Формирование речевой компетенции учащихся 5-х классов на уроках русского языка | Коновалова Елена Викторовна. Работа №291402
Автор: Коновалова Елена Викторовна
В жизни человека общение выполняет одну из важнейших функций, позволяя ему социализироваться, за что отвечает коммуникативная функция. Однако коммуникативная функция несостоятельна без языка и речевой деятельности. Формирование речевой компетенции, наряду с языковой, является одной из важнейших задач при изучении русского языка. Темой «Формирование речевых компетенций на уроках русского языка» я заинтересовалась в этом учебном году, после чего взяла её в качестве темы для самообразования.
В новом словаре методических терминов и понятий дается такое толкование понятию речевая компетенция: «Формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Следует говорить о количественном и качественном составе Р. к. Она может быть большей или меньшей. Однако Р. к., как и языковая компетенция, является не самоцелью, а промежуточным звеном на пути к коммуникативной компетенции. Она подлежат усвоению в объеме, необходимом и достаточном для решения задач взаимодействия в процессе общения в соответствии с нормами изучаемого языка, узусом и традициями культуры этого языка. Содержание Р. к. для разных уровней и этапов обучения зафиксировано в государственных образовательных стандартах.
По мнению Мязиной Т. А., которая исследовала тему «речевых компетенций», необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения, ведь речевая деятельность формируется во всех её видах — чтении, говорении, письме, аудировании.
Нужно отметить, что формирование речевых компетенций, по мнению лингвистов, зависит от нескольких факторов:
*национальности ученика;
*общего уровня грамотности;
*общего уровня развития;
*индивидуальных способностей;
*особенностей мышления.
Для повышения общего уровня грамотности на своих уроках я использую карточки, разноуровневые задания, составление и разгадывание кроссвордов и загадок по русскому языку. Каждый урок русского языка всегда начинается с орфоэпической или орфографической разминки.
В карточках материал структурирован по нескольким принципам: по орфограммам, по видам орфограмм (например, буква Ь после шипящих в разных частях речи), по темам, в которых изучаются правила ("Имя существительное", "Имя прилагательное", "Глагол"). Это позволяет учащимся многократно отрабатывать орфографические навыки (при закреплении темы. при повторении раздела, при изучении нового и т.д.). Учитель же получает быструю обратную связь и возможность контролировать результаты работы учащихся, а также варьировать и дозировать материал.
Разноуровневые задания позволяют осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении орфографии, будет способствовать достижению каждым обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Наименее подготовленным обучающимся предназначены задания базового уровня, более подготовленным и мотивированным- повышенного уровня, с творческим элементом.
Известно, что дети легче воспринимают информацию через игру. На уроках русского языка я регулярно использую такие игры, повышающие уровень грамотности, как «Вытяни правило» или «Поймай орфограмму»
Также я рекомендую обучающимся проходить тестирования на уже изученные правила на различных интерактивных тренажерах, разработанных на базе разных образовательных платформ. Например, «Учи.Ру», «Skills4u». Некоторые тренажеры по русскому - с ответами. Ученик сразу видит, правильное ли он принял решение, понимает, где допустил ошибку.
Повышению общего уровня развития способствует работа с текстами. Для диктантов и изложений я выбираю тексты, касающиеся разных сфер жизни и деятельности человека. Мы выясняем значение новых слов, терминов, пользуясь толковым словарем. Для закрепления новых слов и понятий, составляем словосочетания и предложения с ними.
На уроках часто акцентирую внимание на необходимости расширения лексикона. Поэтому даже при составлении кроссвордов по русскому языку, каждый ученик включает в перечень слов одно или два новых для него понятия на отвлеченную тему.
Периодически я использую логические упражнения «Найди лишнее», «Найди общее», «Найди ошибку», «Собери предложения», «Собери слово», «Словесная змейка» (написать слово, которое начинается на последние буквы предыдущего, например, лксикАрбуЗыйЦицирон и т.д.). Логические упражнения, применяемые на уроках русского языка, могут быть использованы для создания проблемной ситуации, могут служить своеобразной разминкой. Подобные задания являются не только способом повышения общего уровня знаний, но стимулирования интереса к обучению. Они дают возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно мыслить и обоснованно защищать свою точку зрения. Данный вид упражнений помогает создать условия для самореализации ученика, раскрытия его личности, что является основной целью современной школы.
Формирование речевой компетенции учащихся 5-х классов на уроках русского языка
Автор: Коновалова Е. В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ№25
«Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать,
между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее».
Марк Туллий Цицерон
В жизни человека общение выполняет одну из важнейших функций, позволяя ему социализироваться, за что отвечает коммуникативная функция. Однако коммуникативная функция несостоятельна без языка и речевой деятельности. Формирование речевой компетенции, наряду с языковой, является одной из важнейших задач при изучении русского языка. Темой «Формирование речевых компетенций на уроках русского языка» я заинтересовалась в этом учебном году, после чего взяла её в качестве темы для самообразования.
В новом словаре методических терминов и понятий дается такое толкование понятию речевая компетенция: «Формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Следует говорить о количественном и качественном составе Р. к. Она может быть большей или меньшей. Однако Р. к., как и языковая компетенция, является не самоцелью, а промежуточным звеном на пути к коммуникативной компетенции. Она подлежат усвоению в объеме, необходимом и достаточном для решения задач взаимодействия в процессе общения в соответствии с нормами изучаемого языка, узусом и традициями культуры этого языка. Содержание Р. к. для разных уровней и этапов обучения зафиксировано в государственных образовательных стандартах.
По мнению Мязиной Т. А., которая исследовала тему «речевых компетенций», необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения, ведь речевая деятельность формируется во всех её видах — чтении, говорении, письме, аудировании.
Нужно отметить, что формирование речевых компетенций, по мнению лингвистов, зависит от нескольких факторов:
*национальности ученика;
*общего уровня грамотности;
*общего уровня развития;
*индивидуальных способностей;
*особенностей мышления.
Для повышения общего уровня грамотности на своих уроках я использую карточки, разноуровневые задания, составление и разгадывание кроссвордов и загадок по русскому языку. Каждый урок русского языка всегда начинается с орфоэпической или орфографической разминки.
В карточках материал структурирован по нескольким принципам: по орфограммам, по видам орфограмм (например, буква Ь после шипящих в разных частях речи), по темам, в которых изучаются правила ("Имя существительное", "Имя прилагательное", "Глагол"). Это позволяет учащимся многократно отрабатывать орфографические навыки (при закреплении темы. при повторении раздела, при изучении нового и т.д.). Учитель же получает быструю обратную связь и возможность контролировать результаты работы учащихся, а также варьировать и дозировать материал.
Разноуровневые задания позволяют осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении орфографии, будет способствовать достижению каждым обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Наименее подготовленным обучающимся предназначены задания базового уровня, более подготовленным и мотивированным- повышенного уровня, с творческим элементом.
Известно, что дети легче воспринимают информацию через игру. На уроках русского языка я регулярно использую такие игры, повышающие уровень грамотности, как «Вытяни правило» или «Поймай орфограмму»
Также я рекомендую обучающимся проходить тестирования на уже изученные правила на различных интерактивных тренажерах, разработанных на базе разных образовательных платформ. Например, «Учи.Ру», «Skills4u». Некоторые тренажеры по русскому - с ответами. Ученик сразу видит, правильное ли он принял решение, понимает, где допустил ошибку.
Повышению общего уровня развития способствует работа с текстами. Для диктантов и изложений я выбираю тексты, касающиеся разных сфер жизни и деятельности человека. Мы выясняем значение новых слов, терминов, пользуясь толковым словарем. Для закрепления новых слов и понятий, составляем словосочетания и предложения с ними.
На уроках часто акцентирую внимание на необходимости расширения лексикона. Поэтому даже при составлении кроссвордов по русскому языку, каждый ученик включает в перечень слов одно или два новых для него понятия на отвлеченную тему.
Периодически я использую логические упражнения «Найди лишнее», «Найди общее», «Найди ошибку», «Собери предложения», «Собери слово», «Словесная змейка» (написать слово, которое начинается на последние буквы предыдущего, например, лксикАрбуЗыйЦицирон и т.д.). Логические упражнения, применяемые на уроках русского языка, могут быть использованы для создания проблемной ситуации, могут служить своеобразной разминкой. Подобные задания являются не только способом повышения общего уровня знаний, но стимулирования интереса к обучению. Они дают возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, их умение самостоятельно мыслить и обоснованно защищать свою точку зрения. Данный вид упражнений помогает создать условия для самореализации ученика, раскрытия его личности, что является основной целью современной школы.
На своих уроках я стремлюсь создать оптимальные условия для успешного развития учеников в образовательном процессе, для чего необходима ориентироваться на индивидуальные особенности учеников, применять индивидуальный подход.
Например, для обучения детей с ОВЗ имеются специальные программы обучения, с описанием критериев оценивания учеников и другими рекомендациями.
Поскольку в любой школе с русским языком обучения оказываются дети разных национальностей, то сами классы в ней приобретают статус классов с многонациональным составом учащихся. Из всех направлений изучения русского языка в классе с многонациональным составом учащихся лексическая работа является наиболее значимой. Как правило, уровень развития активного и пассивного словаря детей в многонациональном классе не выше среднего, поэтому почти всегда необходима работа по расширению их словарного запаса. Для расширения словарного запаса я использую карточки со словами, значение которых мы вместе с детьми пытаемся объяснить, после чего составляем с ними разные синтаксические конструкции. Помимо этого, дети с удовольствием работают с ситуативными карточками, суть которых состоит в подборке слов относительно указанной ситуации или темы. Учащиеся с удовольствием работают с такими карточками.
В заключении хочется еще раз отметить, что развитие речевой компетенции учащихся - это важнейшая составляющая при изучении языка, необходимая для формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами - словообразовательными моделями, формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, а также формирование образно-эмоциональной стороны речи для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Используемая литература и ресурсы интернета:
1. Новый словарь методических терминов и понятий — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009
2. Мязина, Т. А. Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы (выступление на МО словесников) / Т. А. Мязина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110)
3. Педагогика под ред. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е.– Изд-во «Проспект», 2010