Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях | Кушнер Илона Владимировна. Работа №342911
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Описываются основные педагогические приемы, направленные на воспитание у детей уважения к семье, понимания семейных традиций и важности семейных отношений. Особое внимание уделено роли воспитателя в процессе формирования семейных ценностей, а также взаимодействию ДОУ и семьи для создания единой воспитательной среды.
Ключевые слова: семейные ценности, дошкольный возраст, ДОУ, воспитание, семейные традиции, взаимодействие с семьей.
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Кушнер Илона Владимировна, воспитатель
МБДОУ № 27 г. Мурманск
Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы к формированию семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Описываются основные педагогические приемы, направленные на воспитание у детей уважения к семье, понимания семейных традиций и важности семейных отношений. Особое внимание уделено роли воспитателя в процессе формирования семейных ценностей, а также взаимодействию ДОУ и семьи для создания единой воспитательной среды.
Ключевые слова: семейные ценности, дошкольный возраст, ДОУ, воспитание, семейные традиции, взаимодействие с семьей.
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач воспитательной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Семья — это первый социальный институт, с которым сталкивается ребенок, и от того, как будут заложены основы семейных ценностей, во многом зависит его дальнейшее развитие и социализация. В дошкольном возрасте закладываются основные представления о семье, семейных отношениях и традициях, формируется уважение к близким и понимание роли семьи в жизни человека.
Одним из важнейших методов формирования семейных ценностей у дошкольников является организация занятий, посвященных обсуждению семьи и семейных традиций. Воспитатель может проводить беседы о том, кто такие члены семьи, какие у них роли, и как важно поддерживать и уважать друг друга. Например, в рамках занятия «Моя семья» дети могут рассказывать о своих родителях, бабушках и дедушках, обсуждать, как они проводят время вместе, что любят делать в кругу семьи. Это помогает детям осознать значимость семейных отношений и формирует у них положительное отношение к своим близким.
Игровые методы также играют важную роль в формировании семейных ценностей. Через игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, распределять роли и понимать, что такое сотрудничество и взаимопомощь. Например, игра «Семейный ужин» может помочь детям понять, как важно заботиться о других членах семьи, уважать их мнения и желания. В таких играх дети могут моделировать различные ситуации из семейной жизни, что позволяет им лучше понять семейные традиции и отношения.
Особое внимание в формировании семейных ценностей уделяется праздникам и традициям. Воспитатели могут проводить мероприятия, посвященные таким праздникам, как День матери, День семьи, Новый год, где дети участвуют в подготовке подарков для своих родителей, рисуют открытки или участвуют в постановках, посвященных семье. Такие мероприятия помогают детям осознать важность заботы и внимания к своим близким, укрепляют их эмоциональные связи с родителями и учат выражать свои чувства через творческую деятельность.
Совместная работа с семьей является ключевым элементом формирования семейных ценностей у дошкольников. Важно, чтобы семья и воспитатели действовали согласованно, формируя у ребенка единое представление о семейных ценностях. Воспитатели могут организовывать совместные мероприятия для детей и их родителей, такие как семейные вечера, мастер-классы или спортивные соревнования, где дети и родители участвуют в общих мероприятиях. Это способствует укреплению семейных связей и развивает у детей чувство единства и привязанности к семье.
Важную роль в процессе формирования семейных ценностей играет воспитатель, который должен стать для детей примером уважительного отношения к семейным ценностям. Воспитатель может показывать детям на собственном примере, как важно быть заботливым, ответственным и внимательным к другим людям. Кроме того, воспитатель должен поддерживать открытый диалог с родителями, помогая им осознавать свою роль в воспитании ребенка и предоставляя рекомендации по укреплению семейных связей.
Значительное внимание уделяется также проектной деятельности, направленной на изучение и осознание семейных ценностей. Например, проект «Моя родословная» может включать в себя создание детьми семейных деревьев, где они изучают свою семейную историю, рассказывают о своих предках и делятся семейными традициями. Этот проект не только развивает у детей интерес к своей семье, но и помогает им осознать важность преемственности поколений и сохранения семейных ценностей.
Также эффективным методом формирования семейных ценностей является чтение и обсуждение художественных произведений, где центральной темой являются семейные отношения. Воспитатель может читать детям сказки и рассказы, в которых описываются примеры заботы, уважения и любви между членами семьи. Например, чтение сказки «Мама для мамонтенка» может помочь детям осознать, как важны забота и внимание в семье. Обсуждение таких произведений учит детей выражать свои чувства и мысли о семье, а также формирует у них правильные модели поведения.
На основании проведенной работы можно предположить, что формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ требует комплексного подхода, включающего организацию занятий, игр, праздников и совместных мероприятий с родителями. Воспитатель играет ключевую роль в процессе формирования у детей представлений о семье, семейных отношениях и традициях, создавая условия для активного участия детей в процессе познания семейных ценностей. Совместная работа ДОУ и семьи способствует формированию у детей уважения к близким, ответственности и желания сохранять и развивать семейные традиции.
Список литературы
Поварницына, Е. А. Взаимодействие детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций / Е. А. Поварницына. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XXI
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань: Молодой ученый, 2022. — С. 11-15.
Фомина, Т. П. Формирование у детей семейных ценностей и их роль в воспитании подрастающего поколения / Т. П. Фомина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 184-186.