«Формирование регулятивных УУД посредством проектной технологии на уроках и внеурочных занятиях по географии и экономике» | Кеня Надежда Александровна. Работа №349649
Большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Очевидно, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Следовательно, обучение обучающихся специальным знаниям, а также развитие у них умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современности.
Педагогический опыт по теме
«Формирование регулятивных УУД посредством проектной технологии на уроках и внеурочных занятиях по географии и экономике»
Условия становления опыта
Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание социально ответственной личности (согласно указу Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309, на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года) определены как ведущие национальные цели развития Российской Федерации. На достижение национальной цели Российской Федерации в области образования направлен Национальный проект «Образование», в рамках которого решается множество задач, направленных на обеспечение возможности самореализации и развития обучающихся, развитие их талантов. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности. Основной задачей образовательной организации является «выращивание» способности обучающихся видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы, отделять главное от второстепенного, выделять разные способы решения той или иной задачи, чтобы успешно справляться с учебной работой. Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Очевидно, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Следовательно, обучение обучающихся специальным знаниям, а также развитие у них умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современности.
Многие годы традиционной целью общего образования было овладение системой знаний, составляющей основу наук. Память обучающихся загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому наши выпускники лучше выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Особые затруднения у них возникают при выполнении заданий на применение знаний в практических жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Отсюда вытекает проблема формирования познавательных компетентностей, которая обусловлена следующими факторами:
• разрывом между знаниями обучающихся и умением применять эти знания на практике;
• преодолением несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;
• необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися.
В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования. Практика показывает, что достижение требуемого образовательного результата есть прямое следствие той или иной обучающей деятельности педагога, в результате которой происходит передача знаний от учителя к ученику, «опыта старших поколений молодому поколению». Однако, знания человека не являются материальным объектом, поэтому не могут быть переданы ему кем бы то ни было. Они могут возникнуть только как естественный результат его собственной деятельности. Поэтому, говоря о деятельности учащегося, нужно говорить о его учебно-познавательной деятельности. В последние годы все больше утверждается не традиционная трансляционная модель обучения, а деятельностная (личностно ориентированная). Термин «деятельностный» подчеркивает, что деятельность учащегося формирует требуемый результат. Значит, на уроке необходимо создать такие условия, при которых будет происходить не просто передача определенной суммы знаний и формирование отдельных географических умений и навыков, а самостоятельная учебная исследовательская деятельность ребят, способствующая глубокому осмыслению ими приобретаемых знаний.
Эти противоречия явились причинами, побудившими меня искать наиболее эффективные методы и формы обучения географии и экономике для повышения мотивации к самому процессу получения знаний, активизации познавательной деятельности учащихся для достижения высокомотивированными учениками высоких показателей на различных интеллектуальных конкурсах.
В качестве гипотезы исследования я выдвинула предположение о том, что если сформировать учебно-познавательную компетенцию учащихся в условиях современного обучения на основе деятельностных технологий, то это позволит им:
планировать, анализировать, проводить рефлексию и самооценку своей учебной деятельности
;
самостоятельно критически и творчески мыслить, искать пути рационального преодоления трудностей, быть способным генерировать новые идеи;
повысить познавательную мотивацию.
Цель: создание условий для развития регулятивных УУД через применение проектной технологии на уроках географии и экономики и во внеурочное время.
Задачи:
Изучить опыт формирования учебно-познавательной компетенции в педагогике (анализ литературы по теме, участие в семинарах, в работе педагогического сообщества и т.п.).
Определить наиболее оптимальные формы
и приемы
организации активной познавательной деятельности обучающихся для конкретных типов уроков.
Осуществить подбор необходимого материала и простроить систему заданий к нему.
Апробировать отобранные формы и приемы на практике.
Разработать методические рекомендации для
педагогических
работников
географии и экономики по реализа
ции
деятельностного
подхода для формирования учебно-познавательной компетенции.
Основное содержание инновационного опыта
В концептуальной основе данного опыта лежат концепция построения практики развивающего и развивающегося образования (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков). Проблема субъекта рассматривается в ряде концепций, в том числе в концепции учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эдьконина и в теории личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская, Н.А. Алексеев, В.В. Сариков).
Теория учебной деятельности Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, утверждающая, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определённых возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Сегодня в преподавании географии и экономики необходимо перейти от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми. Это можно осуществить при помощи системы уроков на базе деятельностного подхода. Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия учителя и ученика. Деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока, занятия при реализации деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена так: «сегодня каждый из вас научится решать определенный класс задач». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Такая постановка вопроса применительно к обучению означает, что все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.
Эффективным средством при обучении является создание в процессе обучения специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешения. Выход из проблемной ситуации – вот ключевой момент на уроке, способный перевести ученика в обучающегося. С этой целью считаю целесообразным использование на уроках географии и экономики технологии проектов. Проектная технология организации учебной деятельности и технология проблемного обучения применяются с 5 по 11 классы с учётом возрастных особенностей обучающихся и соответственно целям, задачам учебного материала.
Специальная организация освоения способов деятельности на основе процессов рефлексии и понимания, в ситуации разрыва средств деятельности, имеющий идеальный характер, обеспечивается задачной формой организации деятельности. Суть её заключается в том, что человек начинает мыслить и ставить для себя вопросы, задачи только тогда, когда в привычном для него образе действия образуется разрыв: невозможность действовать по стереотипу, то есть специфически. Учебные цели и задачи возникают у человека, когда он обнаруживает недостаточность собственных способов действия. Тогда – то ему и требуется изобрести, построить и освоить новый способ. И именно в ситуации разрыва деятельности знак, модель, знание могут быть взяты ребёнком, как средство, то есть усвоиться.
Внедрение задачной формы организации учебной деятельности позволяет выделить основные условия освоения средств осуществления педагогической и учебной деятельности.
Проблема заключается в том, что есть много очень интересных задач, но очень многие из них оторваны от жизни.
К общим психолого-педагогическим условиям освоения задачной формы организации деятельности учащихся и педагогов относятся:
1. Фиксация затруднения как ситуации отсутствия или недостаточности средств осуществления деятельности в ситуации необходимости выполнить задание.
2. Наличие образца деятельности и его демонстрация по преодолению затруднений данного типа.
3. Комментирование образца выполнения деятельности: объективация процедур осуществления элементов деятельности, ее операций; вычленение и объективация использованных средств.
4. Построение в мышлении понятия задачной формы организации в процессе переконструирования имеющихся субъективных средств и связывание их с новыми.
5. Организация применения субъективированных средств в новой ситуации, на новом материале.
Таким образом, при подготовке и проведению урока в технологии задачной формы организации учебного процесса я рассматриваю педагогическую деятельность с трёх функций, являющихся средством организации работы:
дидактической;
методической;
антропологической.
Что касается первой функции – четко представляю место урока в теме, выявляю конкретную единицу содержания, над которой работаю с учащимися.
С методической стороны – организую работу с обучающимися над пониманием задачи и её решением в конкретной ситуации «учения – обучения».
Антропологические средства обеспечивают возможность работы с особенностями ребёнка как субъекта учебной деятельности – его пониманием, рефлексией, самоопределением.
При подготовке к уроку я обязательно учитываю принципы постановки учебной задачи:
прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления;
не вводить знания в готовом виде, даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию сознательного поиска, предварительных догадок и гипотез;
определение или правило (словесная форма нового знания) должны появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания;
логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для ученика. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.
Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными «открытиями» учеников:
они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой – то задачи).
они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к её решению.
Этапы организации учебной деятельности при задачной форме обучения:
Первый этап: организация самоопределения учащихся (поиск и обнаружение для ребенка оснований, почему он должен уметь решать данный класс задач - например, показ исторической, социальной или личной значимости этих задач).
Задача: создание условий по мотивации ученика к решению задачи.
На этом этапе важное значение имеет мотивационная задача, которую организует, предъявляет учитель. Подбор такой задачи всегда вызывает затруднение. Необходимо создать такую ситуацию на уроке, чтобы решение предложенной задачи становилось важным для учащихся. Например, на уроке по теме «Масштаб», была создана ситуация, побуждающая желанием учащихся 5 класса помочь конкретному человеку (своему однокласснику).
Этапы организации учебной деятельности при задачной форме обучения:
Первый этап: педагог дает ученикам задание 1, сконструированное для применения освоенного ими способа действия (способ 1). Они этот способ применяют и справляются с заданием. Возникшая ситуация успеха важна для включения учащегося в последующие учебные действия.
Разберем пример организации задачной формы обучения на примере изучения темы «Масштаб» (6 класс).
Задание 1.Педагог предлагает учащимся вопросы и задания для подготовки к открытию новых знаний.
Длина дороги между городами 2400км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе:
1:100 000 000. Учащиеся выполняют по образцу.
Второй этап: педагог дает ученикам задание 2, которое по внешним признакам схоже с заданием 1. Как следствие, ученик выполняет его способом 1 (он освоил этот способ, уверен в этом). Но задание 2 – это задание – ловушка, оно, по сути, отличается от первого и не может быть выполнено способом 1, реализация этого способа приводит к неверному ответу (либо способ не удаётся реализовать полностью). Происходит сбой в деятельности. Неверность ответа или невозможность его получения должна быть признана самим учеником – задачная ситуация. Задачная ситуация характеризуется, с одной стороны, необходимостью, потребностью осуществить действие, с другой - отсутствием образца действия (образца, в котором реализован эффективный способ).
Задание 2. Пользуясь физической картой России, найдите расстояние между городами Москва и Сургут.
Поскольку задания внешне похожи, ученики по аналогии с предыдущим заданием высказывают свои ответы. Они не сомневаются в правильности выполнения и не замечают задания-ловушки. Учитель с помощью вопросов выводит учеников на рефлексию, что мы делали? Как? Результаты фиксируются на доске.
На третьем этапе условием преодоления сбоя является выход в рефлексивную позицию. Эта позиция реализуется на основе рефлексивных вопросов: «Что нужно получить?», «Что делали?», «Почему не получилось?». Сначала эти вопросы задаю ученику сама, но со временем он будет это делать самостоятельно. Школьник научается осмысленно относиться к тому, что делает, то есть выходит на рефлексию. Именно сейчас ученик начинает понимать, что прежние способы не позволяют выполнить задание №2.
Таким образом, отслеживая своё продвижение в предмете на основе собственных наблюдений, обучающиеся учатся вникать и осознавать причины возникших трудностей. Приобретенная потребность в данной деятельности, способствует формированию рефлексии.
При поиске ответа на вопрос «Почему не получилось?
»
предлагаю ребятам поработать в группах и попытаться понять, почему
не смогли
найти расстояние между городами Сургут и Москва
?
Сначала идет обсуждение в группах, а затем выносится на общее обсуждение, все версии фиксируются на доске. В ходе обсуждения видим ошибочность своих действий в том,
н
едостаточно знаний, не знаем как находить расстояния, используя географическую карту.
На четвертом этапе осуществляется проектный шаг. Система вопросов должна наталкивать на другой способ (продумываю вероятностную трассу движения класса). Ученик порождает способ №2.
На этом этапе ученики, работая в группах, предлагают различные способы решения данной задачи. В ходе обсуждения выдвигают идею и ставят цель проекта и формулируют шаги, необходимые для реализации проекта, составляют план.
На пятом этапе способ фиксируется и закрепляется.
На шестом этапе ученики проводят рефлексию урока, акцентируя внимание на полученных результатах.
Такая организация учебной деятельности называется «Шагом развития». Прохождение учеником через задачную организацию учебной деятельности предполагает появление у него нечто нового (например, при входе в задачную систему мы имеем ученика, владеющего одним способом, то на выходе он должен владеть двумя.) Появление нечто нового и означает переход в будущее. Если ученик ничему не научился, он остаётся в прошлом.
При такой организации учебной деятельности происходит не только отработка знаний, умений, навыков, но и обучение способам действия. Оказывается это технологично.
Учащиеся, включённые в задачную форму организации учебной деятельности, имеют возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; самореализуются на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Анализируя свой урок в задачной форме обучения, постоянно отвечаю на следующие вопросы:
Было ли задание №1? Восстанавливают ли ученики способ №1?
Было ли задание №2? Действительно ли оно было заданием «ловушкой»?
Действительно ли появился новый способ?
Что в данном уроке является материалом, и что на данном уроке есть осваиваемое содержание?
Итак, при организации учебной деятельности в задачной форме обучения мои педагогические действия заключаются в:
- подборе такого задания, которое ребенок возьмется выполнять, думая, что он действительно сумеет его выполнить. Но в реальности выполнить его он не может, потому что его средства этого не позволяют. А те, которые позволяют, у него отсутствуют, но он этого еще – до выполнения задания - не знает;
показе ученику, что он на самом деле не смог выполнить задание, так как не знает способа
решении этого класса задач;
организации процесса самоопределения (поиск и обнаружение для ученика
оснований, почему он должен уметь решать данный класс задач - например,
показ исторической, социальной или личной значимости этих задач);
организации процесса поиска учеником причин неудачи в выполнении задания. П
ричем не во вне, а именно в себе самом. Задаёт вопросы: какие мои представления
неверны, какие мои способы неправильны;
организации понимания того, какие именно представления ученика
об объекте он должен изменить и какие именно способы своей деятельности
он должен перепроектировать.
Таким образом, задачная форма организации учебного процесса представляет собой систему средств, используемых педагогом в своей педагогической деятельности, а именно для выращивания у детей организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки своей учебно-познавательной деятельности; находить причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме (а не просто для запоминания информации или формирования навыков).
Освоение и внедрение технологии задачной формы организации учебной деятельности и технологии проектного обучения позволяет выделить, что основным и преобладающим элементом работы ученика является решение задачи, то есть освоение деятельности. Фактически предметные знания становятся следствием работы над задачами. Параллельно с освоением деятельности ученик формирует свою систему ценностей. Из пассивного потребителя знаний ученик становится субъектом познавательной деятельности.
Таким образом, считаю, что применение деятельностного подхода в обучении географии и экономике способствует формированию и развитию ключевых компетенций обучающихся. Это подтверждают результаты диагностики «Сформированность учебно-познавательной компетенции» («Тесты креативности» П. Торренс; «Тест-опросник мотивации обучения» Е.П.Ильиной, Н.А.Курдюковой) и результаты предметных олимпиад. Практика показывает, что обучающиеся с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания, с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая, и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.
Динамика успеваемости обучающихся по географии и экономике
Успеваемость и качество знаний обучающихся (Ф.И.О. педагогического работника)
Учебный год
Предмет
Класс
Успеваемость (%)
Качество (%)
2019-2020
География
6,7,8,9,10 -е классы
100%
67%
Экономика
10 класс
100%
97%
2020-2021
География
6,7,8,9 -е классы
100%
69%
Экономика
11класс
100%
87%
2021-2022
География
5, 6,7,8,9 -е классы
100%
70%
Экономика
10 класс
100%
93%
2022-2023
География
5, 6,7,8,9 -е классы
100%
72%
2023-2024
География
5, 6,7,8,9,10 -е классы
100%
73%
Участие обучающихся в мероприятиях (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры, фестивали и др.) по предмету и внеурочной деятельности
Уровень (ОО, муниципальный, региональный, всероссийский, международный)
Название мероприятия
(указать очное, заочное)
Кол-во участников
Муниципальный
Научно-практической конференции «Шаг в будущее», очно
8
Региональный
Олимпиада по Финансовой грамотности и предпринимательства для школьников и студентов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
3
Региональный
Многопредметная олимпиада Пермского государственного национального исследовательского университете «Юные таланты» по предмету «География»
3
Региональный
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева, заочно
2
Всероссийский
Всероссийская онлайн- олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для 1-9 классов
9
Международный
Международная просветительская Акция «Географический диктант»
69
Международный
Конкурс по экологии «Экология России» заочно
8
Наличие достижений, обучающихся в мероприятиях по предмету и внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры, фестивали и др.)
Уровень (ОО, муниципальный, региональный, всероссийский, международный)
Название мероприятия
(указать очное, заочное)
Кол-во участников
Достигнутые результаты
Муниципальный
ВОШ по географии, очно
1
1 победитель
Муниципальный
Конкурс социально значимых экологических проектов в рамках Муниципального этапа Международной экологической акции «Спасти и сохранить»
1
Призер
3 место
Муниципальный
Деловая игра «Экономический турнир» в рамках государственного праздника «День финансиста» очно
4
1 место
Муниципальный
Научно-практической конференции «Шаг в будущее», очно
4
4 призера
Муниципальный
Конкурс экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры»
1
Победитель
Муниципальный
Фестиваль детского и юношеского творчества «Созвездие юных талантов Нефтеюганска»
Муниципальный
Конкурс «Родники семейных традиций»
4
1победитель
3 призера
Муниципальный
Конкурс детского творчества «Весенний вернисаж»
6
6 победителей
Муниципальный
Конкурс экологических листовок «Сохраним природу и культуру народов Югры»
2
1 победитель
1 призер
Региональный
Олимпиада по Финансовой грамотности и предпринимательства
63
38победителей, 19 призеров
Региональный
Конкурс детского творчества «Весенний вернисаж»
2
1 победитель,
1 призер
Региональный
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева, заочно
2
2 призера
Всероссийский
Всероссийский он-лайн зачёт по финансовой грамотности
1
1 место
Всероссийский
Всероссийская онлайн- олимпиада по финансовой грамотности и предпринимательству для 1-9 классов
9
3 победителя
Всероссийский
Всероссийский конкурс «Большая перемена»
1
Победитель
Всероссийский
Всероссийская краеведческая олимпиада для учеников 1-11 классов «Многовековая Югра»
3
Победитель
Международный
Международная просветительская Акция «Географический диктант»
69
участники
Международный
УРФО Международная Олимпиада в области «География»
Международный
Конкурс по экологии «Экология России» заочно
8
2 призера
Повысился количественный и качественный уровень участия обучающихся в интеллектуальных конкурсах, исследовательских конференциях, игровых конкурсах, дистанционных олимпиадах.
Участие обучающихся в конкурсах различных уровней.
Год
5 классы
6 классы
7 классы
8 классы
9 классы
10 классы
11 классы
Итого
2020-2021
13
11
9
5
4
2
2
46
2021-2022
15
16
10
8
7
6
5
67
2022-2023
17
18
12
11
10
9
8
85
2023-2024
20
21
15
13
13
10
10
102
*Мониторинг проводился по материалам из журнала «Управление школой» №12 от 2019 год
Образовательное учреждение создает благоприятные условия для обучающихся в подготовке и реализации проектов и организует участие в мероприятиях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Партнеры
1.Родители (участие родителей во внеурочной деятельности по подготовке к олимпиадам и конкурсам, привлечение их к работе над проектами в качестве консультантов).
2.Социальные партнеры (школьный психолог).
3.Сотрудничество с учителями-предметниками и классными руководителями.
4.Интеллектуальный проект УРФО «Международная олимпиада по основам наук».
Ожидаемые результаты
Для обучающихся:
высокий процент успеваемости по географии и экономике;
изменение отношения обучающихся к образованию, повышение их мотивации к обучению;
проявление способности к
организации своей деятельности;
умение взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, развивать навыки самоорганизации;
Для педагогического сообщества:
опыт проектирования современной образовательной среды,
основанной на идее подлинного сотрудничества, взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса;
готовность реализации ФГОС;
практические материалы по формированию ключевых компетенций;
методические рекомендации по формированию предметных и
метапредметных знаний;
создание методических пособий по
сценированию
занятий в деятельностных технологиях;
созда
ние
и (или)
апробирования
диагностическ
ого
инструментари
я
для отслеживания новых образовательных (метапредметных) результатов.
Данный опыт может быть использован учителями не только географии, но и истории и обществознания в любом образовательном учреждении, так как не требует дополнительных материальных затрат, приемлем для всех видов действующих программ.
Литература:
Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-
Югры до
2020 года. Основные положения.
Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2015 года
Е.Л. Зайцева, И.А. Петрунина, М.В.
Половкова
«Инновационное пространство в системе образования города Москвы.
Мыследеятельностная
педагогика
и :
принципы построения и опыт
работы.-М.:Центр
«Школьная книга»,2010
Л.Н. Алексеева, А.А.
Устиловская
«Из опыта освоения
мыследеятельностной
педагогики»М
.
: МИОО,2007
М.В.
Половкова
«Условия освоения задачной формы организации образовательного процесса в школе». -Тюмень: ТОГИРРО.
Г.К.Селевко
Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998г.
И.И. Баннов
Проектирование как
условие развития личностных качеств старших
обучающихся
: Автореферат
дис
. канд.
псих.наук
, - М., 1998г.
Н.Г. Алексеев Учебно-познавательная задача. Методологическая рефлексия. – Красноярск, 1988г.
Ю.В. Громыко Организационно – деятельностные игры как средство развития образования: Автореферат докторская диссертация – М., 1993г.
В.В.Давыдов
Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986г.
Воронщиков
С.Г. Учебно-познавательная
компетентность
обучающихся
: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.
Фельдштейн
Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. // Известия Российской Академии Образования, 2010, № 2 (14).
Болотов В.Н. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе. М.: Активная школа, 2004. С.244
Приложение 1
Диагностическая карта формирования регулятивных УУД учащихся
УУД
Критерии
Балл
1 полу-годие
Год
1
Определять и формулировать цель деятельности на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях
Умеет самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель
2
2
Умеет при помощи учителя поставить и сформулировать задание, определять его цель. Иногда выполняет эти действия самостоятельно, но неуверенно
1
1
Не способен сформулировать словесно задание, определить цель своей деятельности. Попытки являются единичными и неуверенными
0
0
2
Составлять план действий по решениюпроблемы (задачи) на уроках, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях
Умеет самостоятельно прогнозировать результат, составлять алгоритм деятельности при решении проблем учебного, творческого и поискового характера
2
2
Умеет самостоятельно прогнозировать результат в основном учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения
1
1
Не умеет самостоятельно прогнозировать результат даже учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения
0
0
3
Соотносить результат своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем
В процессе выполнения задания постоянно соотносит промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем
2
2
В процессе выполнения задания соотносит конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем – из-за этого теряет много времени
1
1
Выполняет задания, не соотнося с целью или с образцом, предложенным учителем. Самостоятельно не может найти ошибку в своей деятельности
0
0
4
Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели, сверяясь с результатом
Умеет самостоятельно корректировать работу по ходу выполнения задания
2
2
Умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками)
1
1
Не умеет корректировать работу по ходу выполнения задания при указании ему на ошибки извне (учителем или одноклассниками)
0
0
5
Оценка результатов своей работы
Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы. Умеет оценить действия других учеников, выделяет критерии оценки
2
2
Умеет самостоятельно оценивать результат своей работы по предложенным учителем критериям оценки. Не умеет оценить действия других учеников
1
1
Может с помощью учителя соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна
0
0
ИТОГО: 10–9 баллов – высокий уровень,
8–5 баллов – средний уровень, 0–4 балла – низкий уровень