Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ, как способ социализации и адаптации в обществе | Мохова Наталья Сергеевна. Работа №353186
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования словарного запаса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как важному условию их социализации и адаптации в обществе. Рассматриваются теоретические аспекты развития речи и лексики, анализируются исследования отечественных и зарубежных ученых. Представлены методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, направленные на обогащение их словарного запаса. Приводятся практические примеры организации учебного процесса.
Ключевые слова: словарный запас, обучающиеся с ОВЗ, социализация, адаптация, развитие речи.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
Мохова Наталья Сергеевна, учитель
ОКОУ Вичугская школа-интернат №2,
Ивановская область
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования словарного запаса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как важному условию их социализации и адаптации в обществе. Рассматриваются теоретические аспекты развития речи и лексики, анализируются исследования отечественных и зарубежных ученых. Представлены методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, направленные на обогащение их словарного запаса. Приводятся практические примеры организации учебного процесса.
Ключевые слова: словарный запас, обучающиеся с ОВЗ, социализация, адаптация, развитие речи.
Развитие речи и обогащение словарного запаса играют ключевую роль в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Речь выступает основным инструментом социализации, позволяя детям общаться, выражать свои мысли и адаптироваться в обществе. Однако у детей с ОВЗ могут наблюдаться различные нарушения речевой деятельности, что затрудняет их обучение и интеграцию. Задача педагога — создать условия для развития словарного запаса обучающихся с учетом их особенностей, способствуя их успешной социализации.
Словарный запас — это совокупность слов, которыми владеет человек, и которые он использует для общения и мышления. По мнению Л.С. Выготского, развитие речи у ребенка тесно связано с общением, игровой деятельностью и когнитивным развитием.
Л.С. Выготский выделял зону ближайшего развития, в рамках которой педагог может стимулировать речевое развитие ребенка, вводя новые слова и понятия. Он подчеркивал, что лексическое развитие ребенка должно быть тесно связано с его практической деятельностью.
А.Н. Леонтьев утверждал, что развитие словарного запаса возможно только в условиях активного взаимодействия ребенка с окружающей средой. При этом особое внимание уделялось значению упражнений на развитие понимания и использования слов в разных ситуациях.
Зарубежные исследователи, такие как Джин Пиаже, рассматривали формирование речи как часть когнитивного развития ребенка. Они отмечали, что обогащение словарного запаса должно происходить на основе включения ребенка в социальное взаимодействие и игру.
Рассмотрим методы формирования словарного запаса у детей с ОВЗ.
1. Для детей с ОВЗ важно сопровождать новое слово визуальными образами. Например, использование карточек с изображениями предметов, интерактивных приложений и таблиц помогает установить связь между словом и его значением.
2. Игровые приемы.
- Игра "Кто это?" или "Что это?": ребенок описывает предмет, а другие отгадывают.
- Словесные ассоциации: учитель называет слово, а дети приводят слова, связанные с ним.
3. Совместная работа в парах или группах помогает детям практиковать использование новых слов. Например, разыгрывание сценок, где участники учатся использовать слова в диалоге.
4. Особое внимание уделяется обучению детей правилам общения, таким как использование приветствий, выражение просьб и благодарности.
5. На уроках русского языка и литературного чтения вводятся задания, направленные на активное использование слов. Например, составление рассказов по картинке или пересказ текста с использованием новых слов.
Приведем примеры работы с детьми с ОВЗ.
1. Урок развития речи: "Мой дом".
Цель: Расширить словарный запас, связанный с предметами дома.
Этапы урока:
- Демонстрация картинок с изображением мебели.
- Обсуждение: "Как называется этот предмет? Где он находится?"
- Ролевая игра: дети "обустраивают" дом, используя изученные слова.
2. Игра "Магазин".
Цель: Формировать навыки использования слов, связанных с продуктами.
Этапы игры:
- Один ребенок "продавец", другой "покупатель".
- Используются карточки с изображением товаров.
- Ребенок-покупатель составляет фразу: "Мне, пожалуйста, яблоко и хлеб".
3. Создание словариков. Каждый ученик ведет личный "словарик новых слов", где записывает незнакомые слова, их значения и рисует иллюстрации.
Обогащение словарного запаса помогает детям с ОВЗ:
- Улучшить коммуникативные навыки.
- Повысить уверенность в общении с окружающими.
- Осваивать новые социальные роли.
- Успешно интегрироваться в коллектив сверстников.
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую зависит от их способности выражать свои мысли и понимать окружающих. Развитый словарный запас облегчает их взаимодействие с обществом.
В заключение отметим, что формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ — это важный аспект их образовательного и социального развития. Работа учителя должна быть систематической, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и опираться на современные методики. Обогащение речи способствует не только успешной адаптации в обществе, но и раскрытию потенциала каждого ребенка.
Список литературы
1. Баязитов С.Б. Социализация личности обучающихся в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. №4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-lichnosti-obuchayuschihsya-v-usloviyah-integratsii-doshkolnogo-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya
2. Зайцева Нина Петровна Формирование лексической грамотности учащихся средствами словарной работы на уроках русского языка // Образовательный процесс. 2019. №4 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksicheskoy-gramotnosti-uchaschihsya-sredstvami-slovarnoy-raboty-na-urokah-russkogo-yazyka
3. Камолова Ш. Т. Значение словарной работы при изучении русского языка // Экономика и социум. 2021. №12-2 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-slovarnoy-raboty-pri-izuchenii-russkogo-yazyka