые они могут выполнять с детьми дома для закрепления знаний.
Практические рекомендации для формирования математической грамотности:
1. Регулярность занятий. Важно, чтобы занятия по математике проходили регулярно, так как именно систематическое повторение способствует запоминанию.
2. Индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет свои особенности, и педагоги должны учитывать это, подбирая игры и задания.
3. Использование доступных материалов. Игрушки, предметы домашнего обихода, книги и настольные игры можно адаптировать для изучения математики.
4. Позитивная обратная связь. Важно хвалить детей за старания и достижения, чтобы поддерживать их интерес к занятиям.
В заключение можно отметить, что формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста требует совместной работы воспитателей и родителей. В условиях детского сада педагоги создают учебные ситуации, стимулирующие математическое мышление, а родители могут поддерживать и развивать эти навыки дома. Дидактические игры и совместные занятия помогают детям освоить базовые математические представления, подготовиться к школьному обучению и создать положительное отношение к математике.
Список литературы
1. Андреева Е.В. Развитие математической грамотности у дошкольников: пособие для педагогов и родителей. — М.: Академкнига, 2019. — 123 с.
2. Бойко Л.С. Математическое развитие дошкольников в условиях детского сада и семьи // Педагогика детства. — 2020. — № 2. — С. 47–53.
3. Зайцева А.В. Развитие математических навыков у детей дошкольного возраста через игру // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3. — С. 65–72.