Формирование речевого дыхания у детей с нарушениями речи | Третьякова Ирина Константиновна. Работа №348340
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основы речевого дыхания, его значение для полноценного развития речевой деятельности, а также методы и приемы, используемые логопедами для коррекции дыхательных нарушений. Подчеркивается важность интеграции дыхательных упражнений в логопедическую практику, а также роль семьи в поддержке и развитии речевого дыхания у детей с речевыми расстройствами. Статья предназначена для специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи, и может быть полезна для родителей.
Ключевые слова: речевое дыхание, дети с нарушениями речи, логопедия, дыхательные упражнения, коррекция речи.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Третьякова Ирина Константиновна, учитель-логопед
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ачинская школа №3»
Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основы речевого дыхания, его значение для полноценного развития речевой деятельности, а также методы и приемы, используемые логопедами для коррекции дыхательных нарушений. Подчеркивается важность интеграции дыхательных упражнений в логопедическую практику, а также роль семьи в поддержке и развитии речевого дыхания у детей с речевыми расстройствами. Статья предназначена для специалистов, работающих с детьми с нарушениями речи, и может быть полезна для родителей.
Ключевые слова: речевое дыхание, дети с нарушениями речи, логопедия, дыхательные упражнения, коррекция речи.
В логопедической практике вопрос формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи становится всё более актуальным. Речевое дыхание — это основа звукопроизношения и интонационного оформления речи. Оно определяет четкость, выразительность и динамичность речевого потока. Поэтому для детей, имеющих речевые нарушения, формирование правильного речевого дыхания является важной задачей в логопедической практике.
Речевое дыхание включает в себя несколько составляющих: правильное дыхательное движение, контроль над дыханием и умение координировать дыхание с речевой активностью. Правильное дыхание необходимо для нормального произнесения звуков и слов, для их эмоциональной окраски и выразительности. Нарушения в этой области могут проявляться в виде недостаточной силы, глубины или ритмичности дыхания, что, в свою очередь, влияет на качество речи.
На первом этапе работы логопед должен провести диагностику речевого дыхания у ребенка. Это включает наблюдение за тем, как ребенок дышит во время разговора, чтения или выполнения речевых заданий. Важно отметить, как ребенок использует дыхание в различных речевых ситуациях: в спокойной беседе, при чтении стихов или при исполнении ролевых игр. Неправильные дыхательные привычки, такие как грудное дыхание или поверхностное дыхание, могут существенно затруднять процесс формирования речевого потока и снижать качество произносимых звуков.
Следующим этапом является подбор индивидуальной программы коррекции речевого дыхания. Она должна включать разнообразные дыхательные упражнения, направленные на развитие диафрагмального дыхания и дыхательной гимнастики. Основные цели этих упражнений — улучшение вентиляции легких, увеличение объемов вдоха и выдоха, а также развитие способности управлять дыханием во время речевой активности.
Простые дыхательные упражнения, такие как «дутье на пламя свечи» или «надувание воздушного шара», могут быть использованы для развития дыхательных навыков. Эти упражнения помогают детям научиться правильно управлять своим дыханием и контролировать его силу и ритм. Логопед может интегрировать дыхательные упражнения в игровые формы работы, что сделает процесс обучения более интересным и увлекательным для детей. Например, можно использовать игры с мячом, в которых необходимо дуть на мяч, чтобы он покатился, или игры, в которых дети должны «поддерживать» воздушные шарики, используя только дыхание.
Кроме того, логопед может использовать и другие методы, такие как звукопроизношение на выдохе. Эти техники помогают детям осознать, как правильно использовать дыхание в процессе артикуляции звуков. Очень важно, чтобы логопед внимательно следил за тем, как ребенок использует дыхание при произнесении разных звуков и слов, и давал ему соответствующие рекомендации.
Важную роль в формировании речевого дыхания играют и упражнения на релаксацию. Чувство расслабления помогает детям лучше сосредотачиваться на своих действиях и управлении дыханием. Применение техник глубокого расслабления и дыхательных практик может быть полезно для создания спокойной и комфортной атмосферы во время логопедических занятий.
Не менее значимой является и работа с родителями. Обучение родителей основам речевого дыхания и дыхательной гимнастики позволяет создать единую систему поддержки ребенка в домашних условиях. Родители могут активно участвовать в выполнении дыхательных упражнений вместе с детьми, что не только способствует улучшению речевых навыков, но и укрепляет эмоциональную связь между ними. Таким образом, совместная работа родителей и логопеда может значительно повысить эффективность коррекционных занятий.
Нельзя забывать и о важности создания положительной эмоциональной среды для детей. Дети с нарушениями речи часто испытывают трудности в общении, что может привести к низкой самооценке и неуверенности в себе. Логопед должен активно работать над формированием у ребенка позитивного отношения к себе и своим возможностям. Использование игровых методик, создание комфортной и поддерживающей атмосферы в классе поможет детям расслабиться и лучше сосредоточиться на выполнении заданий.
Таким образом, формирование речевого дыхания у детей с нарушениями речи является важной частью логопедической работы. Оно требует комплексного подхода, включающего диагностику, индивидуальную программу коррекции, использование дыхательных упражнений, работу с родителями и создание положительной эмоциональной среды. Эффективное формирование речевого дыхания позволяет значительно улучшить качество речи, повысить уверенность детей в себе и способствовать их успешной социализации. Работа логопеда в этой области играет ключевую роль в преодолении речевых нарушений и создании условий для полноценной жизни детей с особыми потребностями.
Список литературы
Азова, О. И., Антипова, Ж. В., Дьяков
а, Е.А. Логопедические технологии. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 243с.
Заходякина
К. Ю.
Комплексный подход в развитии речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи
// Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №3 (217). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-v-razvitii-rechevogo-dyhaniya-u-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-1 (дата обращения: 18.10.2024).
Посохова
М
.
А
.
, Фатеева Н
.
М
.
Использование дыхательных методик для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-dyhatelnyh-metodik-dlya-razvitiya-rechevogo-dyhaniya-u-detey-s-narusheniem-rechi (дата обращения: 18.10.2024).