Формирование речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе | Тушина Татьяна Михайловна. Работа №346340
Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты формирования речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе. Описываются ключевые компоненты речевого развития, которые необходимы для успешного перехода ребенка к школьному обучению: формирование связной речи, расширение словарного запаса, развитие грамматической структуры речи, а также звуковой культуры речи. Подчеркивается важность создания речевой среды в детском саду и совместной работы с родителями для полноценной подготовки детей к школе.
Ключевые слова: речевая готовность, дошкольники, обучение в школе, связная речь, словарный запас, грамматика, звуковая культура речи.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Тушина Татьяна Михайловна, воспитатель
МКДОУ №2 п. Ульяновка
Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты формирования речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе. Описываются ключевые компоненты речевого развития, которые необходимы для успешного перехода ребенка к школьному обучению: формирование связной речи, расширение словарного запаса, развитие грамматической структуры речи, а также звуковой культуры речи. Подчеркивается важность создания речевой среды в детском саду и совместной работы с родителями для полноценной подготовки детей к школе.
Ключевые слова: речевая готовность, дошкольники, обучение в школе, связная речь, словарный запас, грамматика, звуковая культура речи.
Формирование речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе является одной из важнейших задач дошкольного образования. Речевая готовность включает в себя комплекс навыков, без которых ребенку будет сложно усваивать школьные программы. К этим навыкам относятся способность выражать свои мысли, грамотно строить предложения, правильно произносить звуки и понимать речь окружающих. Именно эти элементы позволяют детям успешно адаптироваться к школьной среде, взаимодействовать с учителями и сверстниками, а также справляться с учебными задачами.
Одним из ключевых компонентов речевой готовности является развитие связной речи. Это способность ребенка последовательно и логично выражать свои мысли в устной форме. В процессе обучения в школе дети будут сталкиваться с необходимостью пересказывать тексты, объяснять свои действия, участвовать в диалогах и обсуждениях. Чтобы ребенок был готов к этим требованиям, в подготовительной группе детского сада воспитатель должен активно работать над развитием связной речи. Для этого используются различные методы: рассказывание сказок, пересказ историй, описание картинок, обсуждение прочитанных книг. Важно не только обучать детей пересказывать, но и помогать им осознавать структуру повествования, выстраивать логические связи между событиями и делать выводы. Такие занятия позволяют развивать у детей умение последовательно и грамотно выражать свои мысли.
Еще одним важным аспектом речевой готовности является обогащение словарного запаса детей. В подготовительной группе дети должны активно расширять свой лексикон, осваивать новые понятия и слова, которые понадобятся им в школьной жизни. Для этого воспитатель может использовать различные игры на развитие речи, где дети знакомятся с новыми словами, подбирают синонимы и антонимы, а также учатся правильно использовать слова в контексте. Например, игры "Что это?", "Подбери слово", задания на составление рассказов с использованием новых слов помогают ребенку не только усваивать лексические единицы, но и понимать их значения и правильное употребление в речи. Важно, чтобы воспитатель также вводил в ежедневное общение новые термины, связанные с различными областями знаний, такими как природа, животные, профессии и бытовые темы.
Развитие грамматической структуры речи также играет ключевую роль в речевой готовности ребенка к школе. Дети должны уметь правильно строить предложения, согласовывать слова по числу, роду и падежу, использовать различные грамматические формы. Грамматическая правильность речи формирует у ребенка способность к пониманию и восприятию более сложных текстов, что особенно важно в процессе чтения и письма на школьных занятиях. Воспитателю необходимо обращать внимание на ошибки в речи детей, объяснять им правила грамматического построения предложений и побуждать использовать правильные формы в речи. Для этого могут быть использованы игры на составление предложений, исправление ошибок, а также задания на классификацию и группировку слов.
Звуковая культура речи — еще один важный аспект подготовки к школе. Это умение четко и правильно произносить звуки и слова, что является основой для успешного усвоения грамоты. Дети должны уметь различать звуки и воспроизводить их без дефектов. Воспитателю следует активно работать над исправлением возможных речевых нарушений, таких как неправильное произношение звуков или нарушение темпа речи. Артикуляционная гимнастика, игры на развитие фонематического слуха, такие как "Угадай звук" или "Повтори слово", помогут детям лучше освоить правильное произношение и подготовиться к изучению чтения и письма. Коррекция речевых нарушений на этом этапе значительно облегчит детям переход к школьным заданиям.
Важным условием формирования речевой готовности является создание в детском саду богатой речевой среды. Ребенок должен быть окружен речью, активно участвовать в общении с воспитателем и сверстниками. Важно, чтобы воспитатель поощрял детей к активному участию в разговорах, задавал вопросы, предлагал обсудить различные темы, стимулировал высказывания детей. Например, регулярные обсуждения того, что произошло за день, позволяет детям учиться строить связные рассказы, использовать новые слова и выражения. Коллективные игры и задания, требующие речевого взаимодействия, также способствуют развитию коммуникативных навыков и готовности к школьному обучению.
Кроме того, большую роль в подготовке детей к школе играет сотрудничество с родителями. Воспитателю необходимо информировать родителей о том, как они могут помочь ребенку в развитии речи. Например, родители могут проводить с ребенком совместные чтения книг, обсуждать прочитанное, задавать вопросы, рассказывать истории. Важно, чтобы дома также создавалась речевая среда, где ребенок мог бы активно общаться и выражать свои мысли. Совместные усилия воспитателя и родителей помогут ребенку быстрее освоить необходимые речевые навыки и подготовиться к школе.
Таким образом, формирование речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе — это многоуровневый процесс, требующий активного участия как воспитателя, так и родителей. Работа над развитием связной речи, обогащением словарного запаса, формированием грамматической правильности и улучшением звуковой культуры речи является необходимой для успешной адаптации ребенка к школьной жизни. Важно создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя уверенно в речевом взаимодействии, что станет залогом его успешного обучения в школе и дальнейшего личностного развития.
Список литературы
Ташлыкова
, Е. В. Проблемы изучения и формирования речевой готовности у старших дошкольников / Е. В.
Ташлыкова
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 641-644. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13369/ (дата обращения: 07.10.2024).
Ушакова О
.
С
.
, Волкова О
.
С
.
Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе // СДО. 2020. №3 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-gotovnost-starshih-doshkolnikov-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 07.10.2024).
Язык и актуальные проблемы образования. Материалы международной научно-практической конференции 21 января 2020 г. / Под ред. Е.И. Артамоновой и О.С. Ушаковой. – М.:
Диона
, 2020. – 492 с.
Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. – М.: Академия, 2017. – 448 с.