Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия | Заморока Татьяна Валериевна. Работа №352585. Номер работы: №352585
Аннотация. В статье рассматривается значение сенсорного восприятия в формировании познания природного окружения у детей дошкольного возраста. Анализируются педагогические подходы и методы, направленные на развитие сенсорных способностей детей через взаимодействие с природными объектами. Особое внимание уделяется важности систематического использования природы как ресурса для развития познавательных процессов у дошкольников. Предлагаются практические рекомендации для воспитателей по организации эффективной работы в данном направлении.
Ключевые слова: сенсорное восприятие, дошкольное образование, познание природы, воспитание, природное окружение.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Заморока Татьяна Валериевна, воспитатель
Филиал МБОУ "Малошуйская СОШ" Малошуйский детский сад Архангельская область рп. Малошуйка
Аннотация. В статье рассматривается значение сенсорного восприятия в формировании познания природного окружения у детей дошкольного возраста. Анализируются педагогические подходы и методы, направленные на развитие сенсорных способностей детей через взаимодействие с природными объектами. Особое внимание уделяется важности систематического использования природы как ресурса для развития познавательных процессов у дошкольников. Предлагаются практические рекомендации для воспитателей по организации эффективной работы в данном направлении.
Ключевые слова: сенсорное восприятие, дошкольное образование, познание природы, воспитание, природное окружение.
Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни ребенка, когда закладываются основы мировосприятия и познания окружающего мира. В этот период сенсорное развитие играет ключевую роль в формировании познавательных способностей. Природное окружение является мощным ресурсом для обогащения сенсорного опыта детей, поскольку предоставляет разнообразные стимулы для зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового восприятия. Основная задача педагога — организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок через свои чувства мог исследовать и осознавать мир природы.
Роль сенсорного восприятия в познании природы
Сенсорное восприятие является базовым механизмом, через который ребенок воспринимает информацию о мире. Природное окружение предоставляет огромное разнообразие стимулов для органов чувств:
Зрительное восприятие: наблюдение за формами, цветами, движением растений и животных.
Слуховое восприятие: звуки природы, такие как шелест листьев, пение птиц, шум ветра.
Тактильное восприятие: прикосновение к различным текстурам — коре дерева, песку, воде.
Обонятельное и вкусовое восприятие: запах цветов, свежего воздуха, вкус съедобных ягод и плодов.
Разнообразие сенсорных стимулов способствует активизации познавательной деятельности, развивает внимание, память, мышление и воображение. Исследования показывают, что дети, которые активно взаимодействуют с природой, демонстрируют более высокий уровень познавательной активности и эмоциональной стабильности.
Методы и приемы формирования познания природы через сенсорное восприятие
Для успешной организации процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия необходимо использовать различные формы работы, включающие наблюдение, экспериментирование и игровую деятельность.
1. Наблюдение
Наблюдение — это один из наиболее доступных и эффективных методов формирования познавательного интереса. Для воспитателя важно:
Направлять внимание детей на конкретные природные явления или объекты.
Задавать наводящие вопросы, стимулирующие мыслительную активность: «Почему осенью листья меняют цвет?»
Использовать сезонные изменения природы как основу для тематических наблюдений.
2. Экспериментирование
Организация простых природоведческих экспериментов помогает детям глубже понять окружающий мир. Например:
Выращивание растений из семян.
Изучение свойств воды (лед, пар, жидкость).
Эксперименты с почвой (вода впитывается в песок быстрее, чем в глину).
Практическая деятельность активизирует сенсорные органы и помогает детям на практике понять законы природы.
3. Игровая деятельность
Игровые формы обучения способствуют эмоциональному вовлечению детей в процесс познания:
Подвижные игры на свежем воздухе с природными объектами («Собери листья по цветам»).
Ролевые игры, например, «экологи», «лесные жители».
Игры на развитие тактильных ощущений («Угадай, что это за предмет, по ощущениям»).
4. Творческая деятельность
Рисование, лепка, аппликация с использованием природных материалов помогают детям осмыслить и переработать полученные сенсорные впечатления. Например, изготовление поделок из шишек, создание картин из листьев.
Практические рекомендации для воспитателей
Создание природной среды
Организуйте уголок природы в группе или на участке детского сада, где дети смогут ухаживать за растениями, наблюдать за изменениями и активно взаимодействовать с объектами природы.
Планирование прогулок
Используйте прогулки для целенаправленного наблюдения за природными явлениями. Заранее продумывайте темы: изучение облаков, поиск разных видов растений.
Разнообразие сенсорных стимулов
Создавайте ситуации, где дети смогут использовать все органы чувств: пусть трогают песок, слушают шум воды, нюхают цветы.
Работа с родителями
Привлекайте родителей к процессу сенсорного развития: предлагайте организовывать совместные прогулки в парке, экскурсии на природу, занятия по изготовлению поделок из природных материалов.
Формирование познания природного окружения через сенсорное восприятие — это не только способ развить у детей знания о мире, но и возможность пробудить в них интерес, научить бережному отношению к природе. Систематическая и целенаправленная работа воспитателя помогает ребенку развивать основные познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу и творческие способности. Природа становится не только источником знаний, но и пространством для гармоничного развития личности дошкольника.
Работа в этом направлении требует от воспитателя профессионального мастерства, терпения и творческого подхода, но ее результаты становятся заметны сразу: это радость познания у детей, их искреннее удивление и интерес к окружающему миру.
Список литературы
Алисов Евгений Анатольевич, Гуторова Нина Владимировна ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Гаудеамус. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sensorno-ekologicheskih-predstavleniy-sovremennyh-doshkolnikov
Амет-уста З. Р., Лазарева Е. А. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Форум молодых ученых. 2019. №10 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-sensornogo-vospitaniya-i-ego-znachenie-v-razvitii-lichnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta
Антонова Лариса Викторовна, Емельянчик Наталья Анатольевна, Литвинова Юлия Александровна Формирование у детей дошкольного возраста основных экологических понятий в процессе ознакомления с растениями, их многообразием // Вестник науки и образования. 2017. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-osnovnyh-ekologicheskih-ponyatiy-v-protsesse-oznakomleniya-s-rasteniyami-ih-mnogoobraziem