Формирование речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры | Асрян Карина Рафиковна . Работа №310752
В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.
Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Обращение к речевой культуре личности - один из путей возрождения духовности, в котором образование - это пространство, «возделывающее» ум и душу ребенка через приобщение его к ценностям культуры (И.И. Иванец, И.Н. Курочкина, Л. Крысин, А.И. Савостьянов, Р.М. Чумичева и другие).
В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми.
Введение элементов коммуникативной культуры в воспитательно- образовательный процесс в дошкольном учреждении способствует формированию межличностных отношений и освоению языка как средства культурного речевого взаимодействия. К проблеме исследования речевого этикета у взрослых и детей обращались такие ученые, как А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет - не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении и способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений.
Асрян К.Р., Научный руководитель – канд. пед. наук, доцент Исаева М.Б. (Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет
им. В.М. Шукшина, Бийск)
Формирование формул речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры
В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.
Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Обращение к речевой культуре личности - один из путей возрождения духовности, в котором образование - это пространство, «возделывающее» ум и душу ребенка через приобщение его к ценностям культуры (И.И. Иванец, И.Н. Курочкина, Л. Крысин, А.И. Савостьянов, Р.М. Чумичева и другие).
В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми.
Введение элементов коммуникативной культуры в воспитательно- образовательный процесс в дошкольном учреждении способствует формированию межличностных отношений и освоению языка как средства культурного речевого взаимодействия. К проблеме исследования речевого этикета у взрослых и детей обращались такие ученые, как А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская и другие. Они рассматривали речевой этикет - не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении и способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений.
При обучении детей правилам этикета, используются такие способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример для подражания, поощрение и наказание.
Обучение детей культуре поведения происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах детского сада.
Игра является средством формирования культуры поведения у детей. Это подвижные, музыкальные, игры со строительным материалом, театрализованные, народные, дидактические, настольно-печатные, но наиболее эффективные сюжетно- ролевые игры. Например, игра в больницу знакомит не только с профессией врача, но и правилами поведения: в поликлинике, в кабинете врача, в аптеке и т.п. Через наблюдение за деятельностью воспитанников в игре, можно получить сведения о уровне сформированности современного речевого этикета.
Использование сюжетно-ролевых игр предоставляет возможность воспитания культуры поведения и формирование формул речевого этикета в различных ситуациях общения: при встрече со знакомыми, при общении в детском саду, транспорте, гостях, в ежедневном общении и т. д.
В сюжетно-ролевой игре у детей закрепляется умение вести себя так, как принято в обществе.
Следовательно, проблема состоит в определении содержания и педагогических условий формирования формул речевого этикета у детей дошкольного возраста.
Названная проблема обусловила выбор темы: «Формирование формул речевого этикета у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры».
Сущность понятия «формула речевого этикета» сводится к стандартным фразам приветствия, расставания, просьбы, комплимента, извинения, которые приняты при построении доброжелательных отношений.
Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.
Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить: разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника; доступные способы «развертывания» вежливых формул; умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.
Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу, каждая ситуация речевого общения предусматривает: обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета; обучение детей способам их «развертывания»; развитие доброжелательности интонации и мимики.
Проведённый теоретический анализ проблемы поставил цель опытно- экспериментальным путём проверить эффективность использования сюжетно-ролевой игры как средства формирования формул речевого этикета у детей 4-5 лет.
На первом этапе была проведена первичная диагностика в экспериментальной группе «Непоседы» и контрольной средней группе «Капитошки» при помощи подобранной методики на основе выделенных в программе Н. В. Крулехт критериев качественной и количественной характеристики сформированности формул речевого этикета у детей 4-5 лет: знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведение спора и другое; употреблять слова и выражения в соответствии с обозначенными явлениями, то есть точность речи; умение связать между собой предложения по смыслу, умение высказывать в вежливой форме свое отношение ко взрослым и сверстникам; отстоять свое мнение, доброжелательно и последовательно выражая свои мысли, то есть логичность и последовательность речи; умение употреблять в своей речи языковые единицы, соответствующие ситуации, условиям и содержанию общения, то есть уместность речи.
При проведении данной диагностики использовались методы: беседа и наблюдение.
Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе «Непоседы» у 10% детей высокий уровень сформированности формул речевого этикета; для 40% детей характерен средний уровень развития формул речевого этикета; у 50% испытуемых диагностирован низкий уровень сформированности формул речевого этикета.
В контрольной группе «Капитошки» также у 10% детей выявлен высокий уровень развития речевого этикета; у 50% детей средний уровень развития формул речевого этикета; у 40% детей диагностирован низкий уровень речевого этикета.
Таким образом, констатирующий этап выявил, что уровень сформированности формул речевого этикета у детей в экспериментальной и контрольной группах приблизительно одинаковый.
Полученные данные являются основой для проведения систематической и целенаправленной работы по формированию формул речевого этикета у детей 4-5 лет.
Для повышения уровня сформированности формул речевого этикета у детей средней группы были отобраны такие сюжетно-ролевые игры: «Магазин»
(«Супермаркет»), «Больница» («Поликлиника», «Скорая помощь», «Аптека»),
«Парикмахерская» («Салон красоты»), «Кафе», «Автобус» («Такси»). Представленные игры отражают интересы и предпочтения и девочек, и мальчиков, а также позволяют в полной мере закреплять употребление в речи формулы речевого этикетного поведения через диалог участников.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми используется методическое пособие Губановой Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду».
Для введения в словарь детей разнообразных этикетных формул проведена этическая беседа «Вежливые слова»; дидактические игры и речевые упражнения «Кто скажет больше слов – приветствий», «Скажи по-другому», «Как сказать бабушке (маме) приятное слово».
На данный момент эксперимент еще не завершился, но в процессе наблюдения за поведением детей сделала вывод, что наметилась положительная динамика в культуре поведения детей экспериментальной группы. Дети используют формулы речевого этикета как в специально организованной, так и самостоятельной игровой деятельности. Как правило, в ситуациях приветствия, прощания, просьбы и благодарности. Следовательно, работа по формированию формул речевого этикета у детей в процессе представленных сюжетно-ролевых игр действительно эффективна.
Литература
Губанова,
Н.Ф.
Игровая
деятельность
в
детском
саду.
Программа
и
методические
рекомендации. -
М.:
Мозаик
а-
Синтез, 2008.
–
128 с.
Курочкина,
И.Н.
Этикет
для
детей
и
взрослых;
Учебное
пособие
для
студентов
педагогических вузов.
–
М.:
Издательский
центр
«Академия»,
2001.
–
256
с.
Крулехт
,
Н.В.
Влияние
игр
на
развитие
речевого
этикета
дошкольников
[Текст]
/ Н.В. Крулехт // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия 2014. С. 403 - 405.
Асрян К.Р.
(МБОУ «Гимназия 1», корпус 3, Бийск)