Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование представлений о форме предметов у детей младшего дошкольного возраста | Вергун Алёна Ивановна. Работа №351872. Номер работы: №351872

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Изучение формы предметов у детей в младшем дошкольном возрасте представляет собой актуальную задачу, поскольку в этом возрасте дети начинают знакомиться с математическими концепциями. Одним из ключевых аспектов работы дошкольных учреждений является формирование базовых математических понятий у детей. Согласно современным исследованиям в области психологии и педагогики, усвоение математических знаний в дошкольном возрасте оказывает значительное воздействие на психическое развитие и готовит детей к успешному обучению в школе.

 

Формирование представлений о форме предметов у детей младшего дошкольного возраста

Изучение формы предметов у детей в младшем дошкольном возрасте представляет собой актуальную задачу, поскольку в этом возрасте дети начинают знакомиться с математическими концепциями. Одним из ключевых аспектов работы дошкольных учреждений является формирование базовых математических понятий у детей. Согласно современным исследованиям в области психологии и педагогики, усвоение математических знаний в дошкольном возрасте оказывает значительное воздействие на психическое развитие и готовит детей к успешному обучению в школе.

Исследование направлено на изучение научных взглядов на формирование представлений о внешнем облике вещей у детей, основываясь на анализе специализированной литературы. Древние философы стремились понять сущность "формы". Аристотель трактовал "форму" как ключевую характеристику каждого объекта, определяющую его природу, включая его физические черты и очертания. Согласно его взгляду, "форма" определяет сущность объекта и делает его тем, чем он является. Процесс формирования представлений о форме происходит путем ментального воссоздания образов предметов и явлений на основе их восприятия.

В детей в раннем и дошкольном возрасте формируются представления о форме, которые меняются в процессе изучения обобщенных идей о геометрических фигурах. По мнению А. Запорожца и Л. Венгера, геометрические фигуры рассматриваются как культурные образцы, которые используются для анализа окружающего мира и определения формы предметов и их частей. Исследователи Л. Венгер, А. Запорожец, А. Рузская и Н. Сакулина, работая в рамках деятельностного подхода, изучали процесс развития восприятия у детей дошкольного возраста.

Исследование свойств объектов, их взаимоотношений и создание внутреннего образа или представления осуществляются за счет перцептивных действий, которые согласно утверждениям являются основой восприятия. Геометрические фигуры, в качестве сенсорных эталонов, играют важную роль в ориентации при решении перцептивных задач. Согласно анализу научных взглядов на роль перцептивных действий в процессе восприятия, С. Ткаченко пришел к выводу, что эти действия способствуют развитию восприятия. Они помогают создавать адекватное восприятие окружающего мира, выделяя и преобразуя сенсорную информацию. Восприятие ребенка развивается и улучшается по мере освоения новых перцептивных действий и их систем, что позволяет решать все более сложные перцептивные задачи.

В процессе формирования перцептивных навыков у детей младшего дошкольного возраста первоначальное использование сенсорных образцов активно. Эти образцы играют ключевую роль в развитии восприятия. На более поздних этапах возможно включить восприятие предметов различных геометрических форм, таких как прямоугольники и квадраты. Дети начинают воспринимать основные характеристики этих предметов, такие как углы и устойчивость, как объекты, не катящиеся, а также сравнивать их с кубами и обращать внимание на их сходства по мере накопления опыта.

Важно понимать, что развитие представлений о форме у детей следует другим закономерностям, не всегда соответствующим логической последовательности работы. Основой для любой практической деятельности является восприятие формы предмета. С детства дети начинают учиться различать и понимать формы в процессе игровых занятий, что способствует расширению их визуального восприятия. Играя, дошкольники усваивают понятия геометрических фигур, их характеристики и взаимосвязи, что помогает им лучше воспринимать форму окружающих объектов.

Обучение детей умению сравнивать геометрические фигуры с формами предметов является важной задачей. Этот навык помогает детям лучше воспринимать окружающие объекты и использовать их в различных видах творческой деятельности, таких как рисование, лепка и аппликация. Способность различать геометрические фигуры в предметах позволяет детям анализировать объекты, выделять основные формы и детали, что способствует развитию их мыслительных способностей и креативности. Этот процесс ведет к улучшению производственной деятельности и повышению качества жизни.

В процессе оценки формы объектов с учетом геометрических критериев учащиеся преодолевают два этапа. На первой ступени обучения детям необходимо научиться описывать форму предметов устно, основываясь на их сравнении с геометрическими фигурами. Этот подход помогает различать модели геометрических фигур от реальных объектов и присваивать им статус образца. В процессе занятий и игр используются простые предметы с четкой базовой формой, лишенные лишних элементов, такие как блюдца, обручи, круглые тарелки, носовые платки, листы бумаги и квадратные коробки. В дальнейшем для обучения можно также применять изображения объектов с определенной формой.

На первой ступени обучения дети занимаются различением форм предметов, таких как куб, цилиндр, пирамида или конус. Педагогические методы ориентированы на то, чтобы дети могли узнавать не только общую форму объекта, но и его отдельные элементы, такие как крыша, колеса, руки или ножки. Разнообразные игры и упражнения способствуют развитию умения детей анализировать предметы на составные части и воссоздавать их из отдельных элементов. Рекомендуется проводить такие занятия вне школьной аудитории, используя для этого разрезанные изображения, строительные блоки и пазлы. Обучение распознаванию геометрических фигур и формированию предметов по их частям может осуществляться как в малых группах, так и индивидуально.

Важным свойством окружающих объектов является форма, которая обобщена в геометрических фигурах, а дети обучаются трансформировать различные формы для создания плоских геометрических фигур. Например, возможно объединять два треугольника в квадраты или несколько треугольников в прямоугольники. Новые формы, такие как треугольники, прямоугольники или маленькие квадраты, могут быть собраны из двух или трех квадратов.

Важно знать, что форма объектов определяется геометрическими фигурами. Для детей важно развивать сенсорное восприятие геометрических фигур и базовых математических понятий. Эти направления различны, так как понимание геометрических фигур через сенсорный опыт отличается от формирования математических представлений. Однако без чувственного понимания формы невозможно логическое осознание.

Анализируя научные статьи о том, как дети воспринимают форму предметов, можно заключить, что каждый ученый имеет свой собственный подход к исследованию этой темы с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники и литература

1. Андреева, И. В. Развитие восприятия сенсорных эталонов: цвета, формы, величины у детей раннего возраста (2-3 года). Лучшая педагогическая разработка 2021 : Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 22 декабря 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. С. 117-130. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47462393

2. Арапова-Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 178 с.

3. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2017. 240 с.

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2015. 400 с.

5. Венгер Л.А. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста / под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 2014. 127 с.

6. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. М.: ИПЦ «Маска», 2013. 58 с.

7. Калинина И.Г., Тимохина Т.В., Толкова Н.М. Специфика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивных групп // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 351-360.

8. Павлова, С. А. Формирование у детей представлений о форме предметов. Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития : Сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции, Уфа, 26 декабря 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023. С. 168-171. Научная электронная библиотека Elibrary [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59988737

9. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие»/ Ю.М Хохрякова: Изд-во «ТЦ Сфера», 2014. 128 с.

10. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: диагностика, игры, упражнения / Г.А. Широкова. Ростов на Дону.: Феникс, 2006. 251 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×