Формирование речевой готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №341240
Формирование речевой готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Формирование речевой готовности к обучению в школе детейстаршего дошкольного возрастаРечь – одно из наиважнейших приобретений дошкольного возраста. Полноценное овладение речью является залогом успешного развития ребёнка в будущем. В дошкольном возрасте происходит становление и развитие всех сторон речи – грамматической, лексической, фонематической. Чем раньше будет начато развитие родного языка, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в будущем. В последние годы всё больше детей испытывают трудности в овладении речью. Поэтому так важно стимулировать этот процесс, а также в определённом возрасте и возникновении сомнений по поводу речевого развития своего ребёнка обязательно нужно обращаться за консультациями специалистов и следовать их рекомендациям. Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков. Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов. Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам. Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи.1. Умение слушать и слышать других. Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.2. Сформированность звуковой стороны речи. Сформированность фонетической стороны речи предусматривает умение четко и внятно произносить все звуки речи, возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания, умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации). Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.3. Умение различать звуки речи на слух. В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме.4. Функции языкового анализа и синтеза. Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формы звукового анализа это - умение выделять звук на фоне слова, выделять звук в начале и конце слова. Определять место звука в слове в начале, середине или конце слова. Так же ребёнок должен назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ), уметь назвать количество звуков в слове (количественный анализ). Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза. Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов. Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.5. Словарный запас. Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение. В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д. Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией. Огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают. Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.6. Грамматический строй речи. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. В работе над грамматическим строем предложения помогают дидактические игры «Занимательная азбука в картинках», «Алфавит», «Собери слово», «Подбери к картинке подходящую схему», «Придумай сказку или рассказ». Дидактические игры помогают детям освоить алфавит, находить нужный звук, нужную букву в слове, понять какие буквы гласные, какие согласные, приучать слышать звуки в слове, собирать из букв слова в правильном порядке. Данные игры прекрасная тренировка навыков чтения и внимательности. Составление слов из букв отлично развивает мышление ребёнка, приучая детей видеть в наборе символов определённые слова. Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе. Это использование развернутой фразовой речи, работа с предложением. Построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д. Умение находить ошибки в предложении и исправлять их, так же умение составлять предложение по картинке и опорным словам, пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.7. Связная речь. Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным. Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями.
Формирование речевой готовности к обучению в школе детей
старшего дошкольного возраста
Речь – одно из наиважнейших приобретений дошкольного возраста. Полноценное овладение речью является залогом успешного развития ребёнка в будущем. В дошкольном возрасте происходит становление и развитие всех сторон речи – грамматической, лексической, фонематической. Чем раньше будет начато развитие родного языка, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в будущем. В последние годы всё больше детей испытывают трудности в овладении речью. Поэтому так важно стимулировать этот процесс, а также в определённом возрасте и возникновении сомнений по поводу речевого развития своего ребёнка обязательно нужно обращаться за консультациями специалистов и следовать их рекомендациям. Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков. Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.
Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребенок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов. Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам. Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи.
1. Умение слушать и слышать других. Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.
2. Сформированность звуковой стороны речи. Сформированность фонетической стороны речи предусматривает умение четко и внятно произносить все звуки речи, возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания, умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации). Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
3. Умение различать звуки речи на слух. В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме.
4. Функции языкового анализа и синтеза. Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формы звукового анализа это - умение выделять звук на фоне слова, выделять звук в начале и конце слова. Определять место звука в слове в начале, середине или конце слова. Так же ребёнок должен назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ), уметь назвать количество звуков в слове (количественный анализ). Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза. Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов. Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.
5. Словарный запас. Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение. В школе ребенку придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д. Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией. Огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают. Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.
6. Грамматический строй речи. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. В работе над грамматическим строем предложения помогают дидактические игры «Занимательная азбука в картинках», «Алфавит», «Собери слово», «Подбери к картинке подходящую схему», «Придумай сказку или рассказ». Дидактические игры помогают детям освоить алфавит, находить нужный звук, нужную букву в слове, понять какие буквы гласные, какие согласные, приучать слышать звуки в слове, собирать из букв слова в правильном порядке. Данные игры прекрасная тренировка навыков чтения и внимательности. Составление слов из букв отлично развивает мышление ребёнка, приучая детей видеть в наборе символов определённые слова. Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе. Это использование развернутой фразовой речи, работа с предложением. Построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д. Умение находить ошибки в предложении и исправлять их, так же умение составлять предложение по картинке и опорным словам, пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.
7. Связная речь. Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным. Готовность к школе определяется именно уровнем речевого развития ребенка. Если у него хорошо развита речь, то он без проблем начинает общение со сверстниками и взрослыми, может правильно выразить свои желания, мысли, а также задает вопросы. И наоборот, если речь ребенка невнятна, то это существенно усложняет коммуникацию с окружающими его людьми и, как следствие этого, процесс обучения протекает с большими трудностями.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развитии речи детей дошкольного возраста. М.: АРТ-ПРЕСС.2009
2. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Просвещение, 1957.
3. Казарцева О. Н. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: Флинта, 1999.
4.Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. – Москва, издательство «Ювента», 2009 – 147 с.
5. Парамонова Л.А. Подготовка детей к школе. М.: Просвещение. 2009.
6. Михайлова Л.С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детского сада. Упражнения, задачи, игры, тесты. М.: АСТ_ПРЕСС.2009. – 166