Формирование семейных ценностей у дошкольников в условиях ДОУ | Нечаева Нина Ивановна. Работа №342717
Аннотация. В статье рассматривается роль музыкального воспитания в формировании семейных ценностей у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Особое внимание уделено тому, как через музыкальные занятия можно воспитывать у детей уважение к традициям, укреплять связь с семьёй и развивать осознание семейных ценностей. Описаны конкретные примеры и методы, которые могут применяться в музыкальной работе с детьми для достижения этих целей.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, семейные ценности, дошкольники, ДОУ, традиции, музыкальная педагогика.
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Нечаева Нина Ивановна, музыкальный руководитель
МКОУ Шелеховская СОШ/Детский сад "Теремок"
Аннотация. В статье рассматривается роль музыкального воспитания в формировании семейных ценностей у дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Особое внимание уделено тому, как через музыкальные занятия можно воспитывать у детей уважение к традициям, укреплять связь с семьёй и развивать осознание семейных ценностей. Описаны конкретные примеры и методы, которые могут применяться в музыкальной работе с детьми для достижения этих целей.
Ключевые слова: музыкальное воспитание, семейные ценности, дошкольники, ДОУ, традиции, музыкальная педагогика.
Формирование семейных ценностей у дошкольников является важной задачей в воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений. Семейные ценности играют ключевую роль в развитии личности ребёнка, их влияние отражается на поведении, отношениях с окружающими и на восприятии мира в целом. Музыкальное воспитание, как часть образовательного процесса в ДОУ, имеет мощный потенциал для того, чтобы формировать у детей представления о важности семьи, уважении к старшим и семейным традициям.
Музыка обладает уникальной способностью воздействовать на эмоции ребёнка, помогать ему осознавать и выражать свои чувства. Это создает благоприятные условия для формирования у дошкольников таких важных семейных ценностей, как уважение к близким, забота, взаимопомощь и сохранение семейных традиций. Через музыкальные занятия ребёнок может понять, что семья – это не только родители, но и дедушки, бабушки, братья и сестры. Музыкальные занятия, которые включают в себя песни о семье, театрализованные постановки на тему семейных традиций, могут помочь детям осознать важность семьи как главной опоры в жизни.
Одним из ключевых методов музыкального воспитания, направленного на формирование семейных ценностей, является использование народных песен и музыкальных произведений, в которых отражены традиции и семейные устои. Народная музыка, песни о семье, традиционных семейных праздниках, обрядах не только знакомят детей с культурным наследием, но и способствуют эмоциональному восприятию ценности семейных традиций. На музыкальных занятиях можно использовать такие песни, как «Топ-топ, топает малыш» или «Мамина песенка», которые акцентируют внимание детей на семейной заботе и тепле.
Театрализованные музыкальные постановки на темы семьи и семейных традиций — ещё один эффективный метод. В процессе подготовки к таким постановкам у детей развивается чувство ответственности, командный дух и взаимопомощь. Разыгрывание сцен, связанных с семейными праздниками, позволяет дошкольникам погружаться в семейную атмосферу, чувствовать её значимость. Например, инсценировки праздников, таких как Новый год, Пасха или Рождество, могут стать прекрасной возможностью для укрепления связи с культурными и семейными традициями.
Важным элементом музыкальной работы в ДОУ является проведение тематических утренников и праздников, посвящённых семье. Такие мероприятия позволяют объединить усилия родителей, воспитателей и музыкальных руководителей, создавая единое пространство для формирования у детей представлений о семье как важнейшей ценности. Например, музыкальные утренники ко Дню матери или Дню семьи, где дети исполняют песни для своих родителей, бабушек и дедушек, не только развивают творческие способности, но и помогают укрепить эмоциональную связь ребёнка с семьёй.
Интеграция семей в музыкальную деятельность ДОУ также имеет большое значение. Организация совместных мероприятий, на которых родители и дети могут вместе петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, способствует укреплению семейных связей. Такие мероприятия как «Музыкальные вечера для всей семьи», где дети и родители исполняют семейные песни или разучивают танцы, помогают ребёнку осознать важность совместной деятельности и укрепляют чувство принадлежности к семье.
Практические занятия на музыкальных инструментах также могут быть использованы для формирования у дошкольников семейных ценностей. Разучивание семейных песен, которые могут исполняться дома, помогает детям погружаться в семейные традиции. Например, разучивание простых мелодий на детских музыкальных инструментах может стать своеобразной подготовкой к семейным музыкальным вечерам, что укрепит семейные связи и принесёт радость в дом.
Таким образом, музыкальное воспитание в ДОУ является эффективным средством формирования семейных ценностей у дошкольников. Через знакомство с народной культурой, инсценировки семейных праздников и активное вовлечение родителей в музыкальную деятельность у детей развиваются такие важные качества, как уважение, любовь и забота о близких. Вовлечение семей в музыкальные мероприятия ДОУ способствует не только культурному развитию, но и эмоциональной близости, которая является основой формирования гармоничной личности. Музыкальное воспитание помогает не просто научить ребёнка основам музыкальной грамотности, но и заложить в его сознание глубокие представления о ценности семьи как главной социальной единицы в его жизни.
Список литературы
1. Грицай Л.А. Семейная педагогика: история семейного воспитания: учеб. пособие / Л. А. Грицай. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 154 с.
2. Симакова Э.С. Воспитательный потенциал современной семьи в зеркале семейной педагогики // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: материалы V Всерос. науч.-практ. конф., Евпатория, 12-13 апреля 2018 г. – Симферополь, 2018. – С. 92-94.
3. Шестакова Ю. И. Основные направления взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 324-325.