Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста | Иванова Анна Вячеславовна. Работа №347345

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье говорится о том, что формирование математической грамотности у дошкольников, очень важный вопрос в современном мире. Дошкольники очень тяжело освают математику в школе, а чтобы их научить, нужно использовать игры математического содержания. В игре дети учатся не только думать и фантазировать, но и  анализировать, сравнивать, моделировать и конструировать. 

Формирование предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста

 

«От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

 

В наш динамично развивающейся век, в век компьютерных технологий математика стала частью для людей всех профессий. Научно доказано, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Исходя из вышесказанного уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности уже с дошкольного возраста.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Многие полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математики по учебникам современных развивающих систем (система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения не очень долго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через 2-3 месяца) и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Перед педагогами детского сада возникает вопрос: Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка к математике?

На начальном этапе обучения главной задачей педагога будет развитие умения у каждого ребенка, мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Особое внимание нужно уделить формированию логической грамотности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо развивать словесно-логическое мышление.

Опыт показал, что познавательный интерес ребенка к математике можно «разбудить», если сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

•Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

•Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Введение нетрадиционных форм работы по формированию элементарных математических представлений в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных в их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Так, например, во время прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями, определить форму листьев, высоту кустов и деревьев. Считалки, которые они используют для подвижных игр, тоже математика.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы:

элементарный анализ

 

(установление причинно-следственных связей)

;

сравнение;

метод моделирования и конструирования;

метод вопросов;

метод повторения;

решение логических задач;

ментальная арифметика;

экспериментирование и опыты

и др

.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В дошкольном учреждении можно использовать математические игры:

словесные;

игры с наглядным материалом;

игры с палочками;

математические квадраты;

игры с кубиками;

шашки, шахматы.

Отдельно стоит упомянуть «Логические блоки Дьенеша». С помощью различных материалов дошкольники будут кодировать и декодировать информацию о различных предметах (то есть знакомиться с языком символов).

Словесные логические игры, используются при разминках, на занятиях, в различных режимных моментах, в индивидуальной работе.

Большой интерес вызывают у детей игры с палочками, когда нужно преобразовать одни фигуры в другие или находить в одной фигуре несколько. Например, убрать 4 палочки, чтобы осталось 4 квадрата.

Игры на классификацию и обобщение, можно использовать в качестве «умственной гимнастики» в разные режимные моменты. В этих играх дети группируют предметы, ищут лишнее, обобщают, называя предмет, фигуры одним словом.

В задачах-загадках математического содержания анализируется предмет с количественной пространственной, временной точки зрения, подмечаются простейшие математические отношения. Для решения этих задач надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора.

Головоломка «Танграм», учит детей анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

В основе технологии «Ментальной арифметики» лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счету и смена типа нагрузок с логических на творческие. Стоит отметить, что быстрый счет «в уме» является в ментальной арифметике не самоцелью, а лишь инструментом, который позволяет ребенку задействовать свой интеллект с большей эффективностью, чем в других методах подсчета.

ЛЕГО - конструирование формирует в детях активное стремление к созидательной деятельности, воображение, желание изобретать, развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление и тренирует память. Все вышеуказанное составляет основу интеллектуального развития ребенка и выступает показателем готовности к школе.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Систематическое использование игровых ситуаций математического содержания, направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Использование игр и игровых приемов, аналогичного типа построенном на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития.

Таким образом, широкое применение нетрадиционных форм работы и разнообразного занимательного материала позволяют развивать математические способности у воспитанников в течение всего дня и делают занятия математикой увлекательными и любимыми. А введение инновационных технологий помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанныхс их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×