Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Формирование словаря антонимов и синонимов у дошкольников с ОНР. | Мищенчук Марина Сергеевна. Работа №290404

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мищенчук Марина Сергеевна
     Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со свепстниками и взрослыми. Поэтому важно заботится о своевременном формировании речи, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. 

     Устная речь формируется в дошкольном возрасте. Чем она будет качественнее, тем успешней пройдет его обучение в школе. Поэтому анный проект является актуальным. 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

Основная часть. Теоретическо

е обоснование использования

дидактических игр и познавательных упражнений

для формирования активно

г

о словаря у дошкольников

с общим недоразвитием речи

…….

5

Понятие «

ОНР»

………………………………………………….

.

5

Развитие лексики в норме и патологии

……………………………

5

Коррекционно-воспитательная работа по активизации словаря детей с ОНР

……………………………………………………

……

.

6

Роль дидактических игр и познавательных упражнений в процессе формирования активного словаря дошкольников с ОНР

………...

7

Практическая часть

. Этапы проекта……………………………………

…8

Заключение…………………………………………………………………….13

Список литературы……………………………………………………………14

Приложения

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми. Поэтому отмечается важность заботы о своевременном формировании речи, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

Устная речь ребенка формируется в дошкольном возрасте. Темпы ее развития у каждого из них различны. Чем качественнее будет речь дошкольника, тем успешней пройдет его дальнейшее обучение в школе. Этот факт повлиял на выбор темы проекта «Использование дидактических игр и познавательных упражнений для формирования активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Актуальность работы заключалась в том, что количественное и качественное развитие словаря в целом, а также достаточно развитый словарь антонимов и синонимов является основой для развития речи детей. Особо хочется отметить, что именно на основе совместной и согласованной работы логопеда и воспитателя строится более качественная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР. Поэтому тема проекта актуальна также с этой точки зрения. Только вовремя начатая коррекционно-развивающая работа по активизации словаря сможет обеспечить дошкольникам нужный уровень речевого развития.

Цель проекта: расширить, углубить и активизировать словарь у дошкольников с ОНР с помощью использования дидактических игр и познавательных упражнений в ходе совместной работы логопеда и воспитателя.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

изучить

и

проанализировать

научно-

методическую

литера

туру по теме

проекта

;

создать

условия для успешного проведения проектной деятельности;

разработать

педагогическую технологию по использованию дидактических игр и познавательных упражнений по формированию

активного словаря детей с ОНР;

определить

эффективные формы взаимодействия с родителями;

анализ

, результативность и перспективность

использования игр и упражнений для формировании

активного словаря детей дошкольного возраста с ОНР.

Практическая значимость: достаточное развитие активного словаря, в частности, словаря антонимов и синонимов у дошкольников с ОНР, обеспечивает оптимальные условия для успешного общения и обучения в школе.

Теоретическая значимость: полученные результаты исследования помогут правильно организовать совместную работу специалистов в ходе формирования активного словаря у детей с ОНР, используя дидактические игры и познавательных упражнения. Содержание работы может использоваться воспитателями, логопедами и специалистами ДОУ.

Участники проекта: дошкольники с ОНР, логопед, воспитатели, родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть. Теоретическо

е обоснование

использования дид

актических игр и познавательных

упражнений для формирования активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе речевой и неречевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.

Еще Выготский Л.С. отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придаётся большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирования лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления.

Литературные данные по проблемам исследования особенностей речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от нормально развивающихся как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса.

Таким образом, спонтанное речевое развитие ребенка с ОНР протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.

Коррекцией речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и воспитатель. Они работают над обогащением словарного запаса, воспитывают речевую активность. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Филичева Т.Б. и Чиркина Т.Б. указывают, что одна из основных задач воспитателя в области развития речи состоит в следующем: расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем, что обеспечивает необходимую базу для эффективной логопедической работы. Так, например, занятия по разделу «Коммуникация» проводятся в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим, уточнение и активация словарного запаса в соответствии с намеченной тематикой («Одежда», «Фрукты», «Посуда», «Игрушки» и т.д.). Воспитатель знакомит детей с трудом обслуживающего персонала, с некоторыми предметами труда. В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дети ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки осени, закрепляются знания о названиях овощей, фруктов и т.д. Логопед максимально использует речевой материал, полученный детьми на занятиях воспитателя и в повседневной жизни.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому дидактическим играм и познавательным упражнениям отводится здесь немаловажная роль.

Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементом которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.

 

 

Практическая часть.

В предыдущей главе был дан обзор научно-методической литературы по теме проекта. В ходе обзора были подобраны методики, направленные на изучение словарного состава детей с нормальным и нарушенным речевым развитием, а также дидактические игры и познавательные упражнения на формирование словаря у дошкольников с ОНР III уровня.

Работа проводилась в три этапа: на первом этапе (организационном) проводилось изучение словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР; вторым этапом (содержательный) стало развитие активного словаря детей дошкольного возраста с ОНР, в частности развитие словаря антонимов и синонимов в ходе коррекционной работы логопеда и воспитателя; третьим этапом (результативным) стал контроль результатов, который подтвердил успешность совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя по формированию активного словаря у дошкольников с ОНР.

Изучение словаря дошкольников с ОНР было проведено в начале эксперимента. Целью стало выявление уровня развития словаря дошкольников. Для решения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

выявить

объем предметного словаря, словаря признаков, глагольного словаря и словаря наре

чий;

установить

точность употребления слов детьми и понимания ими лексического значения слова;

определить

умение детей подбирать антонимы, синонимы к разным частям речи.

Первая часть обследования «Изучение активного и пассивного словарного запаса детей» началась с изучения активного словарного запаса. Был изучен предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь и словарь наречий. Детям предлагались задания следующего вида:

по

картинкам назвать предметы (кто? что?), признаки (какой?), действия (что делает?), качества (как?);

назвать

одним словом (обобщающее понятие: домашние, транспорт, летающие, веселые и т.д.);

назвать

слова входящие в обобщающее слово (Например: посуда - тарелка, вилка, кастрюля, ложка и т.д.);

узнавание

предмета по названию его частей, признаков, действий;

самим

назвать части предмета.

При выявлении пассивного словаря дошкольников были использованы задания следующего вида:

покажи

,

где...;

разложи

картинки на группы;

узнай

предмет по описанию и названию его частей, признаков, действий; соотнеси его с картинкой.

Во второй части обследования «Изучение точности употребления слов детьми и понимания ими лексического значения слова» для более детального изучения словаря детей были использованы следующие задания: детям предлагалось объяснить значение слова. Например, при изучении пассивного словаря детям предлагалось угадать предмет по его значению и показать. А для обследования активного словаря - самим объяснить это значение слова.

В третьей части обследования «Изучение словаря антонимов и синонимов» задания на подбор синонимов и антонимов к заданному слову (существительному, глаголу, прилагательному, наречию) сводились к следующему: в более легких случаях детям предлагалось выбрать из 3 слов 2 слова - «неприятеля» или «приятеля»; в более сложных - подобрать слово противоположное по смыслу или слово-приятель. Данный вид заданий использовался как на уровне слов, так и на уровне предложений. Подбору антонимов и синонимов к разным частям речи было уделено особое внимание.

Следующим этапом работы стало развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Для решения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

расширить

и углубить объем предметного словаря, словаря признаков, глагольного словаря и словаря наречий;

научить

детей точно употреблять слова в речи, понимать и объяснять их лексическое значение;

научить

детей подбирать антонимы, синонимы к разным частям речи.

В соответствии с выявленными нарушениями в развитии словаря детей с ОНР и основной целью эксперимента были подобраны дидактические игры и познавательные упражнения для коррекционно-развивающей работы логопеда и воспитателя по формированию активного словаря детей, словаря антонимов и синонимов (См. приложение).

Так как одной из важнейших составлявших работы по развитию речи является словарная работа, то именно она легла в основу формирующего эксперимента. Обогащение словаря происходило в рамках образовательной программы: в НОД, экскурсиях, во время режимных процессов и в других видах детской деятельности. Продолжалось обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделялось развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводились новые слова, определялось их лексическое значение; уточнялись значения уже известных детям слов.

Особое внимание уделялось работе по расширению запаса антонимов и синонимов, формировалось умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. А так как словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании, в развитии образной стороны речи, необходимо было выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой задачи постоянно проводились специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов.

Важное место в развитии словаря занимала работа над антонимами, в результате которой дети учились сопоставлять предметы и явления. Они подбирали слова, противоположные по смыслу к изолированным словам (легкийтяжелый), к словосочетаниям (старый домновый, старый человекмолодой) или заканчивали предложение, начатое взрослым: «Один теряет, другой... (находит)».

Для того чтобы научить детей сопоставлять, т.е. подбирать антонимы, в работе использовалась методика Абрамовой Т.В. Сущность ее состояла в следующем: Сначала подбирались пары предметов с ярко выраженными, контрастными признаками. При показе логопед интонацией подчеркивал их качественную противоположность (Приложение 1).

В основу работы воспитателя по формированию словаря антонимов и синонимов легла методика Забродиной Л.В. и Ренизрук Е.С., основанная на работе с текстом. риложение 2)

Так как многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного усвоения антонимов, синонимов, то данная методика по формированию словаря антонимов и синонимов с использованием устного народного творчества, которую предложила Мещерякова Л.В., имела широкое применение на занятиях воспитателя по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи. Сначала использовались пословицы, где формы антонимов совпадают, затем нет. Отличие этих форм не препятствовало их усвоению, а вело к закреплению разных вариантов слова (Приложение 3).

Последним этапом исследовательской работы стал контроль результатов, целью которого было доказательство того, что предложенные дидактические игры и познавательные упражнения для активизации словаря детей дошкольного возраста с ОНР и совместная работа логопеда и воспитателя по формированию словаря антонимов и синонимов у детей старшего уровня имеет положительные результаты. Для этого было проведено повторное обследование группы детей с ОНР.

Сравнив результаты до и после, была доказана успешность совместной работы логопеда и воспитателей и эффективность использования предложенных игр и упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Проект «Использование дидактических игр и познавательных упражнений для формирования активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи» имел практическую и теоретическую значимость. Он был разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОНР и направлен на развитие их активного словаря через основной вид деятельности данного возраста – игру.

В теоретической части проекта была обоснована значимость развития словаря детей и рассмотрены основные направления в данной работе. Практическая часть включила в себя подбор дидактический игр и познавательных упражнений для развития словаря детей, в частности словаря антонимов и синонимов.

Итогом проекта стал сравнительный анализ результатов развития словаря детей до и после проделанной работы. Он подтвердил успешность использования в работе подобранных методов и приемов, показал хорошие результаты благодаря совместной и слаженной работе логопеда и воспитателей, а также помощи родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Абрамова

, Т.В.

Обогащ

ение словаря дошкольников с ОНР.

[

Текст

]

/ Т.В. Абрамова. //

Логопед, №5, 2004.

Филичева

,

Т.Б., Чиркина

,

Г.В. Устранение О

НР у детей дошкольного возраста:

Практическое пособие.

[

Текст

]

/

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.,

2004.

Лалаева

,

Р.И., Серебрякова

,

Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).

[

Текст

]

/

Р.И.

Лалаева

, Н.В.

Серебрякова

. -

СПб.:

СОЮЗ, 1999.

Забродина

,

Л.В. Т

ексты и у

пражнения для коррекции

лексико

– грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста:

учеб.-

методич

.

п

особие

.

[

Текст

]

/ Л.В. Забродина, Е.С.

Ренизрук

. – М.: АСТ:

Астрель

:

Транзиткнига

, 2006.

Мещерякова

, Л.В.

Использование устного народного творчества на

логопедических занятиях в ДОУ.

[

Текст

]

// Логопед, №1, 2004.

Козырева

,

Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий.

[

Текст

]

/

Л.М

.

Козырева.

- Ярославль: Академия развития, 2006.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×