ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ | Охлопкова Туйаара Михайловна. Работа №313686
В статье рассматривается формирование приемов активизации мыслительной деятельности у младших школьников на уроках математики. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
Как показывает анализ состояния качества математического образования в начальной школе, до сих пор в обучении младших школьников математике присутствуют формализм математических знаний. Такое положение объясняется недостаточным вниманием проблеме математического мышления младших школьников. Недостаточное внимание в начальной школе вопросам развития математического мышления приводит к таким последствиям, как формальное овладение математическими знаниями, низкий уровень готовности к логическим операциям и умозаключениям. В связи с этим, уже в начальных классах должны быть созданы максимально благоприятные условия для формирования у учащихся математического мышления.
УДК 371.322.3
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Научные руководители: Бугаева А.П.
к.п.н., доцент кафедры НО
Неустроева Е.Н.
к.п.н., доцент кафедры НО
Охлопкова Т.М
Студент
4 курс, Педагогический институт
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Аннотация: В статье рассматривается формирование приемов активизации мыслительной деятельности у младших школьников на уроках математики. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
Как показывает анализ состояния качества математического образования в начальной школе, до сих пор в обучении младших школьников математике присутствуют формализм математических знаний. Такое положение объясняется недостаточным вниманием проблеме математического мышления младших школьников. Недостаточное внимание в начальной школе вопросам развития математического мышления приводит к таким последствиям, как формальное овладение математическими знаниями, низкий уровень готовности к логическим операциям и умозаключениям. В связи с этим, уже в начальных классах должны быть созданы максимально благоприятные условия для формирования у учащихся математического мышления.
До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.
Задания математического характера активизируют мыслительные способности школьников и требуют от них творческой деятельности, в которой ученик должен сам найти способ решения проблемы, применить знания в новых условиях, сделать что-то принципиально новое. Стимулом для мыслительной деятельности является желание ребенка найти решение задачи, так как этим ребенок активизирует свои мыслительные процессы. Чтобы у младшего школьника развивалось мышление, необходимо, чтобы ему было интересно и любопытно, а также были удовлетворены его потребности в записях.
Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать материал, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.
Ключевые слова: мыслительные способности, логическое мышление, математические задачи, познавательная активность, развитие, учебная деятельность, формирование математического мышления, активизация познавательной деятельности.
FORMATION OF METHODS FOR ACTIVATING MENTAL ACTIVITY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MATHEMATICS LESSONS
Scientific leaders: Bugaeva A.P.
Ph.D., associate professor
Neustroeva E.N.
Ph.D., associate professor
Okhlopkova T.M
Student
4th year, Pedagogical Institute
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education
"North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov"
Russian Federation, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk
Annotation: The article deals with the formation of methods for activating mental activity in younger schoolchildren in mathematics lessons. And the main place is given to the initial link, since it is at the primary school age that the development of the needs, abilities, inclinations, interests of students originates.
As the analysis of the state of the quality of mathematical education in primary school shows, there is still a formalism of mathematical knowledge in teaching mathematics to younger schoolchildren. This situation is explained by insufficient attention to the problem of mathematical thinking of younger schoolchildren. Insufficient attention in primary school to the development of mathematical thinking leads to such consequences as formal mastery of mathematical knowledge, a low level of readiness for logical operations and conclusions. In this regard, already in the elementary grades, the most favorable conditions should be created for the formation of mathematical thinking among students.
Before entering school, the leading activity of the child was a game. With the beginning of systematic education at school, educational activity comes to replace it. But still the game does not lose its relevance, it becomes not only a means, but also one of the forms of teaching younger schoolchildren, contributes to the formation of educational activities, activates the cognitive activity of primary school students.
Tasks of a mathematical nature activate the thinking abilities of schoolchildren and require them to be creative, in which the student himself must find a way to solve the problem, apply knowledge in new conditions, do something fundamentally new. The incentive for mental activity is the child's desire to find a solution to the problem, as this activates the child's thought processes. In order for a younger student to develop thinking, it is necessary for him to be interested and curious, and also his needs for records were met.
Today, the question of the development of students' mental activity in the theory and practice of teaching is particularly relevant, since recent studies have revealed that schoolchildren have significantly more opportunities than previously assumed to assimilate material, both in a familiar and non-standard situation.
Keywords: thinking abilities, logical thinking, mathematical problems, cognitive activity, development, educational activity, formation of mathematical thinking, activation of cognitive activity.
У каждого нового поколения появляются свои требования к обучению. Но, формирование мыслительной деятельности остается одной из важных задач начального образования. В начале учебного года ребенок достигает достаточно высокого уровня психологического развития. Такие навыки, как умение логически мыслить и выполнять умозаключения без подсказки, становятся главным помощником в успешном освоении новых знаний [1].
Большое значение в формировании мыслительной деятельности младших школьников имеет математика. В современном мире, математической науке ставится задача, связанная не только с обучением младших школьников математическим знаниям, умениям и навыкам, а также развитием познавательных способностей, используя необычные наглядные материалы.
Из-за того, что в настоящее время существуют различные образовательные программы, направленные на развитие логического мышления младших школьников, в том числе и математических, однако они не всегда в полной мере используются учителями на практике. В школе часто используют упражнения тренировочного типа, которые основаны на подражании и не требуют мышления у ученика. Это приводит к тому что в таких условиях не развиваются важные качества мышления как глубина, гибкость, критичность. Для того, чтобы повысить качество работы учителя на уроке, стоит перейти к игровым заданиям на уроках математики [3].
Особенности обучения математике заключаются в том, что здесь проблемность возникает абсолютно естественно, не требуя никаких специальных упражнений и искусственно подобранных ситуаций. Все задачи и примеры, представленные в учебных пособиях математики и дидактических материалах – это своего рода проблемы, над решением которых школьник должен задуматься, если не превращать решение в чисто тренировочную работу [2].
Совершенствованию учебной деятельности способствует четкое определение ее структурных компонентов. По своей структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. Она включает в себя 3 звена:
Мотивационно-ориентировочное;
Центрально-рабочее;
Контрольно-оценочное.
Соответственно в учебной деятельности выделяют следующие основные компоненты:
мотивы и учебные задачи;
учебные действия;
действия контроля и оценки.
Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок. Игра - составная часть деятельности. Следовательно, можно говорить о многообразии игр [4].
В школьной практике наибольшее распространение получили дидактические игры. Это произошло потому, что главная задача школы - обучение детей и их развитие, а дидактические игры в большей степени способствуют этому. Чтобы овладеть какими-то деятельностями, независимо от того, в каком виде они транслируются, нужно уже владеть другими деятельностями, которые выступают в качестве предпосылок учения.
В связи с этим нами опытно-экспериментальным путем были выделены следующие условия повышения эффективности использования игры на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников:
1. Учет возрастных особенностей.
2. Использование материала различной степени трудности.
3. Использование физминуток.
4. Построение нетрадиционных уроков.
5. Использование сюжетных игр.
6. Использование простой и емкой наглядности.
7. Применение игр-соревнований.
8. Использование нестандартных занятий.
9. Применение задач в стихах.
Соблюдение данных условий позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых моментов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность [5].
Перед учителем встает задача - использовать имеющиеся стремления ребенка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы. Ученик проявляет себя как личность в процессе усвоения материала. Важно понять какую важность для ученика имеет учебный материал и его познавательная деятельность.
Основной особенностью младших школьников является слабость произвольного внимания, поэтому требуется близкая мотивация. Ребенок может долго сосредотачиваться на неинтересной или трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Оно становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.
Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение наглядных пособий. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится сделать свой урок занимательным и интересным. Этому в полной мере способствует применение игры, ее отдельных элементов на уроке. Но не следует перегружать урок занимательным материалом.
Мы видим, что младшие школьники обладают рядом психологических особенностей. Систематическое решение младшими школьниками учебных задач посредством учебных действий способствует развитию у них мыслительного анализа, рефлексии и планирования как основных компонентов творческого мышления.
Поэтому учебный предмет должен не только включать в себя систему понятий, подлежащих усвоению, но и содержать указания на те характеристики деятельности школьников, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих понятий. В учебные программы со временем должны войти усложняющиеся (от возраста к возрасту, от класса к классу) системы учебных задач, виды учебных действий, действий самоконтроля и оценки [6].
Нельзя заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей путем принуждения. Принуждение может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения. Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на уроках может прослужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства возбуждения интереса детей к тем математическим, логическим заданиям, которые он предлагает в ходе урока. Учитель должен не только дать детям числовую грамотность, но и в первую очередь создать условия для развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников, от класса к классу усиливая акцент на развитие их мышления.
Познавательные процессы служат базой для развития очень важного для жизни, для становления самостоятельно мыслящей личности, - процесса мышления, который является высшей ступенью человеческого познания.
Говоря об активизации мышления учеников, нельзя забывать, что при решении математических задач учащиеся не только выполняют построения, преобразования и запоминают формулировки, но и обучаются четкому логическому мышлению, умению рассуждать, сопоставлять и противопоставлять факты, находить в них общее и различное, делать правильные умозаключения.
Таким образом, занимательн6ость на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.
Список литературы
Авалесова
В.И. Дидактические игры. - М.,
Учпедгиз
, 1969. - 132 с.
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность школьников [Текст]/Л.Н. Азарова.// Журнал практического психолога.- 2000.- №4.- с.25.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1987.
Арутюнян Ж.В. Взаимодействие учебной и игровой деятельности в обучении младших школьников. - М., 1968. - 15 с.
Архипенко К.Д. Игра в учебной деятельности младших школьников. // Начальная школа, 1989. - номер 4 - с.32-36.
Бантова
М.А., Бельтюкова Г.В. Проблемное обучени
е[
Текст]/М.А.
Бантова
. - М.: Просвещение, 2008. .
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитани
е[
Текст]/
Р.Бернс
/ [Пер. с англ.] - М.: Прогресс, 2004.- 462с. .
Блехер
Ф.И. Дидактические игры и игровые упражнения. - М., Просвещение, 1964. - 184 с.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]/Д.Б. Богоявленская - Ростов н/Д., 2001. .
Болотина Л.Р. Педагогик
а[
Текст]/Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М.: Академия, 2006. .
Борейко Л.Н. Самостоятельные познавательные исследования на уроках математики. - М., 1994.
Брушлинский
А.В. Мышление школьников [Текст]/ А.В.
Брушлинский
- М., 2005. .
Виленкин
Н.Я.,
Пышкало
Л.М., Рождественская В.Б. - Математика [Текст] /Н.Я.
Виленкин
. - М., 2006. .
Волкова С.И. Дидактические игры и занимательные упражнения в1классе. - Минск, 1987 - 200 с.
Волкова С.И.,
Столярова
Н.Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики. - М., 1994.
Выготский Л.С. Мышление [Текст]/Л.С. Выготский.- Изд. 2-е. - М., 2007. .
Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре для 9-10 классов/[Текст]/ М.Л. Галицкий. - М., 2005. .
Глушкова Р.М. Игра в учебном процессе. // Начальная школа, 1986 - номер 7 - с.35-39.
Грановская Р.М.,
Кряжанская
Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. [Текст] Р.М. Грановская. - М., 2004. .
Грязева
В.Г. Мышление [Текст]/В.Г.
Грязева
, В.А. Петровский - М., 2005. .
Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Начальная школа. 1991 - номер 6 - с.16-23.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д.Б.
Эльконина
. Л.А.
Венгера
. - М., 1981.
Дружинин В.Н. Деятельность, подражание, творчество [Текст]/В.Н. Дружинин.// Еженедельник «Школьный психолог». - 2001. - №14. - с. 3-9. .
Дункер
К. Психология продуктивного (творческого) мышления [Текст]/К.
Дункер
/Под ред. A.M. Матюшкина. - М., 2004. .
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие школьников [Текст]/
О.Дьяченко
. - М., 2006. .
Есипов Б.П. Педагогика [Текст] /Б.П. Есипов. - М.,2004. .
Зак
А.З. Развитие умственных способностей школьнико
в[
Текст] / А.З.
Зак
. - М., 2004. .
Зятькова
Т.Г. Решение задач в школе [Текст] /Т.Г.
Зятькова
. - М.: Начальная школа, 2006. .
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в старших класса
х[
Текст]: Учебное пособие./ И.Б. Истомина. - М., 2007. .