Формирование представлений о геометрических фигурах и объеме у детей старшего дошкольного возраста | Гаман Ксения Владимировна. Работа №348837
Аннотация. Статья посвящена методикам формирования у старших дошкольников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, представлений о геометрических фигурах и объеме. Описаны подходы, направленные на развитие пространственного мышления и понимания форм и объемов через игровые и сенсорные упражнения. Особое внимание уделено методам, адаптированным для детей с ОВЗ, которые помогают им лучше ориентироваться в свойствах предметов и взаимодействии с окружающей средой. Подчеркивается важность индивидуального подхода и постепенного увеличения сложности упражнений для успешного освоения понятий.
Ключевые слова: геометрические фигуры, объем, дети с ОВЗ, пространственное мышление, дошкольное образование.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ОБЪЕМЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Гаман Ксения Владимировна, учитель-дефектолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3", пгт. Ревда
Аннотация. Статья посвящена методикам формирования у старших дошкольников, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, представлений о геометрических фигурах и объеме. Описаны подходы, направленные на развитие пространственного мышления и понимания форм и объемов через игровые и сенсорные упражнения. Особое внимание уделено методам, адаптированным для детей с ОВЗ, которые помогают им лучше ориентироваться в свойствах предметов и взаимодействии с окружающей средой. Подчеркивается важность индивидуального подхода и постепенного увеличения сложности упражнений для успешного освоения понятий.
Ключевые слова: геометрические фигуры, объем, дети с ОВЗ, пространственное мышление, дошкольное образование.
Формирование представлений о геометрических фигурах и объеме у детей старшего дошкольного возраста является важным этапом в их когнитивном развитии, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Знакомство с основными понятиями в области геометрии и пространства помогает детям не только понимать окружающий мир, но и развивать пространственное мышление, необходимое для успешного освоения математических навыков в будущем. Понимание форм и объемов также способствует общей познавательной активности, помогает ребенку легче воспринимать и структурировать информацию.
Для детей с ОВЗ данный процесс требует индивидуального подхода и создания специальных условий, поскольку нарушения в развитии могут затруднять восприятие и обработку информации. Например, дети с нарушениями зрения, слуха или когнитивными особенностями могут испытывать трудности в восприятии различий между плоскими и объемными фигурами, а также в понимании взаимосвязи между объектами в пространстве. Поэтому коррекционно-развивающая работа дефектолога направлена на использование многоканальных сенсорных стимулов, помогающих ребенку закрепить полученные знания и развить координацию, восприятие и мышление.
Одним из важных аспектов является начальное знакомство детей с плоскими и объемными геометрическими фигурами. Этот процесс начинается с того, что ребенок учится различать такие формы, как круг, квадрат, треугольник, и основные объемные фигуры — куб, шар, пирамиду. Важно, чтобы дети не только видели формы, но и могли тактильно исследовать их, определяя различия через осязание. Например, использование различных предметов, соответствующих определенным формам, способствует лучшему восприятию. Так, детям предлагается сравнить, как круглый предмет, например, мяч, отличается от кубика, тем самым формируя понимание объемных характеристик.
Для дошкольников с ОВЗ значимыми становятся тактильные упражнения, которые помогают им через непосредственное взаимодействие с предметами изучить свойства форм. Такие игры помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и осваивать различия между объемными фигурами. Например, задания с геометрическими конструкторами, где дети собирают фигуры из отдельных элементов, помогают им лучше осознавать, как формы сочетаются друг с другом. Подобные упражнения стимулируют развитие логического мышления, необходимого для последующего освоения математических операций.
Коррекционные занятия также включают использование сенсорных игр, которые позволяют детям с ОВЗ развивать зрительно-моторную координацию и навыки пространственного восприятия. Работа с песком, глиной и другими пластичными материалами способствует развитию представлений о геометрии, позволяя детям исследовать объемные свойства объектов. Например, дети могут лепить из глины или пластилина фигуры различных форм, что дает им возможность лучше понять, как выглядят объемные фигуры и чем они отличаются от плоских. Это особенно полезно для детей с трудностями в восприятии глубины и объема, так как в таких занятиях они непосредственно взаимодействуют с материалами.
Дефектолог также может использовать игры с предметами, различными по форме и размеру, для развития у детей понимания симметрии, пропорций и основ пространственных отношений. Например, игры, где дети группируют предметы по форме и величине, помогают лучше понять различия между геометрическими фигурами и освоить навыки их сравнения. Дети учатся сравнивать не только по внешним признакам, но и по характеристикам, связанным с объемом, таким как вес, высота и ширина, что подготавливает их к более сложным задачам, связанным с восприятием и анализом объектов в пространстве.
Еще одним эффективным методом являются игры на сравнение и поиск аналогий между предметами. Задания, где ребенку предлагают найти предметы схожей формы или объемов в окружающей среде, способствуют формированию устойчивых представлений о свойствах геометрических фигур и их роли в структуре объектов. Например, предлагая ребенку найти в комнате предметы круглой формы или похожие на куб, дефектолог помогает ему научиться выделять признаки, характеризующие форму и объем. В таких играх дети учатся сопоставлять предметы и делают выводы о том, как их свойства взаимосвязаны, что способствует более осознанному освоению понятия объемности.
Занятия по формированию представлений о геометрических фигурах и объеме у детей с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте также могут включать такие практические упражнения, как рисование и конструирование, которые способствуют развитию творческого мышления и зрительно-пространственного восприятия. В процессе рисования дети учатся воспроизводить основные формы и соотносить их размеры, что является важной предпосылкой для дальнейшего обучения математике и другим точным наукам. Конструирование позволяет детям экспериментировать с различными формами, осознавать их характеристики и понимать, как отдельные элементы соединяются в целое.
Таким образом, развитие представлений о геометрических фигурах и объеме у детей с ОВЗ требует комплексного подхода, который предполагает использование разнообразных методик и адаптацию образовательного процесса под индивидуальные особенности ребенка. Дефектолог играет ключевую роль в создании среды, где ребенок может осваивать такие важные понятия через различные виды деятельности, что помогает ему подготовиться к дальнейшему обучению и развивает его познавательные способности.
Список литературы
1. Волкова Т. И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника / Т. И. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 279-281.
2. Стравняк О. Н. Математика в ДОУ / О. Н. Стравняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 95-97.