Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование пространственного мышления у старших дошкольников посредством знакомства с географическими объектами | Лопатина Елена Константиновна. Работа №343912

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Формирование пространственного мышления у старших дошкольников является важной задачей педагогической работы, так как этот вид мышления лежит в основе успешного восприятия и понимания окружающего мира. Одним из эффективных методов развития пространственного мышления является знакомство детей с географическими объектами. В статье рассматриваются методические приемы, направленные на развитие этого навыка у дошкольников через интеграцию географических понятий в образовательный процесс. Также подчеркивается значимость активных и наглядных методов обучения для успешного усвоения детьми представлений о пространстве.

Ключевые слова: пространственное мышление, дошкольники, географические объекты, наглядные методы, восприятие пространства, педагогические приемы.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ГЕОГРАФИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ

 

Лопатина Елена Константиновна, воспитатель

МБОУ СОШ «Наследие» г. Химки

 

Аннотация. Формирование пространственного мышления у старших дошкольников является важной задачей педагогической работы, так как этот вид мышления лежит в основе успешного восприятия и понимания окружающего мира. Одним из эффективных методов развития пространственного мышления является знакомство детей с географическими объектами. В статье рассматриваются методические приемы, направленные на развитие этого навыка у дошкольников через интеграцию географических понятий в образовательный процесс. Также подчеркивается значимость активных и наглядных методов обучения для успешного усвоения детьми представлений о пространстве.

Ключевые слова: пространственное мышление, дошкольники, географические объекты, наглядные методы, восприятие пространства, педагогические приемы.

 

Пространственное мышление — это способность человека воспринимать, анализировать и представлять объекты и их расположение в пространстве. У старших дошкольников этот навык начинает активно развиваться, и задача педагога — создать условия для его формирования. Географические объекты могут стать отличным инструментом в решении этой задачи. Знакомство с такими понятиями, как река, гора, море, способствует не только развитию общего кругозора ребенка, но и помогает ему лучше понимать, как разные объекты взаимодействуют в пространстве.

Дошкольники познают мир через игры, поэтому использование игровых приемов для знакомства с географическими объектами является важной частью образовательного процесса. Например, педагог может предложить детям построить карту воображаемого острова, используя песок, камни и другие материалы. Такая деятельность не только помогает детям освоить пространственные понятия, но и развивает мелкую моторику, что важно для будущих академических успехов. Процесс создания собственного географического пространства способствует закреплению знаний о расположении объектов, и одновременно стимулирует творчество и воображение ребенка.

Рассматривая географические объекты на примерах реальных карт и глобусов, дети учатся не только различать направления и расстояния, но и осваивать более сложные понятия, такие как масштаб и соотношение объектов. Например, изучение вулканов как географического объекта может быть увлекательным и познавательным процессом для старших дошкольников. Педагог может показать детям на глобусе или карте расположение известных вулканов, таких как Везувий или Этна, объясняя, что они находятся в разных частях света, но имеют схожие свойства.

Дети могут видеть, как вулканы выглядят на карте или глобусе, а затем воспроизвести их в игровом формате, создавая собственные макеты вулканов из песка или других материалов. В процессе создания этих макетов дети не только изучают физические свойства вулканов, такие как форма и размер, но и понимают, как такие объекты располагаются на Земле в зависимости от их географических условий. Это способствует усвоению навыков пространственного восприятия, так как

Изучение вулканов также помогает детям лучше понять понятие масштаба. Педагог может объяснить, что реальные вулканы намного больше, чем их изображения на карте или макете, и что карта — это уменьшенная модель реальности. Такое понимание масштаба важно для формирования пространственного мышления, так как дети начинают воспринимать карту не как плоское изображение, а как инструмент, который помогает представить реальный мир в миниатюре. Эти занятия способствуют развитию навыков анализа и синтеза информации, а также способствуют активизации во

Кроме того, использование наглядных материалов, таких как фотографии вулканов, может стимулировать любопытство детей и побудить их задавать вопросы, что способствует развитию познавательной активности. Например, фотографии извержений вулканов могут показать детям динамичные процессы, которые происходят в природе, и помочь им лучше понять, как функционируют природные явления. В сочетании с наглядными пособиями и глобусами, такие методы позволяют детям более глубоко осмыслить взаимосвязь географических объектов, расстояний и масштабов, формируя у них прочные пространственные представления.

Пространственное мышление также связано с осознанием направления и ориентировки. Игры на ориентирование, такие как поиск сокровищ на «карте», позволяют развить у детей навык работы с пространством. В процессе игры дети учатся определять стороны света, измерять расстояния и понимать, как изменяется расположение объектов относительно друг друга. Эти навыки важны не только для освоения географических понятий, но и для общего развития навыков ориентации в реальной жизни. Такие занятия помогают ребенку развивать логическое мышление, что станет полезным в дальнейшем обучении.

Также важно учитывать, что пространственное мышление тесно связано с развитием других когнитивных процессов, таких как память и внимание. Например, дети должны помнить, как расположены объекты на карте, что требует развития зрительной и пространственной памяти. Педагог может организовать занятия, в которых детям предлагается запомнить расположение объектов, а затем воспроизвести их на бумаге или в игровой форме. Этот процесс способствует укреплению познавательных способностей детей и формирует основы для будущего изучения сложных пространственных концепций.

Таким образом, знакомство старших дошкольников с географическими объектами через игровые и наглядные методы позволяет эффективно развивать их пространственное мышление. Важно использовать различные формы работы, включая игры, наглядные пособия и активные методы обучения, чтобы создать у детей устойчивые представления о пространстве и его элементах. Развитие пространственного мышления на этом этапе является основой для успешного обучения в школе, так как этот навык необходим для решения задач в области математики, географии и других дисциплин.

 

Список литературы

 

1. Кузнецова Н. А. Изучаем географию в детском саду / Н. А. Кузнецова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 4 (41). — С. 34-36.

2. Пуртова Ю. Р. Развитие пространственного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием робота Bee-Boot / Ю. Р. Пуртова // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 520-523.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×