Формирование представлений о профессиях родителей у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ | Пархоменкова Оксана Николаевна. Работа №365090
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования первичных представлений о профессиях родителей у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описывается психолого-педагогическая основа этого процесса, обосновывается значимость включения темы профессиональной деятельности родителей в образовательную среду ДОУ. Акцентируется внимание на возрастных особенностях восприятия и усвоения информации детьми 4–5 лет, на роли семьи и педагога в развитии социальной компетентности и расширении кругозора дошкольников. Приводятся выводы о необходимости систематической, целенаправленной работы по формированию у детей начальных знаний о мире профессий как элементе формирования личностной идентичности и социального опыта.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессии, родители, социализация, средний дошкольный возраст, педагогическая деятельность, представления о труде.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ РОДИТЕЛЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Пархоменкова Оксана Николаевна, воспитатель
ГБДОУ «Детский сад № 33» г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования первичных представлений о профессиях родителей у детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описывается психолого-педагогическая основа этого процесса, обосновывается значимость включения темы профессиональной деятельности родителей в образовательную среду ДОУ. Акцентируется внимание на возрастных особенностях восприятия и усвоения информации детьми 4–5 лет, на роли семьи и педагога в развитии социальной компетентности и расширении кругозора дошкольников. Приводятся выводы о необходимости систематической, целенаправленной работы по формированию у детей начальных знаний о мире профессий как элементе формирования личностной идентичности и социального опыта.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессии, родители, социализация, средний дошкольный возраст, педагогическая деятельность, представления о труде.
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире профессий — важное направление в развитии их социального восприятия, мировоззрения и коммуникативных навыков. Особенно актуальным это становится в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок активно осваивает окружающий мир, стремится понять связи между явлениями и интересуется деятельностью взрослых. В этих условиях важно заложить основы понимания профессионального труда как социально значимой деятельности, показать ребёнку ценность труда родителей и других членов общества.
Средний дошкольный возраст — период интенсивного познавательного развития. Дети начинают задавать многочисленные вопросы, в том числе о работе взрослых, демонстрируют стремление подражать, в сюжетно-ролевых играх часто проигрывают действия, которые воспринимают как «взрослые». В этот момент особенно важно наполнить образовательное пространство ДОУ соответствующими смысловыми содержателями. Формирование представлений о профессиях родителей становится не только средством знакомства с миром труда, но и важным элементом социализации. Через осознание деятельности родных дети начинают воспринимать социальные роли, правила взаимодействия, значимость вклада каждого человека в жизнь общества.
Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, развитие ребёнка осуществляется в процессе активного усвоения общественного опыта. В этом контексте представления о профессиях выступают не просто как знания о том, «кем работает папа» или «что делает мама», но как важная часть овладения социальным опытом. Профессии — это социальные роли, через которые ребёнок начинает осознавать свою принадлежность к социуму, воспринимать структуру общества. Также здесь уместно вспомнить идеи Д. Б. Эльконина, который подчеркивал значимость ролевой игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, именно через которую ребёнок осваивает смысл и содержание труда.
В условиях ДОУ формирование представлений о профессиях родителей возможно благодаря специально организованной образовательной среде, включающей предметно-развивающее пространство, педагогическое сопровождение, а также активное участие семьи. Важно, чтобы воспитатель выступал не только как передатчик информации, но как медиатор между опытом ребёнка и общественным знанием, создавая ситуации, способствующие открытию детьми новых смыслов. Образовательная среда должна быть насыщенной, отражающей разнообразие трудовой деятельности. Это может быть реализовано через тематические игры, дидактические материалы, продуктивную деятельность, мини-экскурсии, встречи с родителями, рассказы воспитателя.
Особое место в этом процессе занимает взаимодействие с родителями воспитанников. Вовлечение семьи в образовательную деятельность позволяет не только укрепить связи между ДОУ и семьёй, но и наделить процесс формирования представлений о профессиях личностным смыслом. Когда ребёнок видит, что труд его родителей вызывает уважение, воспринимается значимым другими взрослыми, он начинает ощущать гордость и принадлежность к этому миру.
Кроме того, рассказ родителя о своей профессии, показ рабочих инструментов, совместное создание поделки или инсценировка ситуации на основе реальных рабочих задач помогают ребёнку более глубоко и живо воспринимать информацию.
Важно учитывать, что в среднем дошкольном возрасте восприятие у детей носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому необходимо опираться на визуализацию, действия, эмоции. Одной из эффективных форм работы становится организация сюжетно-ролевых игр на тему профессий, в которых ребёнок может проигрывать ситуации из жизни, использовать предметы-заместители, примерять на себя различные социальные роли. Таким образом, игра становится не только формой развлечения, но и способом осмысления трудовой деятельности взрослых.
Помимо этого, в системе работы ДОУ могут быть задействованы элементы проектной деятельности. Например, реализация мини-проекта «Профессии моих родителей» позволяет детям вместе с воспитателем и родителями собирать информацию, оформлять её в виде стендов, коллажей, презентаций, которые становятся частью образовательного пространства. Такая деятельность способствует формированию у детей навыков сотрудничества, коммуникации, умения задавать вопросы и выражать собственное мнение.
Педагогическая поддержка в процессе формирования представлений о профессиях должна быть систематической и направленной. Это означает, что необходимо учитывать как возрастные особенности детей, так и индивидуальный опыт каждого воспитанника. Одни дети могут уже обладать обширными знаниями о деятельности родителей, другие — нуждаются в расширении кругозора. Поэтому воспитатель должен не просто передавать информацию, а сопровождать ребёнка в его познании, задавать вопросы, побуждать к размышлению, использовать разнообразные формы деятельности, соответствующие уровню развития группы.
Следует подчеркнуть, что тема профессиональной деятельности родителей вносит вклад не только в познавательное развитие, но и в эмоционально-личностную сферу ребёнка. Через формирование представлений о профессиях у ребёнка складывается чувство уважения к труду, формируется первичная трудовая мотивация, развивается самоуважение, поскольку ребёнок осознаёт, что его семья — часть большого мира взрослых, где каждый труд важен.
В заключение отметим, что формирование представлений о профессиях родителей у детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ представляет собой важную задачу, направленную на развитие социальной компетентности, познавательной активности и эмоциональной сферы ребёнка. Этот процесс должен быть системным, включающим различные формы взаимодействия с детьми и родителями, опирающимся на принципы возрастной психологии и дидактики дошкольного образования. Вовлечение ребёнка в тему профессионального труда через игровую, познавательную и проектную деятельность позволяет создать прочную основу для осознания социальных ролей, способствует укреплению связи между семьёй и образовательным учреждением, а также обеспечивает более полное и гармоничное развитие личности дошкольника.
Список литературы
Артемова, С.П. Ознакомление старших дошкольников с трудом и профессиям взрослых
.
Ранняя профориентация дошкольников / С.П. Артемова //Дошкольное учебное заведение, 2019. - №5. – 24-28 с.
Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов – М.: Изд-во "Николаев", 2014. – 52 с.
Левкина И. Развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы ребенка в игре. // Учитель. - 2015. - № 5. - С.37-42.
Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 256 с.