Формирование проф компетентности учителя ФГОС НОО | Котельникова Валентина Алексеевна. Работа №339762
Аннотация. Статья посвящена формированию профессиональной компетентности учителя начальных классов в соответствии с ФГОС НОО. Описываются основные направления и методы повышения квалификации, развитие педагогических навыков и личностных качеств учителя. Приведены практические рекомендации по организации работы, направленной на соответствие профессиональных компетенций современным требованиям образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, учитель начальных классов, ФГОС НОО, повышение квалификации, педагогические навыки, личностное развитие.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
Котельникова Валентина Алексеевна, учитель начальных классов
ГБОУ «Школа № 78 городского округа Донецк» ДНР
Аннотация. Статья посвящена формированию профессиональной компетентности учителя начальных классов в соответствии с ФГОС НОО. Описываются основные направления и методы повышения квалификации, развитие педагогических навыков и личностных качеств учителя. Приведены практические рекомендации по организации работы, направленной на соответствие профессиональных компетенций современным требованиям образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, учитель начальных классов, ФГОС НОО, повышение квалификации, педагогические навыки, личностное развитие.
Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов является важной задачей современной системы образования. В условиях реализации ФГОС НОО требования к уровню профессиональной подготовки учителей значительно возросли. Учителя начальных классов должны обладать не только глубокими знаниями предмета, но и широким спектром педагогических навыков, уметь применять инновационные методы обучения и воспитания, а также постоянно совершенствовать свои профессиональные компетенции. Рассмотрим основные направления и методы повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов в соответствии с ФГОС НОО.
Одним из ключевых аспектов формирования профессиональной компетентности является непрерывное повышение квалификации. Учителям необходимо регулярно участвовать в курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах, мастер-классах и конференциях, где они могут получать новые знания, обмениваться опытом с коллегами и осваивать современные педагогические технологии. Важно, чтобы программы повышения квалификации были ориентированы на актуальные потребности учителей и соответствовали требованиям ФГОС НОО.
Использование инновационных методов и технологий обучения является важным элементом профессиональной компетентности учителя начальных классов. Учителя должны уметь применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), интерактивные методы обучения, проектные и исследовательские методы, а также другие современные педагогические технологии. Например, использование интерактивных досок, образовательных платформ, электронных учебников и мультимедийных средств способствует повышению эффективности учебного процесса и мотивации учащихся.
Развитие педагогических навыков и умений также играет важную роль в формировании профессиональной компетентности. Учителям необходимо овладеть методами организации учебной деятельности, управления классом, оценки достижений учащихся, индивидуализации обучения. Важно, чтобы учителя умели создавать благоприятную образовательную среду, стимулирующую развитие у детей познавательных интересов и творческих способностей. Например, использование дифференцированного подхода в обучении, организация групповой и проектной работы, применение методов активного обучения способствуют развитию у детей навыков самостоятельного мышления и сотрудничества.
Личностное развитие учителя также является важным аспектом профессиональной компетентности. Учителям необходимо развивать у себя такие качества, как эмпатия, терпимость, стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, умение работать в команде. Важно, чтобы учителя были открытыми к новым идеям, готовы к самосовершенствованию и профессиональному росту. Личностное развитие учителя способствует созданию позитивной атмосферы в классе, установлению доверительных отношений с учениками и их родителями, повышению авторитета учителя.
Организация методической работы в школе также играет важную роль в формировании профессиональной компетентности учителей. Важно, чтобы в школе функционировали методические объединения, где учителя могли обсуждать актуальные проблемы обучения, делиться опытом, разрабатывать методические рекомендации и учебные материалы. Участие в методической работе способствует профессиональному росту учителей, позволяет им быть в курсе современных тенденций в образовании и применять новые методы и технологии в своей практике.
Роль наставничества в формировании профессиональной компетентности также не следует недооценивать. Опытные учителя могут выступать наставниками для молодых педагогов, помогая им адаптироваться к профессиональной деятельности, овладеть необходимыми навыками и знаниями, избежать ошибок. Наставничество способствует передаче опыта, поддержке и развитию молодых специалистов, что в конечном итоге повышает общий уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива.
Использование рефлексивных практик помогает учителям осознавать свои профессиональные достижения и области для улучшения. Важно, чтобы учителя регулярно анализировали свою педагогическую деятельность, оценивали результаты работы, ставили цели для профессионального развития. Рефлексивные практики могут включать ведение педагогического дневника, участие в профессиональных сообществах, обсуждение своей работы с коллегами и наставниками. Это способствует осознанию собственных профессиональных достижений и стимулирует к постоянному самосовершенствованию.
Подводя итог вышесказанного, можно утверждать, что формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в соответствии с ФГОС НОО требует систематической и последовательной работы по повышению квалификации, развитию педагогических навыков и личностных качеств. Использование инновационных методов и технологий, участие в методической работе и наставничестве, применение рефлексивных практик способствует профессиональному росту учителей и повышению качества начального образования. Эффективная работа по формированию профессиональной компетентности учителей начальных классов помогает создать условия для всестороннего развития детей и их успешного обучения.
Список литературы
Кондаков, А.М. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / А.М. Кондаков // Начальная школа. – 2009. – № 9. – С 3.
Корнилова Л.В.
Компетентности учителя начальной школы, обусловленные введением требований ФГОС НОО
— Текст:
непосредственный /
Научно-теоретический журнал
.
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
//
Выпуск 3(8),
2011
— С.
131-135
.
Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен, пер. с англ. – М.:
Когито
-Центр, 2002. – 396 с.