Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование регулятивных и коммуникативных УУД у обучающихся с использованием проектно-исследовательской деятельности | Стахеева Татьяна Анатольевна. Работа №347277

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся через использование проектно-исследовательской деятельности. Описаны ключевые подходы, которые способствуют развитию у школьников навыков саморегуляции, планирования, целеполагания, а также эффективного взаимодействия в группе. Подчёркивается значимость проектно-исследовательской работы для формирования личностных и коммуникативных компетенций.

Ключевые слова: регулятивные УУД, коммуникативные УУД, проектно-исследовательская деятельность, саморегуляция, планирование, взаимодействие.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Стахеева Татьяна Анатольевна, учитель труда (технологии)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Корзуновский детский дом-школа»

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся через использование проектно-исследовательской деятельности. Описаны ключевые подходы, которые способствуют развитию у школьников навыков саморегуляции, планирования, целеполагания, а также эффективного взаимодействия в группе. Подчёркивается значимость проектно-исследовательской работы для формирования личностных и коммуникативных компетенций.

Ключевые слова: регулятивные УУД, коммуникативные УУД, проектно-исследовательская деятельность, саморегуляция, планирование, взаимодействие.

 

Проектно-исследовательская деятельность является одним из ключевых инструментов для формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся. Регулятивные УУД включают навыки планирования, целеполагания, самоконтроля и саморегуляции, а коммуникативные УУД направлены на развитие у школьников умения взаимодействовать с окружающими, обсуждать идеи и принимать совместные решения. Эти компетенции являются важной частью образовательного процесса и помогают ученикам быть более организованными, ответственными и способными к продуктивной командной работе.

Формирование регулятивных УУД начинается с этапа постановки целей и планирования проекта. Ученики учатся определять конечные цели своей работы, разрабатывать план действий и распределять задачи. Например, при выполнении проектного задания по созданию технологического изделия школьники должны самостоятельно составить план работы, выделить этапы выполнения проекта и установить сроки для каждого из них. Этот процесс учит учащихся осознанно подходить к выполнению задач, что является важной частью регулятивных УУД.

Саморегуляция и самоконтроль также развиваются в процессе выполнения проектно-исследовательской работы. Школьники учатся оценивать свои результаты на каждом этапе выполнения проекта, анализировать свои действия и вносить коррективы при необходимости. Например, если учащиеся сталкиваются с трудностями в процессе выполнения какого-либо этапа проекта, они должны оценить, в чём возникла ошибка, и найти способы её исправления. Это способствует развитию умений управлять своим временем, контролировать процесс работы и добиваться поставленных целей.

Коммуникативные УУД формируются в ходе взаимодействия между учащимися в процессе проектной деятельности. Проекты, выполняемые в группах, требуют от школьников активного взаимодействия друг с другом. Например, при коллективной работе над проектом школьники должны обсуждать идеи, делиться мнениями, договариваться о распределении ролей и решать возникающие проблемы. Этот процесс способствует развитию навыков эффективной коммуникации, учит школьников слушать и учитывать мнение других, аргументировать свою точку зрения и находить компромиссные решения.

Одним из важных аспектов проектно-исследовательской деятельности является её ориентация на практическое применение знаний, что делает обучение более осмысленным для школьников. Работа в группе помогает учащимся развивать навыки сотрудничества и ответственности за общий результат. Например, при проектировании и создании модели какого-либо объекта (например, мебельного изделия или электронного устройства) школьники не только применяют теоретические знания, но и учатся планировать совместную работу, корректировать действия и анализировать результаты в контексте общей цели.

Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) также способствует развитию регулятивных и коммуникативных УУД. Ученики могут использовать цифровые инструменты для поиска информации, разработки проектов, создания презентаций и обмена результатами работы с одноклассниками. Например, школьники могут использовать облачные сервисы для совместной работы над проектом, редактирования документов или обмена идеями в режиме реального времени. Это помогает не только развивать навыки работы с информацией, но и улучшать взаимодействие в команде.

Завершающий этап проектно-исследовательской деятельности — это презентация результатов. Этот этап помогает учащимся развивать навыки публичных выступлений и уверенности в себе. Школьники должны представить результаты своей работы перед одноклассниками и учителем, объяснить, как они достигли цели проекта, и ответить на вопросы. Презентации способствуют развитию коммуникативных умений и навыков аргументации, а также помогают учащимся осознать важность проделанной работы и её практическую ценность.

В заключение, проектно-исследовательская деятельность является эффективным методом для формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся. Она способствует развитию навыков самостоятельной работы, планирования и самоконтроля, а также учит школьников взаимодействовать в коллективе, делиться идеями и принимать решения совместно. Эти компетенции играют важную роль в учебной и профессиональной жизни учащихся, помогая им успешно справляться с задачами различного уровня сложности.

Список литературы

1. Корниенко, В. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий / В. А. Корниенко // Молодой ученый. — 2015. — № 2-1. — С. 14— 15. 

2. Федотова, А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования / А. В. Федотова // Молодой ученый. — 2016. — № 1. — С. 716—719.

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : учеб. пособие / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2016. — 159 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×