Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста с помощью дидактической игры | Мой кабинет. Работа №351193. Номер работы: №351193
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
тема: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста с помощью дидактической игры»
Воспитатель I младшей группы «Кустукчаан»
Алексеева Е.Т
Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта .
Формирование сенсорных эталонов:
• цвет
• форма
• величина
Развитие познавательных процессов:
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
1. Образовательные:
• развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
• развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
2. Воспитательные:
• воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
• формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
3. Развивающие:
• развивать познавательные процессы;
• развивать мелкую моторику.
Актуальность. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Цель
Систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи:
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей Iмл. Группы.
Сроки проекта: январь – май 2017 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители группы.
Необходимые материалы:
Дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
• повышение уровня профессиональной компетентности;
• определение объема материала, который будет адресован детям.
• планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
1. Изучение литературы;
2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
3. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
4. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
5. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
II этап: творческий (основной)
• Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
• Оформление стендов для родителей по теме проекта;
1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?»
3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
6. Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
• Подведение итогов
реализация:
1. Диагностика детей;
2. Проведение заключительного занятия;
3. Самооценка, выводы.
Литература
• Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
• Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду» ;
• Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
• Немов Р. С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
• Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985;
• Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;