Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка | Фадеева Анастасия Васильевна. Работа №347242

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается вопрос формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка, как одного из ключевых направлений школьного образования. Описаны основные методы и подходы к развитию речевых навыков у школьников, акцентированы важные аспекты работы над устной и письменной речью. Рассматривается роль учителя в создании условий для формирования языковой грамотности и культурной компетенции, а также использование современных образовательных технологий и методов активного обучения для повышения уровня речевой культуры учащихся.

         Ключевые слова: речевая компетенция, русский язык, школьники, устная речь, письменная речь, методы обучения, активные формы обучения, языковая культура.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Фадеева Анастасия Васильевна, учитель русского языка

МБОУ "Унъюганская СОШ №2 им. Альшевского М.И."

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка, как одного из ключевых направлений школьного образования. Описаны основные методы и подходы к развитию речевых навыков у школьников, акцентированы важные аспекты работы над устной и письменной речью. Рассматривается роль учителя в создании условий для формирования языковой грамотности и культурной компетенции, а также использование современных образовательных технологий и методов активного обучения для повышения уровня речевой культуры учащихся.

Ключевые слова: речевая компетенция, русский язык, школьники, устная речь, письменная речь, методы обучения, активные формы обучения, языковая культура.

 

Формирование речевой компетенции учащихся является одной из важнейших задач в системе школьного образования. В условиях современной информационной среды, когда коммуникация происходит с высокой скоростью и в различных форматах, умение чётко и грамотно выражать свои мысли как устно, так и письменно, приобретает особую значимость. В этом контексте уроки русского языка играют ключевую роль, так как именно они дают школьникам не только знания о правилах языка, но и навыки использования языка в реальных речевых ситуациях.

Речевая компетенция предполагает не только владение нормами русского языка, но и умение строить связные, логичные, грамматически правильные высказывания, адекватные речевой ситуации. Для её формирования на уроках русского языка важно учитывать несколько ключевых аспектов: работу с устной и письменной речью, развитие коммуникативных умений, а также воспитание языковой культуры у учащихся. Важной задачей становится не просто передача знаний о языке, но и развитие у детей способности использовать язык как инструмент общения и самовыражения.

Одним из главных направлений формирования речевой компетенции является развитие устной речи учащихся. На уроках русского языка необходимо создавать условия для активной речевой деятельности школьников. Это может быть достигнуто через использование различных методов активного обучения, таких как дискуссии, ролевые игры, публичные выступления, работа в группах и парах. Эти формы работы позволяют детям учиться строить связные высказывания, формулировать и выражать свои мысли, слушать и понимать собеседников. Для эффективного развития устной речи важно организовать на уроке диалог, в котором каждый ученик будет иметь возможность высказаться.

Особое внимание следует уделять и развитию навыков монологической речи. Для этого на уроках можно использовать такие задания, как пересказ, составление рассказов по картинке или по заданной теме, выступления с докладами или сообщениями. Важно, чтобы дети учились не только грамотно и последовательно излагать свои мысли, но и подбирать правильные слова, выражения, уместные в конкретной ситуации общения. Монологическая речь развивает у школьников способность к логическому построению высказывания, к структурированию информации.

Не менее важным направлением является работа с письменной речью. На уроках русского языка учащиеся осваивают различные виды письменных текстов: сочинение, изложение, эссе, диктант. Важно не только проверять правильность написания, но и учить детей анализировать структуру текста, его логику, смысловую целостность. Письменная речь требует более строгого соблюдения норм языка, поэтому учителю необходимо особое внимание уделять грамматической, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

При обучении письменной речи важно также учитывать личностные интересы детей, предоставляя им возможность выбирать темы для написания текстов. Это способствует более глубокой заинтересованности в процессе обучения, а также помогает раскрыть творческий потенциал учащихся. Использование различных творческих заданий, таких как написание эссе, создание рассказов, диалогов, писем, помогает учащимся не только развивать письменные навыки, но и учит их более тонко чувствовать язык, искать выразительные средства для передачи своих мыслей.

Для формирования речевой компетенции важно также развивать у учащихся навыки работы с текстом. Это включает умение анализировать прочитанный текст, выделять главные мысли, определять его структуру, а также понимать подтекст и стилистические особенности. Работа с текстом помогает школьникам развивать не только собственную речь, но и умение воспринимать чужую речь, что является неотъемлемой частью речевой компетенции.

Современные образовательные технологии предоставляют учителям широкий инструментарий для работы над речевой компетенцией. Использование мультимедийных средств, интерактивных платформ, онлайн-ресурсов и тренажёров по русскому языку позволяет сделать уроки более интересными и динамичными. Например, просмотр и обсуждение видеоматериалов, создание презентаций, участие в онлайн-дискуссиях стимулируют активность школьников и развивают их речевые умения.

Однако важно помнить, что успешное формирование речевой компетенции возможно только в условиях постоянной практики. Учителю необходимо создавать на уроках атмосферу, которая будет способствовать активному использованию языка, поощрять учеников к самостоятельному размышлению, формулированию и выражению своих мыслей. Ключевым здесь является не только контроль со стороны учителя, но и поддержка интереса школьников к языку и речевому творчеству.

Таким образом, формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка требует комплексного подхода, который включает развитие как устной, так и письменной речи, работу над текстом, использование активных форм обучения и современных технологий. Важно не только обучать правилам языка, но и помогать детям развивать навыки, необходимые для эффективной коммуникации, что в конечном итоге способствует успешной социализации и личностному развитию учащихся.

 

Список литературы

 

Бердиева Н.А. Развитие речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы //

Academic

research

in

educational

sciences

.

2023. №TMA Conference. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevoy-kompetentsii-obuchayuschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (

дата

обращения

: 14.10.2024).

Мязина

, Т. А. Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы (выступление на МО словесников) / Т. А.

Мязина

. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 907-910. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27185/ (дата обращения: 14.10.2024).

Набиева Д.У.,

Усмонова

А. Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы //

Academic

research

in

educational

sciences

. 2021. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevoy-kompetentsii-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 14.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×