Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование профессиональных компетенций по МДК 01.02 Методика преподавания русского языка обучающихся | Голубкова Вера Васильевна. Работа №353161

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования профессиональных компетенций у преподавателей начальных классов в рамках дисциплины МДК 01.02 «Методика преподавания русского языка обучающихся». Рассматриваются основные аспекты методики преподавания русского языка, которые необходимы для успешного освоения учебного материала детьми, а также компетенции педагогов, определенные ФГОС. В статье приводятся примеры использования различных методов и технологий для повышения эффективности обучения, а также подчеркивается важность комплексного подхода в формировании у студентов педагогических колледжей навыков, которые помогут им стать квалифицированными специалистами в сфере преподавания русского языка в начальных классах. 

Ключевые слова: профессиональные компетенции, методика преподавания, русский язык, ФГОС, начальная школа, педагогика, методика преподавания русского языка.

Формирование профессиональных компетенций по МДК 01.02 Методика преподавания русского языка обучающихся

 

Голубкова Вера Васильевна, преподаватель

ГБПОУ "Коми-Пермяцкий профессионально-педагогический

колледж ордена "Знак Почёта" г. Кудымкар

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования профессиональных компетенций у преподавателей начальных классов в рамках дисциплины МДК 01.02 «Методика преподавания русского языка обучающихся». Рассматриваются основные аспекты методики преподавания русского языка, которые необходимы для успешного освоения учебного материала детьми, а также компетенции педагогов, определенные ФГОС. В статье приводятся примеры использования различных методов и технологий для повышения эффективности обучения, а также подчеркивается важность комплексного подхода в формировании у студентов педагогических колледжей навыков, которые помогут им стать квалифицированными специалистами в сфере преподавания русского языка в начальных классах. 

Ключевые слова: профессиональные компетенции, методика преподавания, русский язык, ФГОС, начальная школа, педагогика, методика преподавания русского языка.

 

Формирование профессиональных компетенций у будущих преподавателей начальных классов — это одна из важнейших задач педагогического образования. В рамках дисциплины МДК 01.02 «Методика преподавания русского языка обучающихся» студенты приобретают знания и умения, которые необходимы для эффективного преподавания русского языка в начальной школе. Методика преподавания русского языка охватывает как теоретические основы, так и практические навыки, которые включают в себя умение организовывать учебный процесс, создавать условия для всестороннего развития школьников, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Ключевым моментом в методике преподавания русского языка является формирование у будущих педагогов таких профессиональных компетенций, которые соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Эти компетенции включают в себя способность педагога грамотно и эффективно организовывать образовательный процесс, разрабатывать и реализовывать образовательные программы, а также работать с детьми, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Для успешного преподавания русского языка важно не только знание предмета, но и способность учить детей правильно использовать язык в различных ситуациях общения, что требует от преподавателя не только теоретических знаний, но и практических навыков.

Методика преподавания русского языка в начальных классах предполагает использование различных методов обучения, направленных на развитие у детей языковых навыков, таких как грамотность, орфография, пунктуация, умение строить предложения и излагать мысли. Основным методом, который используется в преподавании русского языка, является метод словесных упражнений, включающий в себя объяснение правил, проведение практических занятий и работу с текстами. Однако для того чтобы обучение было действительно эффективным, преподаватель должен уметь использовать и другие методы, например, метод проектов, проблемное обучение, игровую технологию и т.д.

Одним из важных аспектов формирования профессиональных компетенций преподавателя русского языка является умение применять дифференцированный подход в обучении. Это означает, что преподаватель должен учитывать различные уровни подготовки учащихся, их интересы и склонности, а также различные темпы усвоения материала. В этом контексте студентам педагогических колледжей важно научиться разрабатывать индивидуальные и групповые задания, которые способствуют развитию разных аспектов языковой компетенции у учеников.

Примером может служить ситуация, когда преподаватель на уроке русского языка использует дифференцированные задания. Для детей, которые усваивают материал быстрее, он может предложить более сложные задачи, например, создание собственных предложений с использованием новых орфографических правил. В то же время, для детей, которым сложнее дается материал, преподаватель может предложить дополнительные упражнения, направленные на повторение уже изученного материала, или предоставить дополнительные визуальные и аудиоматериалы для лучшего усвоения информации. Такой подход способствует успешному освоению материала всеми учениками, независимо от их исходных знаний.

Еще одной важной компетенцией педагога начальных классов является способность организовывать работу с родителями. В рамках преподавания русского языка важно взаимодействовать с родителями учеников, объясняя им, как они могут поддержать своего ребенка в процессе обучения. Это может включать в себя регулярные консультации, совместные занятия, обсуждение проблемных тем, а также участие родителей в школьных проектах. Важно, чтобы родители могли поддерживать процесс обучения на дому, создавая ребенку атмосферу для успешного освоения знаний.

Методика преподавания русского языка также предполагает использование разнообразных технологий и методов, которые помогают детям лучше усваивать материал. Например, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка позволяет разнообразить учебный процесс и сделать его более интересным. Преподаватель может использовать мультимедийные презентации, онлайн-курсы, интерактивные доски и другие современные средства обучения, которые помогают детям усваивать материал в игровой и наглядной форме.

В рамках ФГОС для педагогов начальных классов предусмотрены требования к компетенциям, которые включают в себя следующие направления: способность эффективно преподавать, разрабатывать и применять образовательные программы, выстраивать педагогическое взаимодействие с детьми, а также активно применять инновационные технологии. Преподавание русского языка требует от педагога не только знания предмета, но и умения создавать условия для полноценного развития детей, разносторонне подходить к организации учебного процесса. Педагог должен уметь мотивировать учеников к изучению русского языка, прививать им любовь к литературе, а также формировать у них практические навыки грамотного общения.

Примером может служить использование технологии проектного обучения на уроках русского языка, когда ученики работают над созданием проектов, например, по теме «Русские писатели». В процессе работы над проектом дети исследуют жизнь и творчество писателей, изучают их произведения, а затем представляют результаты своего исследования в виде презентации или творческого проекта. Такой подход развивает у детей критическое мышление, творческие способности и помогает им научиться работать с текстами, анализировать их и делать выводы.

Для того чтобы формирование профессиональных компетенций у студентов педагогических колледжей было успешным, преподавателям нужно активно использовать методы, направленные на развитие практических навыков. Важно, чтобы будущие педагоги научились не только теоретически осваивать материал, но и могли эффективно применять его на практике. Это требует использования разнообразных форм и методов обучения, таких как лабораторные занятия, практикумы, тренинги и др. Педагогический процесс должен быть направлен на развитие у студентов умения работать с детьми разного уровня подготовки, на выработку гибкости и адаптивности в образовательной среде.

Кроме того, преподаватели должны уделять внимание воспитательной функции своего обучения, а также формированию у студентов таких качеств, как ответственность, терпимость, умение работать в команде. Эти компетенции необходимы для успешной работы с детьми, поскольку они помогают педагогу не только передавать знания, но и становиться для учащихся наставником, который поддерживает их в процессе обучения и развития.

Таким образом, формирование профессиональных компетенций преподавателей в рамках дисциплины МДК 01.02 «Методика преподавания русского языка обучающихся» является важным этапом подготовки будущих педагогов начальных классов. Эти компетенции позволяют не только эффективно обучать детей русскому языку, но и создавать условия для их всестороннего развития, что соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

 

 

Список литературы

 

1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. — М.: Академия, 2012. — 448 с.

2. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 468 с.

3. Шушунова, Л.С. Методика обучения грамоте: учебно-методическое пособие для студентов среднего профессионального образования / Л.С. Шушунова. — Славгород: Изд-во СПК, 2016. — 206 с.

4. Шушунова, Л.С. Методика формирования читательских умений у детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования / Л.С. Шушунова. — Славгород: Изд-во СПК, 2015. — 298 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×