Формирование процесса познания природного окружения дошкольниками посредством сенсорного восприятия | Николаева Инна Вячеславовна. Работа №352252
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования познавательной деятельности дошкольников через развитие сенсорного восприятия. Особое внимание уделено роли педагога в создании условий для знакомства детей с природным окружением. Описаны эффективные методики и приёмы, способствующие развитию сенсорной чувствительности и интереса к исследованию природы.
Ключевые слова: сенсорное восприятие, познание, природное окружение, дошкольное воспитание, развитие детей, сенсорное развитие.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ ПРИРОДНОГО ОКРУЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Николаева Инна Вячеславовна, воспитатель
ГКДОУ «Детский сад №141 Городского округа Донецк», ДНР г. Донецк
Аннотация. В статье рассматривается важность формирования познавательной деятельности дошкольников через развитие сенсорного восприятия. Особое внимание уделено роли педагога в создании условий для знакомства детей с природным окружением. Описаны эффективные методики и приёмы, способствующие развитию сенсорной чувствительности и интереса к исследованию природы.
Ключевые слова: сенсорное восприятие, познание, природное окружение, дошкольное воспитание, развитие детей, сенсорное развитие.
Познание природы — один из важнейших аспектов общего развития дошкольников. Природное окружение предоставляет богатые возможности для формирования представлений о мире, стимулируя когнитивные и эмоциональные процессы. В этом контексте сенсорное восприятие играет ключевую роль, так как именно через органы чувств дети получают первичное представление о различных объектах и явлениях окружающего мира.
Роль сенсорного восприятия в познании природы
Сенсорное восприятие — основа формирования представлений о природе. Развитие зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса позволяет ребёнку осмысленно воспринимать мир. Например, наблюдение за листопадом помогает развивать зрительное восприятие, звуки дождя стимулируют слуховое внимание, а прикосновение к дереву развивает тактильные ощущения.
В средней группе дети особенно активно исследуют окружающий мир через органы чувств. Для успешного формирования познания необходимо организовывать разнообразные виды деятельности, включающие эксперименты, игры, экскурсии и наблюдения.
Методы и приёмы работы с детьми
Организация наблюдений
Наблюдения за природными объектами помогают детям устанавливать причинно-следственные связи и формировать представления о свойствах окружающего мира. Например, рассматривание насекомых, наблюдение за облаками или изучение свойств воды в различных состояниях.
Сенсорные игры
Игры на развитие органов чувств, такие как «Угадай на ощупь», «Определи по запаху» или «Чьи это звуки?», позволяют дошкольникам развивать сенсорную чувствительность. Эти игры можно включать в прогулки или занятия в группе.
Экспериментальная деятельность
Эксперименты с природными материалами (вода, песок, глина, листья) способствуют формированию аналитических способностей и познавательного интереса. Например, можно предложить детям определить, что тонет в воде, а что остаётся на поверхности.
Природоведческие экскурсии
Выходы на природу — это уникальная возможность для развития всех органов чувств одновременно. Прогулка в лес, посещение парка или сада позволяют детям наблюдать, слушать, трогать и даже нюхать природные объекты.
Индивидуальная и групповая работа
Важно учитывать индивидуальные особенности детей. Одни дети более восприимчивы к визуальной информации, другие — к слуховой. Создание небольших групп для выполнения конкретных заданий позволяет педагогу учитывать эти особенности.
Практические рекомендации воспитателю
Обеспечение разнообразия материалов и методов. Важно предоставлять детям возможность исследовать как природные, так и искусственные объекты, используя все органы чувств.
Использование тематических дней. Например, «День воды», «День ветра», «День запахов», в рамках которых дети изучают один из аспектов природы.
Создание уголков природы. В группе можно оборудовать сенсорный уголок с природными материалами (камни, ракушки, листья), где дети смогут исследовать их в свободное время.
Сенсорное восприятие — основа познания природы для дошкольников. Развитие органов чувств стимулирует интерес к окружающему миру, формирует начальные представления о природе, развивает аналитическое и творческое мышление. Педагог, используя разнообразные методы и подходы, может создать благоприятные условия для полноценного сенсорного и познавательного развития детей.
Формирование процесса познания природного окружения посредством сенсорного восприятия — это важная часть работы воспитателя, направленная на всестороннее развитие личности ребёнка.
Список литературы
Лаврентьева Нина Георгиевна, Петрова Ирина Валерьевна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-detskom-sadu-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya
Плохова Жанна Васильевна Возможности установления детьми связи природного и рукотворного мира // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2015. №1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ustanovleniya-detmi-svyazi-prirodnogo-i-rukotvornogo-mira
Хамукова Бэлла Хасамбиевна, Шхахутова Зарема Зориевна, Бгуашева Зара Каплановна РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. №11-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/resursnye-vozmozhnosti-predmetno-razvivayuschey-sredy-v-sensornom-vospitanii-mladshih-doshkolnikov