Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ, как способ социализации и адаптации в обществе | Мохова Наталья Сергеевна. Работа №353186

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования словарного запаса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как важному условию их социализации и адаптации в обществе. Рассматриваются теоретические аспекты развития речи и лексики, анализируются исследования отечественных и зарубежных ученых. Представлены методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, направленные на обогащение их словарного запаса. Приводятся практические примеры организации учебного процесса. 

Ключевые слова: словарный запас, обучающиеся с ОВЗ, социализация, адаптация, развитие речи. 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

 

Мохова Наталья Сергеевна, учитель

ОКОУ Вичугская школа-интернат №2,

Ивановская область

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования словарного запаса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как важному условию их социализации и адаптации в обществе. Рассматриваются теоретические аспекты развития речи и лексики, анализируются исследования отечественных и зарубежных ученых. Представлены методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, направленные на обогащение их словарного запаса. Приводятся практические примеры организации учебного процесса.

Ключевые слова: словарный запас, обучающиеся с ОВЗ, социализация, адаптация, развитие речи.

 

Развитие речи и обогащение словарного запаса играют ключевую роль в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Речь выступает основным инструментом социализации, позволяя детям общаться, выражать свои мысли и адаптироваться в обществе. Однако у детей с ОВЗ могут наблюдаться различные нарушения речевой деятельности, что затрудняет их обучение и интеграцию. Задача педагога — создать условия для развития словарного запаса обучающихся с учетом их особенностей, способствуя их успешной социализации.

Словарный запас — это совокупность слов, которыми владеет человек, и которые он использует для общения и мышления. По мнению Л.С. Выготского, развитие речи у ребенка тесно связано с общением, игровой деятельностью и когнитивным развитием.

Л.С. Выготский выделял зону ближайшего развития, в рамках которой педагог может стимулировать речевое развитие ребенка, вводя новые слова и понятия. Он подчеркивал, что лексическое развитие ребенка должно быть тесно связано с его практической деятельностью.

А.Н. Леонтьев утверждал, что развитие словарного запаса возможно только в условиях активного взаимодействия ребенка с окружающей средой. При этом особое внимание уделялось значению упражнений на развитие понимания и использования слов в разных ситуациях.

Зарубежные исследователи, такие как Джин Пиаже, рассматривали формирование речи как часть когнитивного развития ребенка. Они отмечали, что обогащение словарного запаса должно происходить на основе включения ребенка в социальное взаимодействие и игру.

Рассмотрим методы формирования словарного запаса у детей с ОВЗ.

1. Для детей с ОВЗ важно сопровождать новое слово визуальными образами. Например, использование карточек с изображениями предметов, интерактивных приложений и таблиц помогает установить связь между словом и его значением.

2. Игровые приемы.

- Игра "Кто это?" или "Что это?": ребенок описывает предмет, а другие отгадывают.

- Словесные ассоциации: учитель называет слово, а дети приводят слова, связанные с ним.

3. Совместная работа в парах или группах помогает детям практиковать использование новых слов. Например, разыгрывание сценок, где участники учатся использовать слова в диалоге.

4. Особое внимание уделяется обучению детей правилам общения, таким как использование приветствий, выражение просьб и благодарности.

5. На уроках русского языка и литературного чтения вводятся задания, направленные на активное использование слов. Например, составление рассказов по картинке или пересказ текста с использованием новых слов.

Приведем примеры работы с детьми с ОВЗ.

1. Урок развития речи: "Мой дом".

Цель: Расширить словарный запас, связанный с предметами дома.

Этапы урока:

- Демонстрация картинок с изображением мебели.

- Обсуждение: "Как называется этот предмет? Где он находится?"

- Ролевая игра: дети "обустраивают" дом, используя изученные слова.

2. Игра "Магазин".

Цель: Формировать навыки использования слов, связанных с продуктами.

Этапы игры:

- Один ребенок "продавец", другой "покупатель".

- Используются карточки с изображением товаров.

- Ребенок-покупатель составляет фразу: "Мне, пожалуйста, яблоко и хлеб".

3. Создание словариков. Каждый ученик ведет личный "словарик новых слов", где записывает незнакомые слова, их значения и рисует иллюстрации.

Обогащение словарного запаса помогает детям с ОВЗ:

- Улучшить коммуникативные навыки.

- Повысить уверенность в общении с окружающими.

- Осваивать новые социальные роли.

- Успешно интегрироваться в коллектив сверстников.

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую зависит от их способности выражать свои мысли и понимать окружающих. Развитый словарный запас облегчает их взаимодействие с обществом.

В заключение отметим, что формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ — это важный аспект их образовательного и социального развития. Работа учителя должна быть систематической, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и опираться на современные методики. Обогащение речи способствует не только успешной адаптации в обществе, но и раскрытию потенциала каждого ребенка.

 

Список литературы

1. Баязитов С.Б. Социализация личности обучающихся в условиях интеграции дошкольного, общего и дополнительного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. №4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-lichnosti-obuchayuschihsya-v-usloviyah-integratsii-doshkolnogo-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya

2. Зайцева Нина Петровна Формирование лексической грамотности учащихся средствами словарной работы на уроках русского языка // Образовательный процесс. 2019. №4 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksicheskoy-gramotnosti-uchaschihsya-sredstvami-slovarnoy-raboty-na-urokah-russkogo-yazyka

3. Камолова Ш. Т. Значение словарной работы при изучении русского языка // Экономика и социум. 2021. №12-2 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-slovarnoy-raboty-pri-izuchenii-russkogo-yazyka

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×