Формирование словарного запаса у детей с ОВЗ: методы активизации и расширения | Груздева Ирина Владимировна. Работа №347183
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию и расширению словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны особенности активизации лексики, характерные трудности у детей с ОВЗ, а также предложены эффективные методы, которые могут использоваться в логопедической практике для развития и обогащения словарного запаса. Приведены примеры упражнений и игр, направленных на стимулирование активного употребления новых слов и развитие речевой активности детей.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, словарный запас, логопедическая работа, активизация речи, расширение лексики, развитие речи.
Формирование словарного запаса у детей с ОВЗ: методы активизации и расширения
Груздева Ирина Владимировна, учитель-логопед
МБОУ СОШ «Новая Эра»
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию и расширению словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны особенности активизации лексики, характерные трудности у детей с ОВЗ, а также предложены эффективные методы, которые могут использоваться в логопедической практике для развития и обогащения словарного запаса. Приведены примеры упражнений и игр, направленных на стимулирование активного употребления новых слов и развитие речевой активности детей.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, словарный запас, логопедическая работа, активизация речи, расширение лексики, развитие речи.
Формирование и расширение словарного запаса у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — важная часть логопедической работы, требующая особого внимания. Ограниченный словарный запас влияет не только на способность ребенка к общению, но и на общее развитие его когнитивных и социальных навыков. Логопед в школе сталкивается с задачей не только научить ребенка новым словам, но и активизировать их использование в повседневной речи. Дети с ОВЗ часто имеют задержку в развитии речи, сложности с запоминанием новых слов и недостаточную речевую активность, что требует целенаправленных и систематических методик.
Одной из ключевых задач в работе с детьми с ОВЗ является активизация уже существующего словарного запаса. Часто дети знают слова пассивно, но не используют их в своей речи. Для этого важно создавать ситуации, которые стимулируют речевую активность. Одним из эффективных методов является диалоговая форма работы, когда логопед создает контексты общения, требующие от ребенка ответов и использования нужных слов. Например, можно организовать игру в магазин, где ребенку нужно будет «покупать» разные предметы, называя их и описывая, для чего они нужны. Это упражнение помогает не только вспомнить известные слова, но и закрепить их в активной речи.
Для расширения словарного запаса важно использовать метод тематической работы. Логопед выбирает определенные тематические группы слов (например, животные, транспорт, мебель) и последовательно вводит их в речь ребенка через разнообразные упражнения. Тематические карточки с изображениями предметов, сопровождением их названий и описаний — один из действенных способов помочь ребенку усвоить новые слова. Например, можно предложить ребенку карточку с изображением животного, где он должен не только назвать его, но и рассказать, где оно живет, чем питается. Такая работа с картинками помогает ребенку устанавливать связи между словом и его значением, развивая тем самым не только словарный запас, но и общее понимание окружающего мира.
Кроме того, полезно использовать приемы, направленные на классификацию и обобщение. Например, можно предложить ребенку задание разделить карточки на группы: «Назови все фрукты» или «Что можно найти в доме?». Такие упражнения помогают детям с ОВЗ развивать навыки обобщения и лучше структурировать свои знания. Это не только способствует расширению лексики, но и развивает у ребенка логическое мышление, что также важно для его общего когнитивного развития.
Для активизации словаря эффективным является метод «ассоциаций». Логопед называет слово, а ребенок должен придумать к нему ассоциативное слово. Например, если логопед говорит «лето», ребенок может ответить «солнце», «море» или «отдых». Такое упражнение помогает активировать словарный запас, стимулируя мышление и работу памяти. Важно, чтобы ассоциации были разнообразными и давали ребенку возможность расширить понимание значения слова в разных контекстах.
Еще одним методом является использование сюжетно-ролевых игр. Такие игры помогают ребенку активнее использовать новые слова и развивать их в ситуациях, приближенных к реальным. Например, можно разыграть сценки, где ребенок выполняет роли разных персонажей: доктора, учителя, продавца. Важно, чтобы ребенок самостоятельно использовал слова, а не только следовал инструкциям. Это помогает ему лучше запоминать лексику и применять её в разных ситуациях. Например, игра в «больницу» может быть построена на том, что ребенок-«врач» должен описать симптомы пациента, используя слова, связанные со здоровьем и самочувствием.
Для расширения словарного запаса также эффективен метод чтения с обсуждением. Логопед подбирает адаптированные тексты или сказки, соответствующие уровню речевого развития ребенка, и работает с ними через активное чтение и обсуждение. Важно не просто читать текст, но задавать ребенку вопросы, связанные с прочитанным: «Как ты думаешь, что сделал герой? Почему он так поступил?». Это стимулирует ребенка к активному использованию новых слов, улучшает понимание их значений и контекстов использования. Например, при чтении сказки можно сосредоточиться на описании действий персонажей, их внешности, характера, что позволит развивать словарный запас не только в отношении предметов, но и абстрактных понятий.
Также важно включать в работу элементы логопедической ритмики и артикуляционной гимнастики. Для детей с ОВЗ, у которых наблюдаются нарушения моторики речи, такие упражнения помогают не только лучше освоить звуковую сторону речи, но и активизировать употребление слов через повторение ритмических структур. Например, ритмичное проговаривание фраз или словосочетаний с опорой на картинки может значительно помочь детям запомнить новые слова и научиться их правильно произносить. Такие упражнения могут быть увлекательными и игровыми, что снижает напряжение и повышает мотивацию к обучению.
Таким образом, работа по формированию и расширению словарного запаса у детей с ОВЗ требует использования разнообразных методик, направленных на активизацию и обогащение речи. Использование дидактических игр, карточек, чтения с обсуждением, ролевых игр и методов классификации слов позволяет эффективно решать задачи логопедической работы. Важно помнить, что ключевым моментом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход, который учитывает речевые особенности каждого ребенка, помогает создать комфортную и поддерживающую среду для его речевого развития.
Список литературы
Ишимова
, О. А. Логопедическая работа в школе / О.А.
Ишимова
, О.А. Бондарчук. - М.: Просвещение, 2018. - 176 c.
Макарова
Н.В.
Изучение лексики детей
с недоразвитием речи: научно-методические аспекты // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2019.
№1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-leksiki-detey-s-nedorazvitiem-rechi-nauchno-metodicheskie-aspekty
Мусаева, Н. С. Изучение словарного запаса у младших школьников с нарушением интеллекта / Н. С. Мусаева. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 596-598. — URL:
https://moluch.ru/archive/95/21374/
Тишина Л.А.,
Агаркова
А.А.
С
опоставительный анализ особенностей формирования словарного запаса у младших школьников с системным недоразвитием речи //
Auditorium
. 2020. №3 (27).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelnyy-analiz-osobennostey-formirovaniya-slovarnogo-zapasa-u-mladshih-shkolnikov-s-sistemnym-nedorazvitiem-rechi